Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Кошачьи миры Луиса Уэйна»: Мур, мур, мяу

Каким получился байопик, в котором Бенедикт Камбербэтч сыграл английского художника Луиса Уэйна, понимавшего язык усатых-полосатых.
22 октября 2021 0
Кадр из фильма ​«Кошачьи миры Луиса Уэйна» (2021)
Кадр из фильма ​«Кошачьи миры Луиса Уэйна» (2021)

С 21 октября в российских кинотеатрах можно будет услышать звонкое мяуканье. Нет, речь не о повторном прокате мюзикла «Кошки» – это на большие экраны вышел байопик английского иллюстратора Луиса Уэйна. Главные роли в «Кошачьих мирах Луиса Уэйна» играют Бенедикт Камбербэтч и Клэр Фой – но мяукают тут не они. Рассказываем, чем примечателен фильм режиссера Уилла Шарпа и при чем тут электричество.

В центре сюжета – личная история художника Луиса Уэйна (Камбербэтч), который изменил отношение британцев – да и не только – к кошкам. Его задорные, очаровательные «кошачьи» картины вызывали улыбки у зрителей от мала до велика и дарили им счастье. Только вот судьба самого Уэйна была не такой веселой, как котики на его иллюстрациях.

На семью Уэйн ливнем обрушились горе и слезы. От настоящего дождя их спасает черный, словно уголь, зонт, но от беды они спрятаться не могут – им предстоит похоронить любимого отца. А дальше – неизвестность. Вокруг них сгущается мрак, серость и меланхолия. Уэйны и прежде-то не могли найти в себе силы улыбаться, а тут такое страшное событие. Луис Уэйн, единственный сын и старший брат для пяти сестер, не был готов и не хотел принимать на себя ответственность главы семьи. Молодой человек изучал искусство и увлекался живописью, он всегда отличался простодушием и хаотичным умом, мог легко броситься в любую авантюру, не думая о последствиях. Но теперь Луису придется заботиться о своих сестрах и матери. Чтобы покрыть бесконечные долги, он начинает рисовать иллюстрации для журналов. Только кто будет работать с неугомонным художником, если началась эра фотографии?

Кадр из фильма «Кошачьи миры Луиса Уэйна» (2021)

Кадр из фильма «Кошачьи миры Луиса Уэйна» (2021)

Жизнь семьи Уэйн попадает как раз на закат викторианской эпохи (конец 1890-х). Обычно этот период в художественных произведениях стилизуется как что-то мрачное, угрюмое, депрессивное и полное мистики. Режиссер Уилл Шарп поначалу заставляет зрителей поверить, что «Кошачьи миры Луиса Уэйна» будут такими же. Однако это оказывается фикцией, этакой шуткой: фильм – полная противоположность «мрачным» стереотипам. В картине нет гламуризации конца 19 века – просто сложившийся депрессивный образ последних лет правления королевы Виктории наконец-то размывается. Создается впечатление, будто у Шарпа сама королева перестала носить траурные одеяния, в которых она ходила с 1861 года, со смерти своего супруга – принца Альберта.

В «Кошачьих мирах Луиса Уэйна» мрачность и депрессивность рассеиваются благодаря электричеству (в оригинале, между прочим, картина называется именно «The Electrical Life of Louis Wain»). Но как именно понимать это слово, что оно за собой скрывает – это зрителю надо обдумать самому. Луис Уэйн и сам не знал, о каком электричестве идет речь, а его близкие старались не задавать лишних вопросов. Они просто решили, что Луис «немного сумасшедший» и видит то, что нормальные люди не видят. Единственным человеком, который понимал Луиса, была его жена Эмили (Клэр Фой). Их союз мало кто одобрял, поэтому они стали изгоями в чопорном английском обществе. Эмили и Луис построили себе гнездышко где-то в районе Хампстед, который сейчас уже является частью Лондона, а тогда был только пригородом. Вот он – настоящий побег от серости и стереотипности викторианского общества к природе, солнцу, зеленым полям и краскам.

Кадр из фильма «Кошачьи миры Луиса Уэйна» (2021)

Кадр из фильма «Кошачьи миры Луиса Уэйна» (2021)

Уилл Шарп через контрасты показывает разницу между прошлой и настоящей жизнью Луиса Уэйна. Поначалу все было мрачно – а при встрече с Эмили жизнь стала наполняться светлыми тонами. Где-то даже можно подрисовать цветочки, а где-то – и радугу. Фильм «Кошачьи миры Луиса Уэйна» отличается от других байопиков как раз таким симбиозом разных медиа. Живопись главенствует над движущимися картинками, кисточка всегда задает темп. Даже кинематограф как искусство здесь обращается к традициям немых фильмов. Быстрое повествование, желтизна, неровность пленки, комичность ситуаций и настоящая добрая британская абсурдность.

Кошки никогда не ассоциировались с Великобританией – при упоминании этой страны скорее думаешь о собаках: корги, английский бульдог, спаниель… Однако, когда Луис Уэйн очеловечил кошек и показал их непритворность и самобытность, британское общество стало по-другому смотреть на этих животных и открыло им свое сердце. В свое время, когда Уэйн завел домашнего питомца, и это была не собака, все списали на «безумство» художника. Уэйн всегда шел против консервативных устоев и доверял только невидимому электричеству. Правда, невидимым оно было только для других людей.

«Кошачьи миры Луиса Уэйна» – это коллаж, видеоэссе, фейерверк, вспышки напряжения, кислотный трип и бесконечное мелодичное мяуканье. Скетчи, композиции и портреты усатых-полосатых друзей оживают на глазах и приобретают какой-то даже шизофренический подтекст. Байопик больше наполнен драматическими элементами нежели оптимистическими образами. Благодаря такой ровной дихотомии между лирикой и прозой фильм получается мягким, как движение кисточкой по холсту. Только все это внешние факторы, а на внутреннюю составляющую «Кошачьим мирам Луиса Уэйна» как будто не хватило сценария. Или, может, бюджета. Зато красиво.





В центре внимания

Поделитесь с друзьями