​Почему «Ковбой Бибоп» – великое аниме

Несколько веских причин, чтобы пересмотреть или присмотреться к культовому аниме-сериалу о космических охотниках за головами.

В начале

В апреле 1998 года на японском телевидении стартовал показ научно-фантастического аниме с необычным названием «Ковбой Бибоп». В центре его сюжета оказалась группа космических охотников за головами. Ориентирован он был на взрослых зрителей.

Главным режиссером сериала выступил Синъитиро Ватанабэ, ранее работавший в том числе над одним из проектов франшизы «Мобильный воин Гандам». Кэйко Нобумото, сотрудничавшая с Ватанабэ над сериалом «Макросс Плюс», стала основным сценаристом аниме. За внешний вид персонажей отвечал Тосихиро Кавамото, а за дизайн механических элементов – Кимитоси Ямане. Композитором аниме стала Ёко Канно.

Собравшуюся разношерстную команду трудно было назвать творческим коллективом мечты – однако результат они выдали совершенно обескураживающий.


Чем же так хорош аниме-сериал «Ковбой Бибоп»

Промо аниме-сериала «Ковбой Бибоп» (1998)

Сериал «Ковбой Бибоп» пусть и не мгновенно, но прогремел и в Японии, и на Западе. Главных причин успеха этого аниме две: многогранный и разносторонний сюжет и мастерская подача истории.

Микс крутых сюжетов и жанров

«Ковбой Бибоп» – настоящий кладезь научно-фантастических и криминальных сюжетов на любой вкус. Авторы почти в каждом из 26 эпизодов аниме рассказывают отдельную историю, постоянно обращаясь к разным жанрам и поджанрам кино, затрагивая новые, иногда неожиданные темы. В одном эпизоде мы наблюдаем за противостоянием героев с эко-террористами, в другом – следим, как команда охотников за головами на собственном корабле пытается пережить нападение таинственного монстра. От классического научно-фантастического боевика и криминального триллера до нуара и хоррора – полет фантазии создателей «Ковбоя Бибопа» вырисовывает чуть ли не полный спектр жанров западного кино того времени и прошлых десятилетий.

Сам Ватанабе вырос на американском кино: это объясняет и отдельные сцены, отсылающие к культовым фильмам, и некоторые представленные в сериале жанры – как, например, спагетти-вестерн или блэксплотейшн.

Динамичная и насыщенная история – никакой затянутости

Вертикальные сюжетные линии аниме «Ковбой Бибоп» в каждой серии удивляют новыми историями из разных уголков этого фантастического мира. Временами они разбавляются сквозными сюжетами главных героев. Все это помещается в довольно компактный по меркам японских мультсериалов хронометраж в 26 эпизодов по 24-25 минут, и еще один полнометражный фильм. Благодаря такой «сдержанности» «Ковбой Бибоп» смотрится бодро, без затянутости – а это случается даже с отличными долгоиграющими проектами из-за филлеров и просто пустых эпизодов. Впечатляющая динамичность и насыщенность захватывающими событиями в «Ковбое Бибопе» не дают заскучать ни на серию.

Юмор, грусть, экшен и жесть

Кадр из аниме-сериала «Ковбой Бибоп» (1998)

Авторы аниме «Ковбой Бибоп» мастерски дирижируют настроениями, филигранно сменяя забавные комедийные моменты брутальными и головокружительными эпизодами экшена или печальными, а иногда даже трагичными сценами.

При этом сам материал и его подача в аниме «Ковбой Бибоп» нередко достаточно жесткие, брутальные и бескомпромиссные. Нет, речь не о реках крови и обилии расчлененки – в этом плане некоторые другие анимационные сериалы легко обойдут проект Ватанабе. Речь о том, как авторы показывают события, вершат судьбы второстепенных персонажей, да и главных героев. Тут и там в «Ковбое Бибопе» звучат шутки, но грусть, щемящее ощущение безрадостного конца постоянно витают в атмосфере этого удивительного сериала.

Продуманная до мелочей постановка и уникальный саундтрек

Эмоции передаются зрителям не только благодаря тщательно продуманной истории. Постановка сцен, цветовое и световое оформление часто, как в лучшем кино, передают настроение сцены с особым вкусом и деликатностью. Разносторонний – дурманящий, бодрящий, а иногда упоительный – саундтрек Ёко Канно ловко жонглирует множеством жанров и стилей музыки: от джаза и блюза, до фанка и соула, создавая уникальное звучание этого аниме-сериала.

Реалистичный фантастический мир

Богатые на эмоции и события истории «Ковбоя Бибопа» разворачиваются в уникальном мире, где люди давно уже покинули Землю и нашли новые пристанища в разных уголках Вселенной. Сериал впечатляет деталями, вроде технологий из будущего, которые даже спустя 23 года с премьеры, в 2021-м, кажутся вполне себе правдоподобными. При этом и каждая из планет убедительно проработана авторами, начиная от внешнего вида и заканчивая особенностями и устоями существования местных жителей. Да, далеко не везде в этом мире жизнь цветет и блистает яркими красками. Многие выживают как только могут, и как раз о таких людях рассказывает это аниме.

Дизайн аниме «Ковбой Бибоп» – еще один важный аспект, добавляющий убедительности миру великолепного произведения Ватанабэ и компании. От оформления космических кораблей, городов и костюмов до внешнего вида самих персонажей – все здесь работает на создание объемного, разнообразного и живого мира, в который легко поверить и в не самых уютных объятиях которого благодаря работам Тосихиро Кавамото и Кимитоси Ямане так легко раствориться.

Неординарные главные герои – каждый со своим мрачным секретом

Кадр из аниме-сериала «Ковбой Бибоп» (1998)

Главные герои анимационного сериала – Спайк, Джет и Фэй – охотники за головами. Они блуждают по космосу от планеты к планете на видавшем виды корабле «Бибоп» – его название отсылает к революционному, как и само аниме, джазовому стилю 1940-х. Участники этого трио, к которому позже присоединяется девочка-савант Эд, во многом противоположны. Именно это позволяет им так прекрасно дополнять друг друга и создавать чудесную динамику отношений в каждом эпизоде.

Авторы аниме «Ковбой Бибоп» здорово заигрывают со стереотипностью типажей этих персонажей – поверхностное знакомство с героями может создать именно такое чувство. Однако первое впечатление в этом случае оказывается обманчивым: все намного интереснее и сложнее.

Эффектная и вызывающая Фэй Валентайн, непредсказуемо ведущая себя даже в компании соратников, вовсе не роковая женщина, а несчастный человек, который пытается восстановить воспоминания о прошлом.

Жизнерадостная Эд, несмотря на юный возраст, тоже пережившая болезненные события, соединяет в себе детскую непосредственность и гениальность, добавляя немного веселья скупой на положительные эмоции компании.

Прямолинейный, приземленный и самый уравновешенный в коллективе Джет отвергает свое прошлое, но так и не меняется глубоко внутри.

Вельш-корги Айн, заявленный как умнейшая собака в Галактике, честно говоря, не особо оправдывает такое звание. Зато он милый!

И, конечно, Спайк Шпигель, в памяти которого не утихает противостояние с непримиримым соперником Вишезом. Спайк совмещает в себе стиль, расслабленность в симбиозе с потрясающими навыками ведения боя, а также апатию, которую временами разбавляют живые эмоции от новых сложных заданий.

Спайк, Джет, Фэй и Эд – это четыре одиноких души, которых обстоятельства на время свели вместе. У каждого из них есть тайна прошлого, которая усложняет их настоящее и делает крайне туманным будущее. Проявляясь по ходу сюжета, эти мрачные секреты объясняют, почему герои каждый по-своему переживают экзистенциальный кризис, но так и не раскрывают всю подноготную персонажей. Да этого и не нужно. Ведущие персонажи аниме «Ковбой Бибоп», по сути, статичны. Это не тот сериал, в котором постоянное развитие героев движет историю вперед. Мрачное прошлое время от времени настигает персонажей, но не для того, чтобы преобразить их.

Герои день за днем живут настоящим, не питая надежд на будущее. Чтобы на время скрыться от прошлого, они берутся за очередное задание по поимке разыскиваемых преступников, а там уж что случится. За пределами этой опасной и неблагодарной работенки у них, по большому счету, нет причин, чтобы жить. Только промысел охотников за головами наполняет их существование жизнью и драйвом.

Второстепенные герои – харизматичные и с «изюминкой»

Калейдоскоп запоминающихся персонажей здорово дополняет огромное разнообразие второстепенных или эпизодических действующих лиц. Даже персонажи, которые могут появиться в аниме «Ковбой Бибоп» на эпизод или на пару сцен, обладают большей харизмой и более цепляющими историями, чем основные герои из многих других анимационных шоу. Некоторые из второстепенных персонажей «Ковбоя Бибопа», несмотря на преступный промысел в настоящем, – лишь неудачники, которые когда-то оказались не в то время и не в том месте.

Впечатляющее разнообразие типажей укрепляет убедительность мира аниме «Ковбой Бибоп», делая его столь похожим на настоящий.


В итоге

Промо аниме-сериала «Ковбой Бибоп» (1998)

Погружающий зрителей то в джазовую меланхолию космоса, то в захватывающий научно-фантастический аттракцион «Ковбой Бибоп» был прорывным для своего времени произведением. Его актуальность не угасает до сих пор – и вряд ли что-то изменится в ближайшие десятилетия. Короткое по меркам аниме-сериалов творение Ватанабэ и его творческого коллектива безукоризненно выверено как в мелочах, так и в основополагающих элементах. Если вы по какой-то причине еще не успели отправиться в незабываемое путешествие в компании четырех одиноких сердец, охотящихся за головами на корабле «Бибоп», то не откажите себе в этом удовольствии.

See you Space Cowboy…



Читайте также