Написал сообщение в тусовке литература
0 27 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 15 Сентября 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 26 Июня 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 14 Марта 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 29 Ноября 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 13 Сентября 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 4 Августа 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 6 Июля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 27 Мая 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 28 Апреля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 4 Апреля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 24 Февраля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 20 Января 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 17 Декабря 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 22 Октября 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 25 Августа 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 28 Июля 2021 Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

​10 «темных лошадок» в известных рок-группах

Брайан Джонс в The Rolling Stones, Джордж Харрисон в The Beatles и другие музыканты, которые внесли огромный вклад в звучание групп, оставаясь при этом «в тени».
28 февраля 2022 0
Ричард Райт, Джордж Харрисон, Брайан Джонс
Ричард Райт, Джордж Харрисон, Брайан Джонс

28 февраля могло бы исполниться 80 лет Брайану Джонсу – гитаристу классического состава The Rolling Stones, неутомимому проповеднику блюза в провинциальной Британии начала 1960-х и члену печально известного «Клуба 27». Карьера Джонса как в группе, так и вне ее оказалась короткой – однако его влияние на музыку роллингов переоценить невозможно. Рассказываем о нем и о других «темных лошадках» рок-музыки.

Брайан Джонс

The Rolling Stones

Cтать музыкантом Льюису Брайану Хопкину Джонсу – которого весь мир знает как Брайана Джонса – было суждено: его родители играли на фортепиано и поощряли интерес сына к музыке. Брайан быстро освоил фортепиано, а в школе играл на кларнете, который впоследствии поменял на саксофон. Впрочем, пришедшее вскоре увлечение музыкой Мадди Уотерса и Элмора Джеймса не оставило другим инструментам шансов. Быстро овладев гитарой, Джонс под псевдонимом Элмо Льюис начал играть с группой отца британского блюза Алексиса Корнера. Именно на выступлении Корнера его и приметили Мик Джаггер и Кит Ричардс, решившие, что перед ними настоящая звезда.

Брайан Джонс и впрямь вел себя как звезда, и не без оснований. Звукоинженер Глин Джонс, сделавший первые записи The Rolling Stones, вспоминал, что Брайан добивался максимально точного воспроизведения блюзовой атмосферы. А по мере того, как группа вырастала из исполнения блюзовых каверов, пригождался и мультиинструментализм Брайана – звуки ситара в «Paint It Black» стали такой же фишкой песни, что и гитарный рифф Кита Ричардса в «Satisfaction». Дальше были дульцимер и маримба, саксофон и меллотрон, индийская тамбура и терменвокс – и за все это отвечал именно Брайан Джонс.

Эксперименты не только с музыкой, но и с наркотиками завели Джонса чересчур далеко. Как пишет в мемуарах Кит Ричардс, со временем выяснилось, что Брайан Джонс, несмотря на музыкальную одаренность, неспособен к написанию песен, а его раздолбайское отношение к делу только растет. Конец оказался предсказуем: увольнение из группы, которую Брайан до конца считал своей, депрессия и уход из жизни при загадочных обстоятельствах. И все же именно Брайан Джонс создал рецепт успеха, которого The Rolling Stones придерживались на протяжении всей карьеры: использовать можно какие угодно инструменты, но если в группе есть эффектная гитарная «связка», остальное приложится.


Джордж Харрисон

The Beatles

Вероятно, гитарист ливерпульской четверки Джордж Харрисон должен бы стоять в списке «темных лошадок» первым. Доказательство этому можно найти еще в ранние годы существования The Beatles. Одной из первых песен, записанных Джоном Ленноном, Полом Маккартни и Джорджем Харрисоном, стала композиция Пола «In Spite Of All The Danger», авторство которой тот разделил с приятелем. «Это скорее моя песня, а Джордж просто играл там на гитаре», – говорил Маккартни. Зато одной из следующих композиций The Beatles, вышедшей официально, оказался инструментальный номер «Cry For A Shadow» в духе известной тогда группы The Shadows. Подписан он именами Джона Леннона и Джорджа Харрисона – задолго до того, как «Леннон-Маккартни» станет единственно правильным сочетанием имен.

Дальнейший путь Харрисона-гитариста и автора песен известен хорошо – от имитирующей коллег по группе песни «Don’t Bother Me» через нетривиальные истории любви, вроде «If I Needed Someone», до безусловных шедевров «While My Guitar Gently Weeps» и «Something». Гитарный проигрыш в последней из этих песен запоминается не хуже основной мелодии и текста – а для гитариста это, пожалуй, лучшая похвала. Потом были грандиозный тройной альбом «All Things Must Pass» и сольная карьера, отдельные результаты которой не уступали и самому Полу Маккартни.

Еще интересно: Почему стоит посмотреть документалку Питера Джексона «The Beatles: Get Back»


Джон Пол Джонс

Led Zeppelin

Одним из последних альбомов The Rolling Stones с участием Брайана Джонса стал «Their Satanic Majesties Request» – не самая удачная попытка ответить битловскому «Сержанту Пепперу». Одним из ярчайших его моментов стала баллада «She’s A Rainbow» с эффектной аранжировкой струнных, сочиненной асом студийной работы Джоном Полом Джонсом. Пару лет спустя, обалдев от студийной работы, Джон Пол Джонс связался с Джимми Пейджем, решившим затеять нечто громкое, жесткое и на блюзовой основе. Остальное, как говорится, уже история.

В годы Led Zeppelin Джон Пол Джонс находился в тени троих остальных коллег – зато без него явно не родилась бы одна из самых проникновенных и недооцененных композиций «No Quarter». А в «Trampled Under Foot» Джонс демонстрирует фанковый кач в лучших традициях Стиви Уандера и мастерство клавишника.


Гизер Батлер

Black Sabbath

Сложно назвать другую группу, которая бы так повлияла на стиль хеви-метал, как Black Sabbath – с их вязкими гитарными риффами и мрачными текстами. Но если гитарист Тони Айомми уже давно вошел в стан героев гитары, то его коллеге, бас-гитаристу и автору текстов Гизеру Батлеру пришлось ждать признания куда дольше.

«Не будучи полностью знакомым со стилем басистов той эпохи, Гизер в основном следовал за игрой Тони Айомми, дублируя его тяжелые риффы и заставляя их звучать еще мощнее. Хотя такой подход не устраивал некоторых музыкальных критиков и слушателей, он смотрелся весьма новаторски», – пишет портал Ultimate Guitar, отмечая тонкий подход Гизера Батлера к игре. Если в таких вещах, как записанный буквально на ходу «Paranoid» или «Heaven and Hell», Гизер играет простые партии, то звучащая на втором альбоме группы «War Pigs» – это настоящее пиршество баса.


Джон Дикон

Queen

«Мы сразу поняли, что он – то, что надо, хоть он и был чересчур тихим. Джон с нами почти не разговаривал!» – вспоминал Брайан Мэй о знакомстве с Джоном Диконом, четвертым участником классического состава Queen.

Если Джорджа Харрисона называли «тихим битлом», то Джона Дикона впору именовать «тихим квином». Он пришел в Queen последним, но композиции его авторства появились уже на третьем альбоме группы. Написанная им «You're My Best Friend» с ее уверенными аккордами на электрическом фортепиано стала украшением легендарного «A Night At The Opera» и закрепила уникальную ситуацию, когда на сочинение хитов способны не один, не два и даже не три, а все четверо участников группы. Фанковый бас Джона в «Another One Bites The Dust» задал Queen новое направление для развития, да и любая подборка их хитов просто немыслима без «I Want To Break Free» или «Friends Will Be Friends», сочиненной басистом совместно с Фредди Меркьюри.

После смерти Меркьюри и выпуска прощального альбома «Made In Heaven» Джон Дикон отошел от музыки, хотя по-прежнему принимает участие в бизнесе Queen, включая консультирование нашумевшего фильма «Богемская рапсодия». Похоже, отчислений от песен ему до сих пор хватает на сравнительно безбедную старость.


Малькольм Янг

AC/DC

Как и The Rolling Stones, AC/DC известны прежде всего своей «гитарной связкой» Ангуса и Малькольма Янгов, ведущая роль в которой на самом деле неочевидна.

«Все считают Ангуса самым главным, но для меня шеф – это Малькольм. Вспомните "Live Wire". Он играет аккорды этой песни все время, но изменяет крошечный паттерн. Ритм-гитаристы играют это и затем играют этот же самый паттерн снова. А вот Малькольм изменит такую крошечную деталь, которую услышат только его фанаты – они только и поймут, что он тут сделал. Это мелочь, которая делает просто рок чем-то чуть большим», – говорит певец Джон Суон, приятель Янгов.

Доказать незаменимость Малькольма Янга на деле просто. Послушайте сперва любой классический альбом AC/DC, а после него – один из последних альбомов «Rock Or Bust», где вместо ушедшего Малькольма играет племянник братьев Стиви Янг. Вроде бы все на месте, музыка по-прежнему качает – но в монолитном прежде ритме AC/DC словно появилась незаметная трещина, залатать которую уже никогда не получится.


Ричард Райт

Pink Floyd

Как и The Rolling Stones, Pink Floyd начинали с блюзовой музыки, и даже название получили в честь пары малоизвестных блюзменов – Пинка Андерсона и Флойда Каунсила. Впрочем, довольно скоро их музыка трансформировалась в нечто иное – и немаловажную роль в этом стали играть клавишные инструменты, за которые встал бывший ритм-гитарист Ричард Райт. На первом альбоме «The Piper At The Gates of Dawn» Райту принадлежат клавишные и несколько вокальных партий. С уходом Сида Баррета влияние Ричарда Райта несколько снизилось, но не исчезло. Без Райта не появилась бы на свет фортепианная композиция «The Violent Sequence», впоследствии названная «Us and Them» или не менее выдающаяся «The Great Gig In The Sky» – обе они украсили мегаселлер «Dark Side Of The Moon».

С отходом Pink Floyd от арт-рока в сторону более прямолинейного звука и текстов роль Ричарда Райта упала почти до нуля. К моменту выхода знаменитого альбома «The Wall» клавишник и вовсе оказался за бортом группы, перейдя в статус приглашенного музыканта. В «пост-уотерсовский» период справедливость была восстановлена, но вклада, подобного классическим годам Pink Floyd, Ричард Райт больше так и не внес.


Крист Новоселич

Nirvana

Отсутствие бас-гитары всегда было своего рода фишкой независимых групп из Сиэтла – по крайней мере до того, как Nirvana отправилась покорять хит-парады. По счастью, к самой группе это не относилось: бас и, что еще важнее, басист были в ней с самого начала. Крист Новоселич всегда находился в тени то Курта Кобейна, то Дэйва Грола – однако многие считают его вклад в музыку Nirvana недооцененным. Одни обращают внимание на его партии в восхитительно бардачном дебютнике «Bleach». Другим по душе грув в припеве «Heart-Shaped Box». Третьи не слышали ничего лучше игры Новоселича в «Lounge Act». В любом случае это хороший повод обратить внимание на что-то помимо ярости Кобейна и энергии Грола.


Джимми Чемберлин

The Smashing Pumpkins

Мелодическим центром одной из самых ярких команд 1990-х годов всегда был гитарист и певец Билли Корган. Но если вы хотите удостовериться, что The Smashing Pumpkins состояли не только из него одного, внимательно вслушайтесь в то, как играет на ранних альбомах ударник Джимми Чемберлин.

«Не понимаю, как я мог от него отказаться?» – говорил Корган, анонсируя первый за долгое время альбом группы с участием Чемберлина. Чтобы его понять, достаточно вслушаться в ранний хит «Cherub Rock»: на фоне гитарных шквалов барабаны звучат почти сдержанно, поддерживая грув и давая себе волю лишь в проигрышах. Кстати, внимания стоят и сольные альбомы барабанщика под вывеской Jimmy Chamberlin Complex, звучащие более джазово.


Эд О’ Брайен

Radiohead

«В Radiohead мне никогда не надоедают даже песни, сыгранные в их привычном стиле – порой в середине куплета мы слышим, как в музыке появляется новый слой, меняющий всю картину. И это обычно заслуга Эда», – пишет на Reddit один из поклонников гитариста Эда О’ Брайена. Еще во времена «OK Computer» Radiohead называли новыми Pink Floyd – так это или нет, но их музыка в любом случае только выигрывает за счет подобных нюансов.

«Гитара для меня – как осциллятор на синтезаторе, скорее отправная точка для звука, нежели сам звук», – признается в интервью О’ Брайен. По его словам, он предпочитает делать звучание как можно более необычным – и для группы с тремя гитарами в составе это явный плюс. Кстати, одним из свидетельств тому стал обманчиво мягкий основной рифф в знаменитой «No Surprises», сыгранный именно Эдом О’ Брайеном.



Поделитесь с друзьями