28 октября вышли финальные 7 и 8 эпизоды сериала-антологии «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо». Марафон ужасов удался. Восемь не похожих друг на друга страшилок нагоняют страху неожиданными сюжетными поворотами и изобретательными пугалками. Есть здесь как крепкие хоррор-истории, так и жуткие недоразумения. Рассказываем о каждой из серий и отвечаем, какая из них – настоящая жемчужина ужасов.
Эпизоды расположены в порядке от самого нестрашного и скучного к самому жуткому.
7 эпизод «Просмотр»
У эпизода «Просмотр» самая интригующая завязка из всех историй галереи ужасов Гильермо дель Торо. Несколько абсолютно разных людей собираются на парковке. Каждый талантлив в своей области – от литературы до астрофизики. Загадочный мужчина отвозит их на фургончике в роскошный дом пожилого богача. Старик предлагает гостям выпить, послушать музыку, принять запретные вещества и поболтать за жизнь. А в конце посиделок их всех ждет сюрприз: поход в комнату со странным неопознанным объектом.
История с заманчивой задумкой цепляет только первые несколько минут, затем «Просмотр» стремительно тонет в бессмысленных диалогах, не раскрывающих ничего интересного – они служат только затянутыми напоминаниями о том, чем занимаются герои. Из-за бестолкового повествования интерес к этому несодержательному эпизоду лопается так же быстро, как голова одного из героев в конце. Финальному кровавому твисту не удается оживить интерес – он просто разбавляет тягомотину мерзостью.
1 эпизод «Лот 36»
Ник (Тим Блейк Нельсон) покупает на аукционе склад, чтобы потом повыгоднее распродать вещи, которые там хранятся. Когда-то место принадлежало ныне покойному старику. На складе Ник находит спиритический стол и три оккультные книги. Со слов потенциального покупателя он выясняет, что где-то должна быть и четвертая книга, более дорогая. В попытках отыскать спрятанный том Ник и покупатель сталкиваются со злом во плоти.
В эпизоде «Лот 36» много интересного для фанатов чертовщины – чего только стоит секретная комната для обрядов. Благодаря старым вещицам в складском помещении – вроде альбома с фотографиями – мы узнаем детали предыстории прежнего владельца. Однако получить удовольствие от чертовщины не удается, да и не пугает она. История предсказуемая и монотонная. Даже напряженные прогулки по темным коридорам оказываются нестрашными пустышками. А стоит только нечисти разгуляться – эпизод завершается. Ну, хотя бы монстр тут жуткий.
6 эпизод «Грезы в ведьмовском доме»
Уолтер (Руперт Гринт) в детстве потерял сестру-близнеца. Сразу после смерти сестры он видел, как ее душу утащила некая мистическая сила. В итоге всю жизнь Уолтер посвящает поискам способа связаться с сестрой. Однажды он знакомится с индейцем, который предлагает ему наркотик, отправляющий сознание в лес духов. В потустороннем мире Уолтер находит сестру – но в то же время из-за его действий дух ведьмы выбирается в реальный мир.
«Грезы в ведьмовском доме» – одна из двух серий «Кабинета редкостей», снятых по мотивам рассказов Говарда Филлипса Лавкрафта. Получился по-настоящему лавкрафтовский готический ужас. Тут есть необычные существа – напоминающая древесного монстра ведьма и крыса с головой человека. Атмосферу ужаса создают мрачные локации, вроде комнатки в ведьмовском доме с прогнившими досками. Однако в попытках максимально соответствовать Лавкрафту авторы перестарались и создали мрачную сказку – нестрашную и порой абсурдную.
4 эпизод «Извне»
Стейси (Кейт Микуччи) – серая мышка, мечтающая стать «красоткой». Однажды ее коллега – популярная и красивая! – приглашает Стейси на рождественскую вечеринку, где дарит ей дорогущий крем. Из-за крема кожа Стейси начинает краснеть, но она все равно скупает еще больше таких тюбиков, чтобы стать красоткой. И крем изменяет ее – как внешне, так и внутренне.
«Извне» – поучительная сатира на тему «не быть как все». Стейси из-за желания нравиться окружающим совершает безумные и ужасающие поступки. Благодаря карикатурным образам, сбивающим с толку действиям Стейси и причудливым и кровавым сюжетным поворотам получилось яркое и смелое зрелище. История не пугает, но удивить и заставить задуматься ей удается.
3 эпизод «Вскрытие»
Таинственный мужчина с помощью странного шара устраивает взрыв в шахте. Несколько шахтеров погибают, и преступник вместе с ними. Шериф приглашает разобраться в странном деле старого друга – патологоанатома. Доктор должен вскрыть тела погибших шахтеров и злоумышленника и найти фрагменты шара – чтобы полицейские затем определили, что же привело к взрыву. Проводя одно вскрытие за другим, доктор обнаруживает, что из органов жертв выкачали кровь. Однако главное открытие ждет его в теле убийцы.
Главный сюжетный поворот во «Вскрытии» типичен для фантастических фильмов определенного направления – спойлерить не будем. Раскрыт твист необычным образом, да и атмосфера истории никак не предполагает, что здесь может произойти подобное. Тут много жути – самые дикие сюрпризы «предлагает» труп убийцы. Правда, суетливая первая половина эпизода слегка портит впечатление. Авторам следовало сделать акцент на сценах в морге, оставив предшествующие события флэшбекам.
8 эпизод «Мурмурация»
Орнитологи Нэнси и Эдгар Брэдли (Эсси Дэвис и Эндрю Линкольн) отправляются в изолированный загородный дом, чтобы изучать там поведение птиц. У супругов какое-то время назад умерла дочь, поэтому поездка должна помочь им пережить потерю. Однако спокойно провести время за работой им не удается: Нэнси начинает видеть призраков умерших в этом доме людей. Из-за странных событий в доме и мрачных воспоминаний о дочери Нэнси отдаляется от Эдгара, что усложняет их и без того непростые отношения. Нэнси решает разобраться в тайнах дома, чтобы помочь призракам обрести покой – и себе с мужем заодно.
Удивительно, но такая мрачная серия дарит чувство умиротворения – здесь есть тревожные моменты, которые сменяются спокойными. Это даже не хоррор, а психологическая драма с элементами мистики. В центре внимания не ужасы, а грустная семейная история. После смерти дочери Нэнси и Эдгар потеряли себя и друг друга. Пребывание в доме с призраками помогло им разобраться в себе, своих отношениях и найти покой. Чувства героев переданы так глубоко, что невольно разделяешь с героями их печаль.
2 эпизод «Кладбищенские крысы»
Массон (Дэвид Хьюлетт) зарабатывает на жизнь тем, что грабит могилы. И ему приходится все чаще обчищать могилы, поскольку он сильно задолжал нехорошим людям. Одна беда: на кладбище завелись крысы, которые уволакивают трупы вместе с имуществом мертвецов. А когда крысы забирают одного особенно «дорогого» клиента, Массон прыгает в норку за ними – о чем вскоре горько жалеет.
«Кладбищенские крысы» – самая короткая серия в галерее ужасов Гильермо дель Торо. Однако она пугает больше всех. Скажем так, боязнь крыс и клаустрофобия во время просмотра вам обеспечены. Из-за «тесной» подземной локации кажется, что крысы вот-вот вылезут из экрана и начнут кусаться. А ведь в подземельях Массона ждут и другие чудовищные ребята, покрупнее крыс… Эпизод радует не только «крысиной» жутью, но и увлекательной историей – в подземельях хранятся поразительные тайны.
5 эпизод «Модель для Пикмана»
Художник Уилл Тербер (Бен Барнс) мечтает открыть непознанные грани живописи, и в этом ему помогает новый студент на курсе искусствоведения Ричард Пикман (Криспин Гловер). Новенький по-особенному видит мир, и яркими красками пишет его на полотнах. Вот только открываются ему именно мрачные стороны мира – с монстрами и вездесущей смертью. Уилл заводит дружбу с Ричардом, и тот показывает ему свои лучшие работы. После посещения мастерской сокурсника Уиллу приходят страшные видения – будто сюжеты, сошедшие с картин Ричарда. Уилл начинает подозревать, что полотна Ричарда – врата в саму преисподнюю.
Второй лавкрафтовский ужас дарит невообразимое путешествие в адскую бездну – с жуткими попутчиками в виде всякой нечисти. Эпизод «Модель для Пикмана» посвящен тому, что мир может быть одновременно прекрасным и уродливым. За чувственными сценами с любовными интригами в светлой комнате следуют развратные утехи в темной карете. А за сценой с теплыми семейными посиделками – мрачное застолье членов ковена за столом, набитом человеческими останками. Ужас соседствует с кристальной красотой. Уилл по ходу развития истории становится параноиком, высматривающим монстров в каждой тени. И его паранойя заразительна – во время просмотра боишься каждого шороха.