В музыке Милен Фармер всегда было много печали, но на «L’Emprise» она зашкаливает. Это ее личный, откровенный альбом. Певица больше не сотрудничает с Лораном Бутонна, с которым они вместе записали огромное количество легендарных песен, включая хиты «Desenchantee» и «Sans contrefaçon». Теперь она нашла новых творческих партнеров, тоже интересных. Главный среди них – Woodkid, с другими она тоже отлично срабатывается – например, с Моби. «L’Emprise» – также собственная музыкальная империя Фармер, где она единолично правит.
«L’Emprise» – первый альбом Милен Фармер за четыре года и 12-й по счету. Это одна из немногих пластинок певицы, записанных без участия Лорана Бутонна, ее постоянного творческого партнера с 1986 года. Первым таким альбомом стал «Bleu noir», выпущенный в 2010 году. Затем Фармер ненадолго вернулась к Бутонна на «Monkey Me», но следующие свои релизы, «Interstellaires» (2015) и «Désobéissance» (2018), записала уже без него.
Из-за разрыва с Бутонна позднее творчество Милен Фармер фанаты воспринимают неоднозначно. Он был соавтором ее песен и снимал ее клипы, в том числе провокационные «Libertine» и «Pourvu qu’elles soient douces». Однако «L’Emprise» понравился даже тем, кто скептически относился к последним работам певицы. Подписчики группы Фармер в «ВКонтакте» написали много комментариев со словами, что «L’Emprise» по-настоящему их зацепил. Некоторые и вовсе назвали его «альбомом-откровением».
Как и всякий талантливый человек, Милен Фармер знает, что в творчестве главное – передать мысли и чувства, в идеале – создать отдельный мир с собственной атмосферой. В Сети можно найти много комментариев о ее «безголосости», но артистизма ей не занимать: шепот Фармер вызывает гораздо больше отклика, чем основная масса «голосистых» певцов. Ее песни бьют в сердце, вызывают у слушателя настоящие эмоции. Манера исполнения Фармер – обманчивая сдержанность, чувственное спокойствие. Преподаватели вокала часто прямо так и говорят: настоящее умение петь – это умение петь тихо. Фармер усвоила этот урок на «отлично».
Творчество Милен Фармер нередко называют меланхоличным, одна из ее старых песен так и называется – «Je t'aime mélancolie» («Я люблю тебя, меланхолия»). На «L’Emprise» меланхолия достигла максимума. Отдельные песни звучат даже не грустно, а трагично, особенно вступительная «Invisibles» – это прямо плач под красивую оркестровку, чем-то напоминающий церковные хоралы. А композиция «Rayon Vert», напротив, звучит футуристично, в клипе на нее музыканты путешествуют на космическом корабле, в тексте упоминаются астероиды. Хотя футуристичность несколько обманчива: это рассуждения о людях и их чувствах, а не о полете на далекие планеты. Космос здесь скорее играет роль образа, с помощью которого можно рассказать историю. И неслучайно «Invisibles» и «Rayon Vert» представлены в двух версиях. Альтернативные версии обоих треков – акустические и фортепианные, такое «оформление» придает музыке еще более личный характер. «Rayon Vert» – изначально электронная композиция, превратившаяся в балладу. Это дуэт с французской поп-рок-группой AaRON – в фортепианной версии она становится откровенным разговором двух людей. «Invisibles» превращается из оркестровой песни в личную: если в оригинальной версии Фармер поет будто бы перед публикой, то тут – будто бы в комнате одна.
Несмотря на преобладание трагических песен, «L’emprise» – разнообразный альбом, и по настроению, и по стилю. Милен Фармер нашла новых творческих партнеров, которые помогли ей раскрыться по-новому. Главным из них стал Woodkid. Он выступил автором большей части музыки – и именно он может стать новым «Бутонна» – артистическая «химия» между ними чувствуется сразу. Дело не только в общей любви к меланхолии. Тут буквально круговорот вдохновения и взаимного влияния: Woodkid сам когда-то слушал Фармер, а теперь стал с ней сотрудничать. Она помогла ему сформировать свою творческую идентичность, а спустя годы уже Woodkid помогает ей.
С другими музыкантами Милен Фармер тоже прекрасно срабатывается. Например, с Моби: это было ясно еще в 2006 году, когда он перезаписал свой трек «Slipping Away» с французскими куплетами от Фармер. На «L’Emprise» две песни с музыкой и аранжировкой от Моби – «Rallumer les étoiles» и «Bouteille à la mer». Совпадение или нет – это самые позитивные и воодушевляющие треки на альбоме. Конечно, это жизнерадостность в стиле Фармер, то есть смесь минора и мечтательности. И все же этот оптимизм здорово разбавляет трагичность, как бы намекая, что все не так плохо. С Дариусом Килером из британской трип-хоп-группы Archive у Фармер тоже отличный творческий союз. На «L’Emprise» он отвечает за треки «Do You Know Who I Am» и «Ne plus renaître», самые задумчивые и «самокопательные» на альбоме.
Альбом «L’Emprise» лишний раз доказывает, что Милен Фармер – самостоятельная творческая единица. До сих пор распространен стереотип, что певицы, даже самые успешные и потрясающие, ничего не делают сами. А если артистка долго состояла в творческом союзе с одаренным мужчиной, то и все ее достижения любят приписывать ему. Да, Лоран Бутонна безумно талантлив и его заслуг никто не оспаривает. Однако после прослушивания «L’Emprise» говорить, что именно он «сделал» Фармер, будет просто неловко.
«L’Emprise» – еще и очень откровенная запись, про которую так и хочется сказать что-то банальное типа «выворачивания души наизнанку». Такие песни лучше слушать, хорошо понимая слова, потому что в личных историях важна каждая деталь – и, само собой, тексты написала Фармер. По состоянию на 28 ноября в Сети уже можно найти все переводы на русский язык, за исключением «Rayon Vert» – но и он, скорее всего, тоже скоро появится. В песне «Invisibles» певица говорит о невидимой высшей силе, в «Do you know who I am» призывает услышать ее, отстаивая право на собственную личность и идентичность, в «Ne plus renaître» рассуждает о возможности возрождения. Конечно, секрет успеха и легендарности Фармер не только в словах. Все-таки музыка – международный язык, немало людей признавались, что именно любовь к Фармер сподвигла их на изучение французского.
Слово «L’Emprise», ставшее названием альбома, переводится с французского как «власть, влияние, контроль». Оно восходит к латинскому корню imper с таким же значением. От него происходят русские слова «империя», «император» и «императрица». «L’Emprise» – личная музыкальная империя Милен Фармер, где правит печаль, но есть надежда. И в этой империи каждому меломану стоит побывать хотя бы раз.