В третьей части рок-оперы «Atum» The Smashing Pumpkins довели до конца историю главного героя Shiny. По мелодичности и аранжировкам «Atum – Act 3» получился слабее «Atum – Act 2», – и в то же время он выигрывает за счет цельности и вписанности в проект в целом. «Atum», в общем-то, не музыкальный альбом – это что-то среднее между аудиокнигой, спектаклем и саундтреком. И его финальная часть получилась такой, какой и должна быть.
«Atum – Act 3» начинается с композиции «Sojourner», что означает «Пришелец». Это определение относится к герою по имени Shiny, чья история и рассказывается во всем «Atum», от начала до конца. В «Sojourner» Shiny возвращается на Землю, в следующей за ней «That Which Animates The Spirit» его встречают и снова называют именем Zero: под ним персонаж фигурировал на пластинке «Mellon Collie and the Infinite Sadness» (1995), одна из песен там так и называлась – «Zero».
Отсылка к «Zero» есть и в треке «Intergalactic», где Shiny подумывает покинуть Землю, хотя его и пытаются отговорить. В финальных песнях, «Spellbinding» и «Of Wings», он все же оказывается в космосе. Описание приключений Shiny- Zero выглядит запутанно, без «погружения» в проект разобраться тут непросто – не зря The Smashing Pumpkins назвали «Atum» «рок-оперой в трех актах». То есть это не альбом, а этакий аудиоспектакль. Чтобы понять, о чем поет фронтмен группы Билли Корган нужно покопаться и разобраться в текстах и предыстории, хотя бы поверхностно. Особенно эта необходимость была заметна в первой части, вышедшей осенью 2022 года. Второй, январский, «акт» получился лучшим с точки зрения музыки. Третий, увы, не дотянул до второго, но по общему уровню проработанности оказался ближе ко второму, чем к первому.
Однако надо отметить, что заключительная часть проигрывает средней скорее в плане песен и расчета на неподготовленного слушателя. Если говорить о цельности произведения, то тут можно поспорить, какая из них получилась лучше. По звучанию они довольно близки: как и на «Atum – Act 2», на «Atum – Act 3» много дрим-попа и чуть меньше рока – он присутствует в композициях вроде той же «That Which Animates The Spirit», «In Lieu Of Failure», «Spellbinding» или «Harmageddon». Тем не менее разница есть. Второй акт более мелодичный, светлый и сильнее вдохновлен синти-попом. Третий – помрачнее, «погитарнее» и с более пресными аранжировками. Слушать песни отдельно не рекомендуется – можно сделать исключение разве что для «Cenotaph» и «In Lieu Of Failure». Также не стоит включать «Atum – Act 3» в режиме случайного прослушивания. Вообще, к третьей части надо приступать, предварительно ознакомившись с двумя первыми или хотя бы со второй частью. Без контекста есть вероятность многое просто упустить из виду.
«Atum – Act 3» работает именно как акт-финал после спорного, но по-своему интересного вступления в первой части и кульминационной второй. Третий акт воспринимается не столько как альбом, сколько как саундтрек к научно-фантастической истории. С одной стороны, хочется, чтобы кто-нибудь сделал для нее достойную видеоиллюстрацию. С другой – ко всем 33 песням снять клипы затруднительно, к тому же в аудиоверсии каждый представляет персонажа по-своему, и игра с воображением не менее увлекательна. «Atum – Act 3» требует вовлеченности и при каждом прослушивании раскрывается по-новому. Возможно, он звучал бы лучше, если бы The Smashing Pumpkins позвали стороннего продюсера, а не доверили эту работу Билли Коргану – все-таки инструменталы могли быть и занимательнее. А может, и нет: Корган написал и исполнил песни сам, поэтому и относится к ним бережно – тогда как «профессиональный» продюсер мог бы разрушить их самобытность.
Ни «Atum – Act 3», ни «Atum» в целом нельзя назвать идеальным релизом. У проекта много недостатков – те же аранжировки, не всегда выразительные песни, да и голос Коргана местами звучит неубедительно. Однако можно ли оценивать столь необычный проект по стандартным критериям? Это не музыкальный альбом в строгом смысле слова, поэтому и правила здесь другие – хотя и не очень понятно, какие, поскольку подобных работ в принципе немного. «Atum» – научно-фантастический аудиомюзикл, либо аудиокнига, перестроенная под песенный формат. Она нескучная – пусть и странноватая, не совсем понятная и не универсальная. Да, кому-то следить за приключениями Shiny не захочется – но уж если слушатель увлекся, ему будет любопытно разобраться в истории. Так что «Atum – Act 3», как и весь «Atum», – заслуживает внимания в силу своей неординарности. Это творчество не для всех – зато те, кому такое интересно, найдут немало увлекательных моментов.
Вместо постскриптума. 33-песенный масштабный проект «Atum» наконец-то подошел к концу, однако у The Smashing Pumpkins припасено еще много материала. Барабанщик группы Джимми Чемберлин в интервью Sirius XM рассказал, что музыканты записали две пластинки, рождественскую и психоделическую, причем еще во время пандемии. Их пока никто не слышал, но наверняка желающие найдутся – «Atum», может, и не всем понравился, зато The Smashing Pumpkins точно заставили снова о себе говорить. Впрочем, сейчас музыканты работают над совершенно другим проектом. В интервью Kerrang Radio Билли Корган сообщил, что группа записывает рок-н-ролльный гитарный альбом, 20 песен для него уже готово. Корган подчеркнул, что, в отличие от огромного «Atum», это будет одинарный релиз из 10-12 композиций. В общем, The Smashing Pumpkins снова задумали что-то занимательное – после «Atum» их новый альбом меломаны захотят послушать просто из любопытства.