18 мая в прокат вышел приключенческий детектив Карена Шахназарова «Хитровка. Знак четырех» с Михаилом Пореченковым и Константином Крюковым в главных ролях. Задумка у фильма интригующая. Владимир Гиляровский и Константин Станиславский оказываются в мире тайн «Шерлока Холмса» Артура Конана Дойла – картина вдохновлена повестью «Знак четырех» и произведениями Гиляровского о Москве. Однако – и увы – слабая реализация не дает ощутить авантюрный дух приключений.
Москва, 1902 год. Режиссер и актер Константин Станиславский (Крюков) работает над постановкой пьесы «На дне» Максима Горького, где должен сыграть Сатина. Станиславскому никак не дается понять историю и характер обитателя ночлежки для неимущих. За вдохновением Станиславский отправляется на то самое «дно» – Хитровскую площадь, где живут бандиты, попрошайки и проститутки. Экскурсию по злачным местам Хитровки режиссеру устраивает знаток московских трущоб – писатель и журналист Владимир Гиляровский (Пореченков), который в опасном местечке давно стал своим, «дядей Гиляем».
На Хитровке Гиляровский решает познакомить Станиславского с самым настоящим индийцем-сикхом по прозвищу Раджа (Аюб Цингиев), которого как-то угораздило тут застрять. Однако пообщаться с Раджей Станиславскому так и не удается: кто-то убил индийца отравленным дротиком. При этом преступник стащил ценную вещицу Раджи из его тайника. Станиславский и Гиляровский берутся за расследование загадочного случая.
В фильме «Хитровка. Знак четырех» тьма волнующих «конандойловских» моментов. На Хитровке орудуют мрачный англичанин (Алексей Вертков) и его помощник, карлик-каннибал, которые ищут украденный изумруд и оставляют за собой гору трупов. Сыщики-любители Станиславский и Гиляровский опрашивают свидетелей и пытаются угнаться за неуловимыми преступниками, которые всегда на шаг впереди. Однако постановка вышла настолько пресной, что даже классический беспроигрышный сюжет Артура Конана Дойла не смог ее взбодрить.
Саспенса и хоть какого-то накала страстей и драмы в теоретически напряженных эпизодах нет совсем. Жуткий карлик вдруг возникает со своим смертоносным дротиком и совершает очередное убийство – но преподносится это настолько обыденно, будто на экране ничего особенного не происходит. «Смотрибельный» хронометраж в два с лишним часа кажется утомительным из-за вяло поданных сюжетных поворотов и затянутых нудных сцен, в которых персонажи молча добираются из пункта «А» в пункт «Б».
Карен Шахназаров попытался разбавить невзрачную беготню за убийцами экшен-сценами со взрывами и драками. Однако и тут вышел промах: экшен не получился зрелищным. К тому же эти сцены неестественно включены в историю – этакие разборки ради разборок. Финальная погоня на катерах и вовсе выглядит смехотворно. Здесь напрочь отсутствует динамика, а главный злодей карикатурно хохочет и все время нелепо промахивается, закидывая преследователей взрывчаткой.
Михаил Пореченков в роли Владимира Гиляровского должен был оживить историю харизмой и своей неуемной энергией – но, на удивление, смотрится он неуверенно, будто актеру не дали как следует раскрыть героя. Зато именно Гиляровский оказался главным двигателем сюжета: благодаря ему мы побывали в самых темных уголках Хитровки и узнали любопытные истории местных жителей.
После трейлера «Хитровки» казалось, что Константин Крюков будет скучнее весельчака Пореченкова. На поверку же за его Станиславским куда интереснее наблюдать. По сути, Станиславский – единственный персонаж фильма, который хоть как-то развивается. Элегантный режиссер погружается во тьму, которая преображает его: он видит, как приходится выживать представителям «социального дна», пока элита наслаждается мороженым. В финале на сцене театра горьковские слова «Чело-век! Это звучит… гордо!» из уст Станиславского действительно звучат иначе – глубже, чем в начале.
Хитровка (ныне недалеко от станции метро «Китай-город», в сторону реки Яузы) – один из самых активных «персонажей» в фильме. Люди тут выясняют отношения друг с другом, курят, пьют, флиртуют, торгуют и воруют: каждый проживает свою историю. Хитровка шумит и суетится, что для привыкшего к более размеренной жизни Станиславского чуждо и в то же время занятно. Декорации Хитровки, однако, кажутся слишком театральными. Отчасти атмосфера фильма такая блеклая из-за игры со светом и тенью, а также нехватки сочных цветов – картинка просто-напросто серая. Если, например, в советском «Шерлоке Холмсе» мы видим густую теплую гамму с глубокими тенями, то «Хитровка» встречает невзрачным студийным холодом. Еще больше мешают погружению в историю искусственные реплики персонажей и лишенная драматизма, не подходящая событиям на экране музыка – будто ее взяли из совсем другого фильма, какой-нибудь средненькой комедии или мелодрамы.
Минусов у фильма «Хитровка. Знак четырех» до обидного много. Даже многообещающий дуэт Константина Крюкова и Михаила Пореченкова вышел спорным. У Станиславского не сложилось химии с Гиляровским – персонажи яркие, но существуют как будто сами по себе. Лишена страсти и любовная линия режиссера и воровки и певицы Княжны (Анфиса Черных). Детектив привлекает идеей переместить историю о Шерлоке Холмсе в Москву начала 20 века. Колоритные персонажи тут есть даже в массовке. Жаль, раскрыть эту идею как следует авторам не удалось – мог выйти драйвовый блокбастер в духе «Шерлока Холмса» Гая Ричи, а получилось проходное кино на один раз. Нет в «Хитровке» искры, не хватает ей смелых и свежих идей. Дух во время просмотра не захватывает, и к финальным титрам с досадой говоришь станиславское: «Не верю!».