На новом альбоме – 25-м, 26-м или 27-м по счету по разным версиям – Sparks делают то, что у них получается лучше всего. Они продолжают смешивать разные музыкальные стили, комбинировать пародийность с серьезностью, сочинять яркие и самые что ни на есть попсовые мелодии – и все это сопровождается причудливыми аранжировками. Sparks – легенды, сделавшие огромный вклад в музыку: альбом «The Girl Is Crying In Her Latte» напоминает, почему им до сих пор нет равных.
Sparks – группа с долгой и необычной историей. Она существует более полувека и повлияла примерно на все. «Love Will Tear Us Apart» Joy Division была вдохновлена «The Number One Song In Heaven» Sparks. Дэйв Гаан и Мартин Гор из Depeche Mode называли Sparks одной из своих любимых групп, а Моррисси признавался в любви к их альбому «Kimono My House» (1974). По словам Бека, в любой беседе между музыкантами разговор так или иначе вскоре зайдет о Sparks. А Джек Антонофф, продюсировавший альбомы Тейлор Свифт и Ланы Дель Рей, и вовсе считает, что вся поп-музыка – это «переделанные Sparks». Есть даже теория, что «Bohemian Rhapsody» Queen была «подсмотрена» у «This Town Ain’t Big Enough For Both Of Us» Sparks.
При этом по-настоящему широкое признание к Sparks пришло недавно. В 2021 году вышла документалка о группе «Братья Спаркс», снял которую известный английский режиссер Эдгар Райт («Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые»). Райт, давний фанат Sparks, пошутил, что он устал рассказывать знакомым о любимой группе и решил просто снять фильм. Тогда же, в 2021-м, вышла картина Леоса Каракса «Аннетт» с саундтреком от Sparks. За музыку к ней музыканты получили французскую кинопремию «Сезар». На церемонии вручения они познакомились с Кейт Бланшетт и пригласили ее сняться в клипе «The Girl Is Crying In Her Latte» – эта песня в итоге и дала название новой пластинке группы.
Как объяснил участник Sparks Рассел Маэл в интервью Reuters, они стремились выпустить «провокационную и непростую музыку», одновременно оставаясь в рамках поп-стиля. Рон Маэл, брат Рассела и его коллега по группе, добавил, что у Sparks есть история, и они чувствуют, что должны соответствовать определенному стандарту – но в нынешние времена удивить людей намного сложнее. В 2020-х слушатель действительно стал более избалованным, чем в 1970-х, когда Sparks выпускали первые альбомы – да и даже в более поздние десятилетия. Сейчас практически у каждого есть доступ к безграничному количеству самой разной музыки. Однако это не единственная причина: как отмечалось выше, многие артисты писали собственные песни, оглядываясь на Sparks, черпая у группы вдохновение и заимствуя приемы. Поэтому то, что звучало революционно и необычно 30-40-50 лет назад, в 2023 году уже может таковым не показаться.
Не стоит забывать, что Sparks – группа, ни на кого не похожая и выделяющаяся даже среди музыкальных эксцентриков. Их остроумные тексты балансируют на грани между пародией и серьезностью: если они кажутся примитивными, то это хитрая задумка с двойным дном, а не творческая лень. Да, припев заглавного трека «The Girl Is Crying In Her Latte» состоит из повторяющейся строчки, где меняется ровно одно слово – а в припеве «A Love Story» вообще ничего не меняется. Но от этого истории, рассказанные в песнях, не становятся менее интересными. К тому же тексты нельзя оценивать в отрыве от самих композиций, где каждая нота и каждый звук имеет важнейшее значение. Звучание на «The Girl Is Crying In Her Latte» – типичное для Sparks: интересное, по-хорошему странное и запутанное, с парой неожиданных поворотов и трудноопределимое с точки зрения жанров. Спустя полвека они по-прежнему ловко мешают стили, искусно переходя от поп-музыки к року и электронике – не без оглядки на академический стиль, как в «Take Me For A Ride» или «It’s A Sunny Day». Или запросто меняют ритм прямо в середине песни – например, в «You Were Meant For Me» и «Not That Well-Defined». Причем Sparks не забывают о мелодичности: захоти они попасть в чарты, они легко справились бы с этой задачей – цепкие припевы Маэлы писать умеют, взять ту же «Nothing Is As Good As The Way It Is».
«The Girl Is Crying In Her Latte» – в духе всего творчества Sparks – звучит как одновременно музыка прошлого и будущего. С одной стороны, самим братьям Маэлам уже за 70, с другой – они всегда смотрели вперед и оказали влияние на артистов разных поколений. Точнее даже будет сказать, что Sparks не столько смотрели в музыкальное будущее, сколько сами его формировали. Они никогда себя не ограничивали и впитывали в себя чуть ли все направления на свете, включая чуждую многим артистам академичность, – и в то же время оставались совершенно узнаваемыми и уникальными.
Альбом «The Girl Is Crying In Her Latte» – отличное напоминание, почему Sparks занимают особенное место в поп-культуре, и прекрасный повод познакомиться с группой для тех, кто еще ее не слышал. Он не так шедеврален, как классический «Kimono My House» (1974) или более поздние «Gratuitous Sax & Senseless Violins» (1994) или относительно недавние «Lil’ Beethoven» (2002) – он просто очень хорош. Чуть более мрачный, чем предыдущие, полный фирменной причудливости, разнообразный и мелодичный в лучших традициях поп-музыки. Которую во многом сами Sparks и создали.
К слову, пластинкой «The Girl Is Crying In Her Latte» Sparks сейчас ограничиваться не собираются. Группа готовит к выходу новый фильм – «оригинальный эпичный мюзикл» под названием «X Crucior». О нем пока известно немного – только то, что Sparks выступили авторами сценария и написали саундтрек. И уже не терпится дождаться премьеры: после «The Girl Is Crying In Her Latte» музыканты наверняка придумали что-то еще более невероятное.