​«Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть 1»: Координаты «Севастополь»

Том Круз спасает летний кинопрокат седьмой частью шпионского боевика. Сюжет дурацкий, трюки фантастические, шутки нелепые.

«Смертельную расплату» не просто так рекламируют как фильм, где Том Круз совершает самый безумный трюк в карьере. Актер падает с обрыва, спрыгивая на полном ходу с мотоцикла. Круз – не только лицо американских спецслужб, но и надежда большого кинематографа. Хотя каскадерские приемчики бывали и гораздо зрелищнее, причем у того же Кристофера МакКуорри, режиссера прошлых, эталонных «Миссий». Вспомните виражи на вертолете и забег по лондонским крышам, или погоню по улицам Касабланки и разборки в Венской опере. Здесь же нет ни революции, ни перезагрузки. И вообще, есть ли в седьмой «Миссии» что-то еще, кроме риска умереть?

Главные темы блокбастера – ядерная война и компьютерные технологии. Что может быть актуальнее? Всемирным злом является уже не террорист, замышляющий разрушить старый мировой порядок, а всемогущий искусственный интеллект по имени Сущность. Контроль над богоподобным компьютером сделает любую страну сверхдержавой. В прологе показывают, как Сущность топит русскую подлодку «Севастополь». Изрядно постаревшему и помрачневшему спецагенту Итану Ханту поручено найти ключ, похожий на царскую регалию, и уничтожить компьютер, который стремится посеять хаос. В общем, отважный Круз в образе мессии носится по всему миру с крестом, буквальным и символическим.

Сюжет взят из американского кино времен холодной войны. «Смертельная расплата» явно подражает бондиане, а его композитор Лорн Балф – Хансу Циммеру. Круза окружают аж три роковые женщины и один скучный злодей, напоминающий герою о его темном прошлом, что якобы придает конфликту некий объем. Сказать, что история перегружена – ничего не сказать. Персонажи постоянно твердят, как важно завладеть ключом, который открывает неизвестно что. Говорят, тайна скрыта на затонувшей подлодке, но что именно – выясним уже во второй части. А пока Хант прогуливается по Риму и Венеции, демонстрируя свой рискованный бизнес на всем и сразу, потому что давным-давно разведка ему предложила «выбор».

В этом драматургически слабом боевике есть на что поглазеть. Методы агента нестандартны, поведение безрассудно, но смотреть лишь на выкрутасы Тома Круза утомительно. Не сомневаюсь: ему, как любителю острых ощущений, страшно весело. Почти три часа Круз куражится, показывая, что никакой компьютер его не заменит, ведь трюки-то – настоящие. Однако кино – это не только маска с чужим лицом, лихачество на крошечном «Фиате» и драка на крыше мчащегося поезда, который в конце концов, как «Титаник», падает в пропасть. Удивляет не столько пижонство кинозвезды, сколько то, что банальная история с ключом поделена на два фильма. Герою, бегущему против судьбы, не время умирать.

Читайте также