16 августа Netflix выпустил все шесть эпизодов фэнтези-сериала «Избранный», основанного на комиксах цикла «Американский Иисус» Марка Миллара и Питера Гросса. Ни интригующая задумка, ни очаровательная «ламповая» простота истории о юном чудотворце не цепляют – новинка оказалась слишком скучной.
Действие «Избранного» разворачивается в Мексике, на пороге нового тысячелетия – в 1999 году. 12-летний Джоди (Бобби Лухноу) и его друзья отправляются через пустыню к морю на поиски сирены. В пути они теряются, но Джоди благодаря необъяснимой связи с пустыней выводит всех к воде. Сирену ребята не находят и решают вернуться домой другой дорогой. Там, проходя под мостом, они едва не попадают в страшную аварию. Водитель грузовика теряет управление и летит вниз – прямо на Джоди. Однако мальчик остается в живых.
После инцидента Джоди начинают называть чудо-мальчиком: он не получил ни царапинки – грузовик будто пролетел сквозь него. Джоди и компания решают воспользоваться случаем и подзаработать на легковерных местных жителях, показывая им библейские фокусы. Вот только вскоре Джоди обнаруживает, что он и впрямь обладает сверхъестественными способностями, какими славился Иисус Христос. Мальчик превращает воду в вино и исцеляет болящих – вероятно, он даже может ходить по воде и воскрешать мертвых. Джоди начинают считать местным божеством. Пока верующие поклоняются ему, мальчик пытается узнать у своей матери Сары (Дианна Агрон), кто его отец и почему однажды она его увезла из Америки в Мексику.
«Избранный» начинается как смесь приключения группки типичной кинговской ребятни и предыстории Супермена – только на библейский мотив. Эта приземленная история поначалу очаровывает ламповым уютом. Тут есть цепляющая искренностью детская дружба, да еще и с первой любовью и мистическими секретами. Однако построенное на чистых эмоциях подростков повествование со 2 эпизода становится медленным, невыносимо тягучим, сухим и каким-то искусственно механическим. Джоди, будто робот, проходит по пунктам сценария, на фоне «звездной болезни» он ссорится с друзьями, а когда ему на подносе преподносят «озарение», мирится с ними «обратно». Очередная история об «особенном» ребенке, который под влиянием славы отдаляется от друзей, в «Избранном» предлагает только религиозный «апдейт» – ничего удивительно и особенно трогательного тут нет.
Сильная сторона «Избранного» – это сюжетная линия «толпы» как отдельного персонажа. Трюки Джоди сильно повлияли на верующих жителей маленького мексиканского городка. Сначала они сплачиваются вокруг чудо-ребенка, но позже, из-за отличий в вероисповеданиях и религиозного фанатизма, стремительно переходят от единства к конфликтам и кровопролитию. Самой интригующей и шокирующе-спорной выглядит история семьи школьного хулигана – наиболее эмоциональная часть сериала. Парень решил, что Джоди – как представитель Бога – ответственен за все его проблемы и обязан ему помогать. Ни к чему хорошему это, конечно, не привело.
В «Избранном» также впечатляет финальный сюжетный поворот, который гармонично вписывается в повествование. Твист логичен, его можно предугадать, но он все равно оказывается неожиданным – и все из-за невнятных предшествующих ему событий. Лишенный харизмы Джоди с каждой серией становится все более раздражающим и капризным, что с его невзрачностью кажется неправдоподобным. Человечная и по-хорошему наивная история сцена за сценой превращается в унылое и напыщенное действо – отчасти из-за смехотворного обилия слоумо. Пока наблюдаешь, как мальчишка с комплексом бога лениво поражает публику успевшими надоесть чудесами, не ожидаешь, что эту беспросветную скукотищу еще может что-то скрасить.
Сериал «Избранный» вроде о приключении с юношеским задором – но ему не хватает динамики и смелости, чтобы дух и впрямь захватывало. Это и не глубокая философская драма, которая предлагала бы задуматься о сути божественного – тут одни поверхностные банальности. Из приятных моментов: отношения друзей показаны трогательно, реакция толпы на чудеса добавляет какое-никакое напряжение, есть живописные пейзажи для «полюбоваться». Получился на 20% смотрибельный и моментами даже милый сериал, однако остальные 80% – это невзрачное и утомительное кино. Создатели «Избранного» попросту не осмелились создать дерзкое, острое и динамичное зрелище. Вишенка на торте разочарования – обрывистый монтаж, из-за которого в плавном повествовании образуются сбивающие с толку скачки. Финал «Избранного» намекает, что у истории Джоди может быть продолжение; в комиксах «Американский Иисус» несколько томов. Один только вопрос: оно нам надо?