Не нуждающийся в представлении режиссер «Схватки» (1995) и «Своего человека» (1999) Майкл Манн взялся за историю легендарного конструктора и автогонщика в байопике «Феррари». Однако, несмотря на маститость Манна, личность Энцо Феррари от него ускользнула. Рассказываем, чем разочаровывает картина голливудского постановщика о Феррари в исполнении Адама Драйвера.
Сюжет фильма «Феррари» разворачивается в итальянском городке Модена в 1957 году. Энцо Феррари, создатель прославленного автомобильного бренда, пытается удержать на плаву свою компанию. Для этого ему необходимо привлечь крупные инвестиции. Сделать это можно, лишь обратив на себя внимание общественности победой в гонке Mille Miglia («Тысяча миль») над конкурентами из Maserati, тоже оказавшимися в трудном положении. Параллельно с этим фильм повествует о драматичных событиях личной жизни Энцо: он скрывает любовницу и внебрачного ребенка от супруги, с которой они пережили трагическую гибель родного сына.
В байопике «Феррари» сценаристы делают мощный акцент на перипетиях семейной жизни главного героя. Фактически этот момент доминирует в сюжете. Поэтому нужно быть готовым к тому, что на экране развернется не насыщенное интригами противостояние легенд автопрома и стоящих за ними личностей, а драматичный – и временами мелодраматичный – рассказ о человеке, который потерял сына, завел семью на стороне и при этом пытается справиться с кризисами в жизни и бизнесе. Однако «личная» часть сюжета прописана не настолько тонко и грамотно, чтобы удерживать интерес зрителей и, в частности, вызывать сочувствие к Энцо Феррари, к его супруге, любовнице и внебрачному сыну. Наоборот – эпизоды выяснений отношений иногда вызывают отторжение из-за излишней истеричности и заурядно прописанных и срежиссированных диалогов. Это именно что бросается в глаза, поскольку исполнитель роли Энцо Феррари Адам Драйвер снялся в одном из наиболее сильных современных фильмов о кризисе супружеских отношений – «История о супружестве» (или же «Брачная история», 2019).
Благо, драму в «Феррари» разыгрывают талантливые актеры. Однако Адам Драйвер и Пенелопа Крус все же не вытягивают такой скудный материал. Сценаристы пытаются показать, как Феррари балансирует между семьей и карьерой, ради своего детища идет на компромиссы в личной жизни, но мощный образ личности, проложившей путь для столь значимой компании, не формируется, и заложенные авторами идеи остаются размытыми. Если ведущим героям хотя бы уделено какое-то экранное время, пускай его качество совсем не радует, то второстепенные персонажи – например, гонщики, настоящие асы «Формулы-1» Альфонсо де Портаго и Пьеро Таруффи – здесь попросту заброшены, оставлены безликими манекенами. В фильме, где автоспорт имеет важное значение, а сами гонщики принимают участие в спасении Ferrari, подобное поверхностное отношение к спортсменам выглядит откровенным пренебрежением.
Где-то за стоящей в фильме особняком личной историей Энцо Феррари мелькает сюжетная линия о нем как о главе автомобильной компании – герой пытается спасти Ferrari, одержав победу над конкурентами в решающей гонке. Большинство зрителей пойдут на «Феррари» как раз ради всего, что связано с профессиональной деятельностью легендарного конструктора и гонщика. Однако и тут байопик Майкла Манна терпит неудачу.
Сюжетная линия с попытками уберечь Ferrari, вытекающими из этого гонками и конфронтацией с Maserati не складывается в напряженное противостояние принципиальных соперников, от исхода которого зависит судьба компаний. У Манна получилась унылая возня с машинками – тут нет бескомпромиссного духа противоборства, нет острого конфликта идей, чем может похвастаться та же «Гонка» (2013) Рона Ховарда.
Особенно остро общая «унылость» отражается на сценах, где создатели задействуют автомобили. Демонстрация машин и даже заездов в «Феррари» не вызывает никакого восторга – в отличие от упомянутой «Гонки» или же нашумевшей картины Джеймса Мэнголда «Ford против Ferrari» (2019). Более того: заезды и многие сцены аварий в фильме Манна выглядят просто постыдно для проекта с бюджетом в районе 100 миллионов долларов. Свое черное дело делают и заурядная операторская работа вкупе с нелепым, местами смехотворным монтажом – из-за этого вообще появляется ощущение, будто смотришь пародию на фильм про автоспорт.
Команда создателей «Феррари» во главе с Майклом Манном откровенно провалила этот заезд. Байопик о прославленном конструкторе, гонщике и промышленнике получился маломощной развалиной – не под стать роскошным автомобилям, которые сходят с конвейера культовой итальянской компании. Плохо скроенный сюжет со слабо раскрытой идеей, бедная постановка связанных с машинами сцен и нелепый монтаж гоночных эпизодов обеспечили фильму «Феррари» звание одного из самых обидных разочарований 2023 года.