Для быстрого поиска начните вводить запрос

Джим Хенсон: Добрый сказочник и кукловод-новатор

Путешествие по волшебным мирам Хенсона и несколько слов о биографии мастера.
24 сентября 2017 0
Джим Хенсон: Добрый сказочник и кукловод-новатор

Сегодня, 24 сентября, исполняется 81 год со дня рождения Джима Хенсона - одного из самых знаменитых кукловодов XX века, «папы» знаменитых маппетов и фрэгглов и режиссера культового фильма «Лабиринт». Сейчас, с совершенствованием компьютерной анимации, его имя несколько подзабыто, как и кукольные передачи все активнее заменяются на мультипликационные. Однако для тех, кто знаком с лягушонком Кермитом и любителем печенья Коржиком, знает, как зовут Короля гоблинов и как пройти его Лабиринт – для всех них Джим Хенсон остается живее всех живых. Все эти фильмы и программы с их удивительными фэнтезийными мирами и кукольными персонажами – наследие Джима Хенсона

Бакалавр наук по домоводству

Джим Хенсон родился в 1936 году в семье агрономов и был вторым ребенком из шести. Карьеру кукловода Джиму ничто не предвещало до 1954 года, когда Хенсон, уже готовясь к университету, решил попробовать свои силы на телевидении, чтобы иметь собственные карманные деньги. Вдохновленный творчеством кукловодов Эдгара Бергена и Сергея Образцова, Хенсон устроился в детское утреннее ТВ-шоу The Junior Morning Show и поначалу был там на подхвате. Поступив в университет Мэрилэнда, Хенсон, во-первых, выбрал основной дисциплиной искусство, так как хотел в будущем быть художником, а во-вторых – записался на курсы рукоделия и шитья. Именно на этих занятиях Хенсон открыл для себя, что куклы-чревовещатели могут быть не только пластиковыми и деревянными (с такими же «пластиковыми» и «деревянными» эмоциями), но и тряпичными, гораздо более пластичными и, как следствие, более живыми. Однако карьера кукловода-новатора ждала Хенсона впереди, а пока он закончил Курсы рукоделия и шитья со степенью бакалавра наук по домоводству.

Ящерица в пальто

В первый же год обучения Джиму Хенсону удалось попасть в кукольное скетч-шоу «Сэм и его друзья» благодаря тому, что у него был опыт работы как с куклами, так и на телевидении. На фотографии выше видны герои этого шоу: Сэм (лысый человек с большими глазами), Йорик, Гарри и ящерица Кермит (которая позже станет знаменитым лягушонком). Кермита Джим Хенсон сшил сам специально для этого шоу. Он раскроил зеленое женское пальто, голову будущей куклы специально сделал таким образом, чтобы можно было «говорить» и изображать эмоции с помощью руки и пальцев, набил «тело» поролоном так, чтобы Кермит выглядел мягко-живым, дополнил лапки куклы ниточками, с помощью которых ими можно было двигать – и вуа-ля, Кермит был готов к покорению экранов. Причем именно к покорению – с появлением Хенсона некогда рядовое пятиминутное (!) скетч-шоу вышло в ряды самых популярных благодаря второплановому зеленому герою. Доходило до того, что на канал писали письма с просьбами выпускать «Сэма и его друзей» до одиннадцатичасовых новостей, чтобы дети не сидели у экранов допоздна.

В шоу «Сэм и его друзья» Джим Хенсон задержался на пять лет – всего было снято более 80-ти эпизодов. За это время он успел вырасти в профессиональном плане и получить звание кукольного новатора благодаря своим «мягким» эмоциональным куклам, которые, морщась и улыбаясь во всю свою стрейчевую улыбку, вызывали у зрителей больше чувств, нежели деревянные, у которых максимум двигалась нижняя челюсть. Еще одна важная перемена произошла в личной жизни Хенсона: он женился на девушке по имени Джейн Нибел, с которой познакомился здесь же, на шоу «Сэм и его друзья». Джейн стала его верным «соратником» по кукольному делу и матерью их пятерых детей.

Тайна слова muppets

Закончив университет и оставив «Сэма и его друзей», Хенсон стал заниматься рекламой, собирая деньги на осуществление своей заветной мечты – собственного шоу. Он стал на шаг ближе к знаменитым «Маппетам», когда после переезда в Нью-Йорк в 1963 году основал компанию Muppets, Inc. Поклонники Хенсона еще при его жизни строили догадки, откуда взялось такое название, которое выглядит как гениально простое и изящное совмещение слов marionette (марионетка) и puppet (щенок). Сам Хенсон, однако, признался в одном из интервью, что ничего специально не выдумывал, а просто оговорился – вместо «My puppet» сказал «Muppet», слово «привязалось», и тогда они с Джейн поняли, что это идеально подходит для обозначения марионеток-зверушек.

К началу 60-х относится и начало плодотворной дружбы Хенсона с кукловодом Фрэнком Озом, которого он нанял в помощники. Хенсон и Оз проработали вместе 27 лет, они ставили вместе «Маппетов», «Улицу Сезам», «Лабиринт» и «Темный кристалл». Кстати, дружба лягушонка Кермита и медведя Фоззи из «Маппетов» списана с дружбы Хенсона и Оза.

Практикуясь в съемках кино, Хенсон в 1965 году снял экспериментальную короткометражку Time Piece, которая получила номинации на премию «Оскар». В 1969 году он снял еще один фильм-эксперимент, только полнометражный – The Cube, который, однако, был по достоинству оценен только спустя многие годы.

На улице Сезам

К началу 70-х, когда куклы Хенсона появились в популярной детской передаче «Улица Сезам», их уже довольно хорошо знали по другим шоу. Джима Хенсона и его маппетов часто приглашали в различные развлекательные передачи, где те же Кермит и пес Ролф разыгрывали забавные скетчи на злобу дня. Специально для «Улицы Сезам» Хенсон обновил старых кукол (тут Кермит из ящерицы стал лягушонком) и сделал несколько новых героев. Появились знакомые нам Еник и Влас (в английской версии Ernie и Bert), Коржик (Cookie Monster), Гровер (Grover), Ворчун Оскар (Oscar the Grouch) и многие другие. Лягушонок Кермит, в «Улице Сезам» ставший репортером, снова стал звездой шоу, и к Хенсону посыпались предложения о сотрудничестве. Тогда он решил бросить рекламу, которой все еще занимался, и вплотную подошел к открытию собственного шоу со своими куклами. Однако Джим Хенсон категорически не хотел, чтобы это было исключительно детское шоу.

Первые «блины» и первые маппеты

Из-за уверенности в том, что маппеты смогут завоевать внимание взрослых и говорить на серьезные темы, первые самостоятельные опыты Хенсона выглядят очень сомнительно. Так, в 1974 году вышел пробный выпуск «Маппетов» на День святого Валентина (The Muppets Valentine Show), а затем, спустя год, второй - Muppet Show: Sex and Violence. Естественно, зрители, увидевшие, как поролоновые куклы, которых они только недавно видели в детской передаче, рассуждают на серьезные темы и высмеивают далекие от детского понимания проблемы, ничего не поняли, так как просто не ожидали такого от милых забавных маппетов. После участия Хенсона и маппетов в шоу «Субботним вечером в прямом эфире», где они несколько выпусков подряд рассуждали о сексе и наркотиках, появилась шуточка «Mucking Fuppets».

Хенсон, чувствуя, что надо скорее делать свое регулярное шоу, пока репутация у маппетов еще есть, стал просить финансовой помощи у американских телеканалов, но получал отказы: никто просто не верил, что звери-марионетки могут быть интересны взрослым. Однако Джиму Хенсону повезло: его поддержал британец Лью Гранд, который помог ему запустить собственное «Маппет-шоу» на британском телеканале Associated TeleVision.

«Маппеты»: от шоу до кино

С момента выхода в 1976 году популярность «Маппет-шоу» стала расти в геометрической прогрессии – причем не только у зрителей, но и у критиков. В программе не только появились новые герои, которые в харизме не уступали лягушонку Кермиту – мисс Пигги, медведь Фоззи и многие другие, но также у шоу появился сериальный сюжет: маппеты стали артистами музыкального театра, у которого была ну очень кипучая жизнь. Также на шоу регулярно приходили самые разные знаменитости – так, с маппетами спели Элтон Джон и Элис Купер, станцевал Рудольф Нуреев, разыграл гладиаторский бой Сильвестр Сталлоне, и многие, многие другие.

Однако Хенсон понимал, что ему становится тесно в рамках сериального шоу. В 1979 году он выпустил полнометражный художественный фильм «Кино Маппетов». Естественно, фильм собрал огромную кассу – маппеты, на протяжении трех лет срывавшие овации телезрителей, просто не могли показать себя по-другому. Продолжая выпускать телешоу, Хенсон, тем не менее, работал над следующим фильмом – «Большое ограбление Маппетов». Он уже решил для себя, что с выходом этой картины закроет «Маппет-шоу», сделав тем самым своих кукол актерами большого метра. Так что заключительная серия «Маппет-шоу», которую режиссировал Джим Хенсон, вышла 1 июня 1981 года. После этого маппеты появлялись только в кино - «Маппеты завоёвывают Манхэттен» (снял Фрэнк Оз), «Рождественская песнь маппет-шоу» (снял сын Джима Хенсона Брайан) и другие ленты. В 2015 году, правда, американский телеканал АВС попытался запустить сериал «Маппеты», который рассказал бы об их личной жизни, однако проект пришлось закрыть.

Мастер Йода, «Скала Фрэгглов» и поездки в Москву

После завершения «Маппетов» Хенсон начал работать над приключенческим фэнтези «Темный кристалл» и заниматься разработкой нового кукольного шоу «Скала Фрэгглов», которое тоже пришлось бы по вкусу как взрослым, так и детям благодаря широкой проблематике и необычному взгляду на те или иные темы. Кстати, если бы Хенсон в это время не был так загружен, возможно, именно он сыграл бы в «Звездных войнах» мастера Йоду. Как раз в то время Джордж Лукас, занимавшийся съемками фильма «Империя наносит ответный удар» (1980), попросил Хенсона разработать мимику куклы Йоды и пригласил его озвучить персонажа. Однако Хенсон, ссылаясь на занятость, рекомендовал Лукасу взять для роли мудрого джедая Фрэнка Оза, который впоследствии и стал постоянным голосом героя.

«Фрэгглы» вышли на экраны в 1983 году, и почти сразу стали хитом – хотя, конечно, с «Маппетами» они сравниться не могли. На телевидении они продержались на протяжении 4 лет, всего вышло 5 сезонов. До сих пор «Фрэгглов» с удовольствием смотрят и пересматривают дети и взрослые – не только благодаря интересной и необычной истории, но также и из-за их музыкальности, практически в каждом выпуске этого шоу была песенка, которую потом хотелось напевать под нос. В 1989 - 1990 годах «Скала Фрэгглов» выходила в СССР - в воскресной детской передаче «С утра пораньше», и потому запомнилась многим юным зрителям.

В середине 80-х Джим Хенсон также частенько бывал в Москве, на «Союзмультфильме» и в Театре кукол имени С.В. Образцова. Знаменитого советского кукольника он считал своим учителем и мечтал однажды снять о нем телефильм, который, однако, не успел закончить.

«Лабиринт» без выхода

Это сейчас «Лабиринт» с Дэвидом Боуи считается классикой фэнтези, а в 1986 году мало кто разглядел в этом фильме что-то, кроме прически Короля гоблинов (которая попала на второе место в рейтинге журнала The Contentenders). Критики, прохладно встретившие фильм, выдвигали множество мнений, что с ним не так – то актриса на главную роль не та, то сюжет напоминает «Маппет-шоу», то атмосфера мрачная, то общее впечатление от фильма какое-то бессмысленное… От провала фильм не спасло ни участие Джорджа Лукаса в продюсировании, ни Дэвид Боуи в роли Короля гоблинов (причем его выбрали среди кандидатур Майкла Джексона, Стинга и других рок-звезд), ни сценарист Терри Джонс из шоу «Монти Пайтон». Однако, впрочем, песни Дэвида Боуи из «Лабиринта» и дизайн кукол и зрители, и критики оценили по достоинству.

Несмотря на то, что в это же время он пережил развод (Джейн подала на развод, мотивируя это тем, что супруг слишком много работает и слишком мало бывает дома), Джим Хенсон продолжил работать. В 1988 году вышел детский сериал «Сказочник», в основу которого вошли европейские сказки и предания. И хотя здесь в плане критики Хенсону улыбнулась удача – «Сказочник» получил престижную премию «Эмми» как лучшая детская программа, - его закрыли из-за низких рейтингов. В 1989 году Джим Хенсон попытался запустить программу «Час с Джимом Хенсоном», однако она так же была закрыта из-за отсутствия интереса. Больше у Джима Хенсона не случилось заметных работ – 15 мая 1990 года его с приступом пневмонии доставили в один из нью-йоркских госпиталей, а на следующий день великий кукловод скончался, не приходя в сознание.

И хотя кукольные фильмы ушли в прошлое, уступив место компьютерной графике, которая становится с каждым годом все совершеннее и реальнее, куклы Джима Хенсона уходить в темный угол истории не торопятся. В 2011 году, к 75-летию со дня рождения мэтра, вышел фильм «Маппеты», где главные роли сыграли те самые «потрепанные куклы». Фильм был принят на ура зрителями, которые, оказывается, на фоне всего 3D-разнообразия, соскучились по добрым плюшевым улыбкам. Сейчас в производстве находятся полнометражные фильмы «Скала Фрэгглов» и «Сила темного кристалла», вдохновленные лентами Джима Хенсона. И их с нетерпением ждут! Видимо, есть что-то необыкновенное и уникальное, незаменимое, в этих милых плюшевых куклах, которыми управляют кукловоды-кудесники - что-то волшебное, с чем мы связываем все наши приятные детские воспоминания и к чему хочется возвращаться вновь и вновь.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями