11 апреля в кинотеатрах России стартовал прокат боевика Алекса Гарленда «Падение империи» о гражданской войне в Америке. Рассказываем, каким получился новый фильм талантливого британского кинематографиста и почему он заслуживает внимания не только ценителей крепких военных драм.
Режиссер и сценарист картин «Из машины» (2014) и «Аннигиляция» (2018) и сериала «Программисты» (2020) – он же «Разрабы» – Алекс Гарленд представил свой новый авторский фильм «Падение империи». В оригинале он называется «Civil War», то есть, буквально, «Гражданская война». В плане жанров фильм сочетает военную драму, боевик и триллер. В актерский состав вошли Кирстен Данст, Вагнер Моура, Джесси Племонс, а также успевшие поработать с Гарлендом Кейли Спейни, Ник Офферман, Стивен Хендерсон и Соноя Мидзуно.
События «Падения империи» разворачиваются в охваченной гражданской войной Америке. Матерая фотожурналистка Ли Смит (Кирстен Данст) вместе с коллегами спешит добраться до Вашингтона, чтобы успеть взять интервью у президента перед тем, как Белый дом падет. К их компании присоединяется настойчивая юная девушка-фотограф Джесси (Кейли Спейни), которую Ли спасла во время теракта в Нью-Йорке и теперь невольно обучает тонкостям профессии. В ходе странствий по Америке их ждет суровое столкновение с ужасами войны, и это может обернуться для безоружных фотокоров смертельными испытаниями.
В отличие от большинства военных фильмов, «Падение империи» рассказывает об ужасах войны не через призму восприятия солдат или гражданских лиц, а с перспективы людей, запечатлевающих ее хронику, современных летописцев – фотожурналистов. Это дает возможность понаблюдать за теми, кто не вооружен и не может постоять за себя на поле боя, однако, рискуя собственной жизнью, все равно стремится в сердце конфликта – чтобы попытаться зафиксировать самую его суть.
Сюжет «Падения империи» – своего рода сборник ситуаций, в которые попадают попутчики в ходе их долгого пути в Вашингтон. Где-то люди живут обычной жизнью и силятся делать вид, будто ничего не происходит, в то время как неподалеку идут ожесточенные бои. В другом месте снайперы палят друг в друга, хотя точно не знают, за кого человек по ту сторону прицела, и являются ли они врагами. Отдельные сцены-зарисовки с экспрессией расчерчивают тяжелое положение охваченной войной страны и ее обитателей.
Алекс Гарленд ловко сочетает спокойные сцены с приходящими им на смену мрачными эпизодами, в которых герои оказываются на волоске от смерти. Беспощадная и натуралистичная демонстрация событий и их последствий основательно погружает зрителя в реалии бесчеловечной гражданской войны, оставляющей после себя несчастья и боль. Крепкий «военный» экшен добавляет накала и масштаба, а продуманный звуковой дизайн усиливает эту давящую и напряженную атмосферу.
Фильм «Падение империи» воспевает опасный и тяжелый труд фотожурналистов, используя фотоискусство в качестве визуального приема, важного и ценного для повествования, особенно для развязки. Во многом использование фото позволяет тщательнее раскрыть историю становления начинающей журналистки Джесси, которую сыграла Кейли Спейни, ранее снимавшаяся в нашумевшем сериале Алекса Гарленда «Программисты». Амбициозная девушка погружается в профессию в сопровождении опытных мастеров, и особенное влияние на нее оказывает Ли – героиня Кирстен Данст, невольно ставшая ее наставницей. Данст мастерски воплощает женщину-фоторепортера, многое повидавшую на своем веку. Ли не понаслышке знает об «ожесточающей» профдеформации, но даже она оказалась не готова к тому, что беспощадная эпоха приготовила для человечества и для нее, в частности. Спейни талантливо исполняет роль девушки-фотографа, которой только предстоит отринуть наивность, впитать в себя ценные уроки мастеров дела и добиться признания на этом поприще, каким бы драматичным и тяжелым ни оказался в итоге путь.
Сопровождают героинь Данст и Спейни в мрачном путешествии более эмоциональный, чем Ли, фотожурналист Джоэл (Вагнер Моура) и в силу возраста и опыта осторожничающий пожилой ветеран профессии Сэмми (Стивен Хендерсон). Надо отдать должное и исполнителям эпизодических ролей, которые эффективно справляются с возложенными на их персонажей задачами за отведенное ограниченное время. Ярче всех среди них себя проявляет Джесси Племонс, сыгравший военного-националиста. Его сцена продолжительностью в несколько минут получилась напряженнее и взрывоопаснее, нежели затяжные перестрелки – хотя пуль в ней выпущено в десятки, а то и в сотни раз меньше, чем в отрывках с экшеном.
«Падение империи» – сильный и пугающе актуальный фильм Алекса Гарленда. Прежде он с необычного ракурса рассматривал в своих лучших проектах научный прогресс, теперь же воссоздал на экране фантазию о развитии общественно-политического конфликта в отдельно взятой стране. Фильм жестко, бескомпромиссно и натуралистично показывает ужасы войны через камеру фотожурналиста, изобретательно задействуя фотоискусство в качестве элемента повествования. Ценителям неординарного военного кино, а также поклонникам самобытных авторских кинопроизведений однозначно стоит обратить внимание на эту мощную и суровую картину.