20 марта на российские экраны влетает «Особо опасный пассажир». Боевик снял 69-летний Мэл Гибсон, который за почти полувековую карьеру в кино сделал себе имя и как актер, и как режиссер – он стоит за крепкими драмами «Храброе сердце» (1995) и «По соображениям совести» (2016). Улыбчивый добряк Марк Уолберг в «Особо опасном пассажире» неожиданно играет злобного психопата. В основе сюжета – клаустрофобная выживалка в маленьком самолете, который вот-вот рухнет. Идеальное развлечение? В теории – да. Но только в теории.
Маршал США Мадолин Харрис (Мишель Докери) задерживает на Аляске бухгалтера Уинстона (Тофер Грейс), который работал на организацию преступного клана Моретти. Дабы избежать тюрьмы, Уинстон соглашается сдать бывшего босса, рассказав на суде в Нью-Йорке обо всех его грязных делишках. Мадолин должна лично доставить Уинстона в Нью-Йорк на частном самолете – чтобы без свидетелей да побыстрее. Однако пилотом оказывается наемный убийца от Моретти – Дэрил Бут (Марк Уолберг). Что самое страшное, Дэрил – не типичный хладнокровный киллер, а настоящий маньяк, жаждущий поиграть с жертвами. Мадолин необходимо самостоятельно посадить самолет, сохранив жизнь важному свидетелю и не померев в схватке с безумцем.
С завязкой в «Особо опасном пассажире» Мэл Гибсон не прогадал. Без лишних предисловий режиссер бросает зрителей в эпицентр небесного кошмара, почти сразу отправляя героев в полет. Маньяк хитростью проникает на борт, пытается заговорить зубы маршалу, а когда та разоблачает его – начинается нешуточная схватка. В бою харизматичный злодей показывает, что с ним нужно быть начеку. Он болтлив, но, когда надо, действует молниеносно. Поэтому противостояние с ним местами бескомпромиссно; иногда даже кажется, что у его пассажиров нет «бронежилетов главных героев». Начало обещает напряженный экшен-триллер, где каждую минуту жизни маршала и свидетеля держатся на волоске. Однако очень быстро действо скатывается в рядовую боевичную возню средней паршивости.
Сюжет «Особо опасного пассажира» банален и напичкан ленивыми клише боевиков. Все это приправлено проходными скучными диалогами – натянутыми и местами неестественными, особенно в той неловкой части, где опытный пилот дистанционно флиртует с маршалом, рассказывая ей о полетах. На бесхитростное повествование можно было бы закрыть глаза, будь настроение задорнее, а отдельные твисты неожиданнее. Однако весь фильм построен на предсказуемых поворотах и рутинной попытке маршала посадить самолет. Главный злодей примерно в середине хронометража (общий 91 мин.) и вовсе сливается. Киллер долго мается на заднем плане, иногда напоминая о себе дерзкими репликами – вместо «преступно гениальных» мрачных речей, – и неуклюжими потугами все-таки атаковать противников. Пара мелких потасовок никак не оживляют это в целом «безтурбулентное» зрелище.
Киллер Дэрил Бут – по задумке Мэла Гибсона – должен был стать центром хаоса в фильме, нагнетающим атмосферу и заставляющим своих спутников нервничать. Вместо этого он превращается в назойливую муху, от которой Харрис и Уинстон чуть ли не отмахиваются. Не в пользу логике сюжета и тот факт, что дуэт обращает внимание на свою главную проблему – смертельно опасную проблему! – только когда злодей подает голос или избавляется от наручников. Чокнутый злодей, отсутствие опыта полетов у главной героини, закадровые интриги – на эти «рычаги» можно было нажать и выдать удушающий триллер с экстремальным экшеном. Добавив сверху какую-нибудь непогоду и поломку. Но Гибсон даже не пытается «поиграть» с идеей: без креатива и интриги он прокладывает путь из пункта «А» в пункт «Б».
Мэл Гибсон давно состоялся как режиссер. В его работах есть и эмоциональная драма, и напряжение. И вдруг – он же выдал «Особо опасного пассажира», этот средний, лишенный амбиций и смелости боевичок. Не похож он на «фильм мечты», не чувствуется в нем души и прежней силы режиссера. Имея за плечами багаж достойных работ, Гибсон настолько лениво развернул амбициозную задумку. Явно не режиссерский задор двигал им при создании «Особо опасного пассажира», а желание формально оставаться на радарах индустрии, да еще и получить чек с энным количеством ноликов. Результат закономерен: «Особо опасный пассажир» – зрелище для разового просмотра, не более.