Снять кино по Until Dawn (2015) – дело уже в теории сомнительное. Потому что это не просто игра, а интерактивное кино, где геймер сам влияет на развитие событий. Кинематографичные выживалки, скримеры и драма – все это про Until Dawn. В фильме «Дожить до рассвета» режиссер Дэвид Ф. Сандберг заинтриговал решением переосмыслить механику игры с вариативностью, использовав избитый трюк с петлей времени. Получилось любопытно, но, увы, совсем не страшно – непростительный промах при адаптации одной из самых пугающих игр студии Supermassive.
Кловер (Элла Рубин) год назад потеряла сестру Мелани (Майя Митчелл). Та уехала из родного дома и перестала выходить на связь. Последний раз ее видели у загадочной Сонной долины. Кловер отправляется туда в надежде найти Мелани. В поисках к ней присоединяются бывший парень и ныне просто друг Макс (Майкл Чимино), подруги Нина (Одесса Эзайон) и Меган (Ю Джи-ен), а также бойфренд Нины Эйб (Бельмонт Камели). Ребята оказываются в заброшенном доме, где могла быть Мелани. Не успевают они освоиться в зловещем местечке, как их одного за другим убивает маньяк в маске. Конец. Ладно, на самом деле это только начало. Ребята возрождаются и сталкиваются с новыми злодеями. И так раз за разом. Чтобы вырваться из смертельного цикла, Кловер и ее друзья должны… дожить до рассвета.
Дэвид Ф. Сандберг не показал в «Дожить до рассвета» ничего нового. Банально смешал разные направления ужасов – например, о маньяках, призраках и ведьмах – и добавил в этот коктейль типичный сюжет о петле времени. Герои как бы оказываются в хоррор-версии «Дня сурка» (1993) – так уже было в дилогии «Счастливого дня смерти» (2017, 2019). Однако наблюдать за этим аттракционом, где один жутик сменяет другой, весело! Особое удовольствие могут получить поклонники Until Dawn – в этой веренице можно ухватить множество крутых пасхалок к игре. Благодаря бурному сочетанию направлений хоррора подход режиссера к адаптации кажется изобретательным.
Вместе с узнаваемыми хоррор-сюжетами в «Дожить до рассвета» закачали пачку клише. Впрочем, они не раздражают, поскольку воспринимаются, скорее, как дань уважения классическим тропам ужасов. «Выныривающая» из могилы рука кажется не устаревшим приемом, а отсылкой к каким-нибудь «Зловещим мертвецам» (1981-2023) и «Спуску» (2005, 2009). Прятки от убийцы в шкафу – этакая приятная «обязаловка» для слэшерных преследований в духе «Хэллоуина (1978-2022). Однако при всех «олдскульных» фишках и сохранении атмосферы игры Дэвид Ф. Сандберг не выполняет основную задачу хоррора: режиссер – о ужас – не может как следует напугать зрителя. По сути, весь фильм – суетливая беготня по комнатам страха, где одну декорацию быстро заменяют на другую. Саспенса нет никакого. Режиссер будто и не пытается создать выдержанный, нагнетающий ужас – он в спешке льет на площадку побольше крови и выкидывает один за другим дешевые скримеры.
Кошмар в «Дожить до рассвета» к концу становится бессмысленным скоплением недоработанных идей. То же и с погоней за пасхалками – она превращается в список отсылок, в котором Сандберг хотел поскорее расставить галочки. Главным разочарованием стала сцена, где Гловер старается не шуметь и не двигаться, чтобы не привлечь внимание слепого вендиго. В игре был похожий момент, и он заставлял понервничать. Да, во многом сцена в оригинале «напрягала» из-за того, что ты как игрок сам управляешь персонажем. Однако даже если отбросить геймплейную составляющую, то чисто по постановке в игре жуткий момент с вендиго воспринимается более «мурашчато» – во многом благодаря плавной подаче с крупными планами. Бесхребетная пародия в фильме на фоне оригинала выглядит слишком торопливой и искусственной.
Сюжет у «Дожить до рассвета» игривый, поскольку предполагает ловкое жонглирование привычными хоррор-сюжетами. Поэтому Дэвид Ф. Сандберг попытался вклинить в него немного шуток. Вышло, однако, нелепо и неестественно – «Дожить до рассвета» далеко до черного юмора и утрированных острот из «Счастливого дня смерти», где авторы знатно покуражились. В первом «Шазаме!» (2019) детско-задорные приколы Сандберга работали – хотя он пришел в супергероику после мрачных картин «И гаснет свет...» (2016) и «Проклятие Аннабель: Зарождение зла» (2017). Незатейливый «шазамистый» юмор в «Дожить до рассвета» не то что не вписывается в атмосферу хоррора о выживании – он попросту рушит ее своей неуместностью. Из-за этого реальность «смертельной угрозы» в Сонной долине подспудно не воспринимается всерьез. Смешит разве что глупое решение героев попить воды из-под крана, откуда секундой ранее текла ржавчина. Да еще и в доме ужасов. Даже если это запланированный прикол, по подаче он выглядит как ленивая, нелогичная подводка к дальнейшим шокирующим событиям.
У «Дожить до рассвета» открытый финал с намеком на то, что по Until Dawn в случае успеха фильма снимут много хорроров с разными выживалками. Авторы могут взять за основу другие игры Supermassive и придумать схожие истории. Однако на старте возможной франшизы уже за нее беспокоишься. Все-таки имея на руках амбициозную задумку в духе «Хижины в лесу» (2011), где тоже было слияние хорроров, и интригующие тайны мира Until Dawn, Дэвид Ф. Сандберг снял пусть и бодрую, но крайне плоскую и лишенную искры хоррор-жвачку на один раз. Если «Дожить до рассвета» – пример того, какая будет киновселенная, лучше уж поиграть в интерактивное кино.