Пока за окном зима спорит с весной, в кинотеатрах России засияло солнышко – палящее, дикое, удушающее. В психологическом триллере «Серфер» (18+), который вышел в прокат 1 мая, обещали типичные разборки с пляжными хулиганами. Однако по факту в фильме Николас Кейдж попадает в собственноручно сотворенный водоворот безумия и животной ярости. Впрочем, «типичного» от режиссера неординарных картин «Вивариум» (2019) и «Дурной глаз» (2022) Лоркана Финнегана ждать и не стоило.
В «Серфере» Николас Кейдж играет мужчину, не слишком преуспевшего в жизни. Имени персонажа за фильм так и не раскрыли. В юности он был талантливым серфером в своем родном австралийском городе. Теперь он неудачник с пачкой кредитов, незавидной карьерой и неприятным бракоразводным процессом. Еще и с сыном-подростком так себе отношения. Поэтому герой решает сгонять с отпрыском в городок, где вырос: показать дом детства, который собирается выкупить на последние деньги, и заодно посерфить на любимом пляже. Однако тот самый пляж оккупировали бандиты во главе с таинственным богачом Скалли (Джулиан МакМэхон). Скалли и его люди выгоняют Серфера с пляжа, опозорив на глазах сына. Мало того – еще и сделка по дому оказывается на грани срыва. Серфер остается у пляжа, чтобы дождаться дополнительных денег от банка и быстрее заключить сделку. Однако простое ожидание в машине оборачивается суровым выживанием под палящим солнцем, стремительно плавящим Серферу мозги.
«Серфер» – не то, чем кажется на первый взгляд. После трейлера может удивить, что Лоркан Финнеган вдруг снял классический боевик о мести и пляжных бандитах в духе какого-нибудь «На гребне волны» (1991). Однако уже до середины фильма понимаешь, что дело тут глубже и сложнее. Зловещий Скалли начинает походить на местного Чарльза Мэнсона. Серфер страдает от хаотичных вспышек с флэшбеками травмирующего прошлого. Солнечная атмосфера с бескрайним океаном, казалось бы, обещает кинематографические просторы, тепло и захватывающие приключения. Удивительным образом тут разместился все тот же клаустрофобный «Вивариум» Финнегана. В фантастическом триллере с Имоджен Путс и Джесси Айзенбергом режиссер с ходу заявляет, что здесь есть мистика. Запутанный «Серфер» до самого финала заставляет теряться в догадках, приземленная это история, происки надтреснутого разума героя или вообще чертовщина какая-то. Нет ощущения, что криминальные столкновения обернутся пусть не гениальной и многослойной, но головоломкой.
Пляж стал для Серфера убедительной ловушкой, в которой невидимые стены вокруг персонажа медленно сужаются и угрожают раздавить ему череп. Самое страшное здесь то, что запустил этот «карательный механизм» сам Серфер. Он не только полез на рожон, ввязавшись в конфликт с пляжными хулиганами, но и не сбежал и не принял помощь, когда появлялась возможность.
«Серфер» – показательный портрет сломленного человека с кризисом среднего возраста. Герой потерян, застрял в собственных сомнениях и остановился в личностном развитии, пытаясь разобраться с бесконечными последствиями ошибок прошлого. Никому не нужный дом у пляжа, где мужчина провел свои лучшие, как ему кажется, дни, стал мнимой соломинкой, которой он надеется вернуть семью и слепить хотя бы подобие нормальной жизни. Желание посерфить с сыном – вроде как досуг, это можно перенести на любой другой пляж. Однако из-за инфантильной обиды на судьбу Серфер готов ночевать на улице и жрать крыс, когда по воле случая оказался без денег. Борьба Серфера полна абсурда и мерзостей, и воплотил ее Кейдж пугающе убедительно, будто сам прожил жизнь человека без имени, упавшего на дно.
Лоркан Финнеган не сумел сделать выживание Серфера максимально напряженным. К финалу повествование становится скомканным, будто перед нами добротный, но не законченный черновик. При этом утрированность в подаче странных событий подчас смотрится слишком нелепо и искусственно, дабы поверить, что это не симуляция, а жизнь – сумасшедшая, но жизнь. Однако шероховатости в изложении не мешают увлечься историей и по-настоящему сопереживать Серферу, а из-за некоторых его действий и искренне негодовать.
Николас Кейдж в «Серфере» безобразно великолепен. После классики на все времена «Без лица» (1997) и «Семьянин» (2000) в карьере актера пачками выходили сомнительные проекты – те же «Оставленные» (2014), «В изгнании» (2014) и «Призрачный гонщик» (2007, 2012), которого, впрочем, нынче возвели в статус культового «постыдного удовольствия». Кейдж признался, что соглашался на «отстойные» роли из-за долгов. Он потерял много денег, неудачно инвестировав в недвижимость. Возможно, поэтому роль Серфера у него вышла настолько впечатляющей. Тем не менее, среди малобюджетных рискованных картин случались у него и примечательные, вроде «Мэнди» (2018). Боевик «Невыносимая тяжесть огромного таланта» (2022) засвидетельствовал уверенное возвращение Николаса Кейджа к блокбастерам. Приятным сюрпризом стал и «Серфер», где Кейдж и Лоркан Финнеган прошли наполненный эмоциями и болью путь сломленного, злого и при этом по-глупому упорного человека, который отчаянно хочет серфить – вновь оседлать ту единственную волну в жизни, когда-то ему покорившуюся. При всех своих недочетах «Серфер» – один из тех фильмов, которые не просто рассказывают историю, а заставляют зрителя ее пережить, ощутив все тревоги героя.