77-летний Стивен Кинг – один из самых плодовитых писателей современности. Каждые пару лет он радует поклонников новыми произведениями. Экранизируют Кинга часто; на один только 2025 год запланировано аж пять премьер. Однако количество – не значит качество. После сомнительной февральской «Обезьяны» 5 июня на большие экраны в России вышла фантастическая драма «Жизнь Чака». Не беремся даже предполагать, какими окажутся следующие кинговские экранизации-2025 – антиутопии «Долгая прогулка» (премьера 12 сентября) и «Бегущий человек» (7 ноября), а также сериал «Институт» (13 июля). Но точно можем сказать: «Жизнь Чака» как минимум осчастливит почитателей Стивена Кинга.
Конец близок. Это ощущает каждый житель Земли. Интернет перестает работать. Мир разрушается из-за экологических катастроф. Происходят массовые самоубийства. Школьный учитель Марти Андерсон (Чиветель Эджиофор) в столь непростые времена воссоединяется со своей бывшей женой Фелицией Гордон (Карен Гиллан), потому что конец хочется встретить с любовью всей своей жизни. Пока Марти и Фелиция философствуют о вселенских тайнах, за ними со всех билбордов и с экрана телевизора наблюдает улыбающийся мужчина (Том Хиддлстон) – на вид обычный, никому не знакомый бухгалтер. Реклама гласит: «Чарльз Кранц, 39 прекрасных лет! Спасибо, Чак!». Многие верят, что перед смертью человек смотрит «фильм» из фрагментов своей жизни. И с концом мира в «Жизни Чака» мы погружаемся в путешествие по важным событиями таинственного Чака – до самого детства, когда он рос с дедушкой и бабушкой (Марк Хэмилл и Миа Сара) в доме с привидениями. Что это за привидения и как они связаны с апокалипсисом – ответ, который ждет Чака в «начале» его истории.
«Жизнь Чака» снял большой фанат Стивена Кинга Майк Флэнаган. Это его уже третья экранизация «короля ужасов» после картин «Игра Джералда» (2017) и «Доктор Сон» (2019). Если две предыдущие работы были хоррорами, то теперь Флэнаган пошел по стопам режиссера культовых «Зеленой мили» (1999) и «Побега из Шоушенка» (1994) Фрэнка Дарабонта и перенес на экран одну из редких драматических историй писателя. В основу сюжета лег одноименный рассказ из сборника «Будет кровь» (2020), где если и есть жуткое, то только в концепции неизбежности смерти и мистической концовке. Флэнаган – опытный мастер ужасов: за его плечами душераздирающий сериал «Призрак дома на холме» (2018) и другие ужасы для Netflix, а также атмосферный хоррор «Окулус» (2013). Все его работы меланхолично холодные, вдумчивые и порой депрессивные. Такое настроение идеально подошло воздушной «Жизни Чака», в которой постановщик отказался от привычных ему скримеров в пользу теплоты человеческих отношений. Эксперимент удался: получился самый эмоционально сильный кинговский фильм в карьере Флэнагана.
В «Обезьяне» Осгуд Перкинс сильно изменил сюжет рассказа, в чем не было необходимости. Майк Флэнаган не пошел на рискованные эксперименты, полностью сохранив сюжет и настроение первоисточника. Подчас он прямо цитирует Кинга. Такое верное следование оригиналу может лишить экранизацию души и авторского стиля. Однако меланхоличный Флэнаган со своим невесомым, почти поэтичным подходом к повествованию оказался идеальным режиссером для «Жизни Чака». Свойственное ему скрупулезное внимание к деталям произведения не выглядит тут неестественным и сухим. Майк Флэнаган мягко, с любовью погружается в затухающий мир Чака, неторопливо и бережно объясняя суть апокалипсиса. Даже если читал рассказ и знаешь развязку, все равно с увлечением следуешь за Чаком, словно и не догадываясь, что будет в конце.
Объясняющий чувства героя закадровый голос и некоторые чрезмерно слащавые сцены как бы кричат зрителю: «А ну-ка, заплачь!». Майк Флэнаган местами очень прямолинейно, настойчиво и почти прямым текстом заставляет переживать эмоции героев. Впрочем, оригинальный текст тоже насыщен лиричными банальностями, вроде того, что каждый человек – это целая вселенная. В этом и суть: история по-простому человечная и понятная, сияет она как раз в самых житейских сценах – вроде бесед маленького Чака с дедушкой и бабушкой. Стивен Кинг без стеснения придает глубину банальному, каждодневному, ведь его история про умение искренне радоваться солнечным событиям и не усложнять и без того часто непростую жизнь. От «Жизни Чака» не стоит ждать глубокого анализа эмоционального состояния героя. Это лежащее на поверхности послание от жаждущего жить человека о ценности самой жизни – ее маленьких моментов, вроде минутного порыва вспомнить старые уроки танцев и сорваться в пляс с прекрасной незнакомкой (Анналиса Бассо) под энергичные ритмы уличного музыканта. После просмотра «Жизни Чака» того и хочется – танцевать и смеяться. Фильм заставляет дышать и осматриваться, замечать чудеса в привычной реальности. Это ли не магия кино?
По спокойному и даже какому-то упоительному ожиданию конца света «Жизнь Чака» близка к «Меланхолии» (2011) Ларса фон Триера. Но с терапевтически-печальными свойствами «Вечного сияния чистого разума» (2004) Мишеля Гондри. Эта по-милому наивная и трогательная история с жизнеутверждающим сообщением кажется теплым и всеобъемлющим объятием. После первого просмотра время от времени будет хотеться вновь ощутить тепло фильма, напоминающее о том, что волшебство – в мгновении.