Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Жизнь Чака»: Самый милый апокалипсис

Наконец-то удачная адаптация Стивена Кинга.
7 июня 0
Кадр из фильма «Жизнь Чака» (2024)
Кадр из фильма «Жизнь Чака» (2024)

77-летний Стивен Кинг – один из самых плодовитых писателей современности. Каждые пару лет он радует поклонников новыми произведениями. Экранизируют Кинга часто; на один только 2025 год запланировано аж пять премьер. Однако количество – не значит качество. После сомнительной февральской «Обезьяны» 5 июня на большие экраны в России вышла фантастическая драма «Жизнь Чака». Не беремся даже предполагать, какими окажутся следующие кинговские экранизации-2025 – антиутопии «Долгая прогулка» (премьера 12 сентября) и «Бегущий человек» (7 ноября), а также сериал «Институт» (13 июля). Но точно можем сказать: «Жизнь Чака» как минимум осчастливит почитателей Стивена Кинга.

Конец близок. Это ощущает каждый житель Земли. Интернет перестает работать. Мир разрушается из-за экологических катастроф. Происходят массовые самоубийства. Школьный учитель Марти Андерсон (Чиветель Эджиофор) в столь непростые времена воссоединяется со своей бывшей женой Фелицией Гордон (Карен Гиллан), потому что конец хочется встретить с любовью всей своей жизни. Пока Марти и Фелиция философствуют о вселенских тайнах, за ними со всех билбордов и с экрана телевизора наблюдает улыбающийся мужчина (Том Хиддлстон) – на вид обычный, никому не знакомый бухгалтер. Реклама гласит: «Чарльз Кранц, 39 прекрасных лет! Спасибо, Чак!». Многие верят, что перед смертью человек смотрит «фильм» из фрагментов своей жизни. И с концом мира в «Жизни Чака» мы погружаемся в путешествие по важным событиями таинственного Чака – до самого детства, когда он рос с дедушкой и бабушкой (Марк Хэмилл и Миа Сара) в доме с привидениями. Что это за привидения и как они связаны с апокалипсисом – ответ, который ждет Чака в «начале» его истории.

Кадр из фильма «Жизнь Чака» (2024)

Кадр из фильма «Жизнь Чака» (2024)


«Жизнь Чака» снял большой фанат Стивена Кинга Майк Флэнаган. Это его уже третья экранизация «короля ужасов» после картин «Игра Джералда» (2017) и «Доктор Сон» (2019). Если две предыдущие работы были хоррорами, то теперь Флэнаган пошел по стопам режиссера культовых «Зеленой мили» (1999) и «Побега из Шоушенка» (1994) Фрэнка Дарабонта и перенес на экран одну из редких драматических историй писателя. В основу сюжета лег одноименный рассказ из сборника «Будет кровь» (2020), где если и есть жуткое, то только в концепции неизбежности смерти и мистической концовке. Флэнаган – опытный мастер ужасов: за его плечами душераздирающий сериал «Призрак дома на холме» (2018) и другие ужасы для Netflix, а также атмосферный хоррор «Окулус» (2013). Все его работы меланхолично холодные, вдумчивые и порой депрессивные. Такое настроение идеально подошло воздушной «Жизни Чака», в которой постановщик отказался от привычных ему скримеров в пользу теплоты человеческих отношений. Эксперимент удался: получился самый эмоционально сильный кинговский фильм в карьере Флэнагана.

В «Обезьяне» Осгуд Перкинс сильно изменил сюжет рассказа, в чем не было необходимости. Майк Флэнаган не пошел на рискованные эксперименты, полностью сохранив сюжет и настроение первоисточника. Подчас он прямо цитирует Кинга. Такое верное следование оригиналу может лишить экранизацию души и авторского стиля. Однако меланхоличный Флэнаган со своим невесомым, почти поэтичным подходом к повествованию оказался идеальным режиссером для «Жизни Чака». Свойственное ему скрупулезное внимание к деталям произведения не выглядит тут неестественным и сухим. Майк Флэнаган мягко, с любовью погружается в затухающий мир Чака, неторопливо и бережно объясняя суть апокалипсиса. Даже если читал рассказ и знаешь развязку, все равно с увлечением следуешь за Чаком, словно и не догадываясь, что будет в конце.

Кадр из фильма «Жизнь Чака» (2024)

Кадр из фильма «Жизнь Чака» (2024)


Объясняющий чувства героя закадровый голос и некоторые чрезмерно слащавые сцены как бы кричат зрителю: «А ну-ка, заплачь!». Майк Флэнаган местами очень прямолинейно, настойчиво и почти прямым текстом заставляет переживать эмоции героев. Впрочем, оригинальный текст тоже насыщен лиричными банальностями, вроде того, что каждый человек – это целая вселенная. В этом и суть: история по-простому человечная и понятная, сияет она как раз в самых житейских сценах – вроде бесед маленького Чака с дедушкой и бабушкой. Стивен Кинг без стеснения придает глубину банальному, каждодневному, ведь его история про умение искренне радоваться солнечным событиям и не усложнять и без того часто непростую жизнь. От «Жизни Чака» не стоит ждать глубокого анализа эмоционального состояния героя. Это лежащее на поверхности послание от жаждущего жить человека о ценности самой жизни – ее маленьких моментов, вроде минутного порыва вспомнить старые уроки танцев и сорваться в пляс с прекрасной незнакомкой (Анналиса Бассо) под энергичные ритмы уличного музыканта. После просмотра «Жизни Чака» того и хочется – танцевать и смеяться. Фильм заставляет дышать и осматриваться, замечать чудеса в привычной реальности. Это ли не магия кино?

По спокойному и даже какому-то упоительному ожиданию конца света «Жизнь Чака» близка к «Меланхолии» (2011) Ларса фон Триера. Но с терапевтически-печальными свойствами «Вечного сияния чистого разума» (2004) Мишеля Гондри. Эта по-милому наивная и трогательная история с жизнеутверждающим сообщением кажется теплым и всеобъемлющим объятием. После первого просмотра время от времени будет хотеться вновь ощутить тепло фильма, напоминающее о том, что волшебство – в мгновении.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями