«Любовь - это тоже поле боя», - говорит нам Роберт Земекис в своем новом фильме «Союзники». Пытаясь подражать старым голливудским фильмам о шпионах, новая лента Земекиса допускает несколько нелепых ошибок, заставляя зрителей сначала скучать, а потом недоумевать. При этом красивые и суперпрофессиональные герои-шпионы оказываются шаблонными персонажами, не способными разыграть ту трагедию, наметки которой заложены в сценарии.
Роберт Земекис всегда экспериментировал с самыми разными темами и способами съемки в своих фильмах – видимо, чтобы зрителю никогда не приходило в голову ассоциировать его с чем-то «устаревшим». Именно он одним из первых перенес мультики в реальность («Кто подставил кролика Роджера?»), поместил собственных персонажей в американскую историю с помощью кинохроники («Форрест Гамп»), экспериментировал с технологией захвата движения motion capture («Полярный экспресс», «Беовульф»), а также использовал головокружительные спецэффекты, приглашая зрителей прогуляться по канату, натянутому на высоте в 400 метров между башнями Всемирного торгового центра («Прогулка»). В своем новом фильме «Союзники» Роберт Земекис как будто решил напомнить нам, что он может также работать «по старинке», и потому его военная драма «Союзники» снята без компьютерных эффектов, без кинохроники, без каких-либо оригинальных решений... Строго говоря, снята так, что не похоже на Земекиса.
Главные роли в «Союзниках» исполнили Брэд Питт в образе Макса Ватана, офицера канадской разведки, и Марион Котийяр в образе Марианны, прекрасного агента французского Сопротивления. На дворе 1942 год, Вторая мировая война в самом разгаре, в том числе на «невидимом» фронте, где как раз и воюют Макс и Марианна – им, еще не знакомым друг с другом, поручили миссию по уничтожению немецкого посла в Северной Африке. Герои встречаются, влюбляются, выполняют задание – и уезжают в Лондон, где женятся. Однако совершенно неожиданно Максу сообщают, что Марианна на самом деле является самозванкой и немецкой шпионкой. У него есть всего несколько дней, чтобы доказать обратное, иначе его жену придется убить.
В первой части Земекис держит высокий стиль романтического шпионского триллера, который с тем же успехом мог быть снят когда-нибудь в 40-х (если бы, конечно, Ингрид Бергман могла нервно ругаться в кадре, как это делают герои). В «Союзниках» много нацистов в форме, много хрустальных люстр, ревущих пропеллеров самолетов. Некоторым зрителям эта ретро-драма наверняка покажется скучноватой из-за того, что детально воссозданного прошлого тут даже слишком много – Земекис и сценарист Стивен Найт долго, почти час, просто любуются своим Марокко (наверняка воображая себя Майклом Кертисом с его «Касабланкой»), пока их влюбленные герои топчутся на месте. Однако, когда главный конфликт все же обрисовывается, Земекис, пользуясь главным движущим компонентом фильма – неизвестностью/ интригой, – начинает сцена за сценой нагнетать атмосферу. «Союзники» не основаны на реальных событиях, это всего лишь сказка, однако, как и «Мост шпионов» Стивена Спилберга, «состаренная» под старый-новый киноклассицизм лента Земекиса обладает достаточным обаянием, чтобы увлечь зрителя и заставить его сопереживать героям.
Впрочем, если с романтическо-шпионским конфликтом первой части фильма все понятно, то с триллерно-драматическим конфликтом второй начинаются проблемы, и даже долгожданный экшен их скрасить не может. Казалось бы, карты на столе: Ватану сообщают о подозрениях (пусть он даже и принимает это относительно спокойно), дают время, чтобы отыскать сведения о непричастности Марианны к немецкой разведке… Но вместо того, чтобы хоть немного обратить внимание на саму безобидную (во второй части) Марианну и на то, как странное поведение мужа влияет на нее, нам вечно показывают застопоренного Питта, который бегает взад-вперед, пытаясь разыскать знакомых жены. Марианна уходит на второй план, ее звездный супершпионский час заканчивается, толком не начавшись – теперь она примерная домохозяйка, нянчится с маленькой дочкой, у нее больше нет характера, потребностей, целей, она просто… объект. Фильм же озабочен лишь тем, что теперь будет с Максом и придется ли ему в конце концов убить свою жену. На бумаге это, возможно, звучит резко и сильно, но по факту делает «Союзников» однобокой лентой.
Выбор Брэда Питта и Марион Котийяр удачен лишь наполовину – по отдельности они, будучи красивыми и профессиональными актерами, органично смотрятся в образах строгих снаружи, но чувственных в душе шпионов, для которых миссия превыше всего. По части же именно их видения как пары все сложно: то ли из-за долгой и слишком убедительной марроканской истории их знакомства, то ли из-за того, что актерам приходилось играть вместе на волне слухов об их романе, но вместе Питт и Котийяр выглядят исключительно как друзья, или как бывшие, если угодно, но точно не как влюбленные. Вот героиня Котийяр с помощью пуговиц «проверяет» Ватана, может ли он контролировать свои эмоции, вот подшучивает над его «парижским» акцентом – все как-то без заигрывания, да и сам Ватан-Питт смотрит на свою экранную пассию как-то испуганно на протяжении всего фильма, даже когда ее еще не «назначили» двойным агентом. В карьере и Питта, и Котийяр (и Земекиса!) были военные/ исторические фильмы покрепче, здесь же они выглядят совсем потерянными, особенно во второй части
Временами «Союзники» здорово напоминают фильм «Мистер и миссис Смит», однако тот шутливый боевик давал зрителю «хлеба и зрелищ», не замахиваясь на триллер, почему и собрал свою кассу и получил свои зрительские восторги. «Союзники» же претендуют на зрительский саспенс, но не дотягивают до него, потому что слишком долго раскачиваются, упуская возможность дать парочку действительно неожиданных сюжетных поворотов и столкнуть лбами тех, кто дергает за ниточки. Это стильная, красивая драма с красивыми актерами, в которой есть место интриге, есть место напряжению, есть даже место чувствам. Однако «Союзники» Роберта Земекиса, как бы они ни маскировались под фильмы 40-х, вряд ли смогут вызвать у зрителей такие же сильные впечатления.