Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Дракула» Люка Бессона: Князь кринжа

Фильм-пособие, как не надо экранизировать роман Брэма Стокера.
10 сентября 0
Кадр из фильма «Дракула» (2025)
Кадр из фильма «Дракула» (2025)

11 сентября в российском прокате стартует «готический хоррор» Люка Бессона «Дракула» (18+). Увы, наперекор всем ожиданиям, этот фильм – наглядное пособие, как не нужно адаптировать одноименный роман (1897) Брэма Стокера. Рассказываем, чем же так разочаровывает свежее прочтение культовой вампирской истории.

Легенда о Владе III Цепеше и вдохновленный ею роман ирландского писателя Брэма Стокера «Дракула» множество раз переносились на большие и малые экраны. Свое видение успели представить кинематографисты разных эпох и стран, от немца Фридриха Вильгельма Мурнау с его экспрессионистским хоррором «Носферату, симфония ужаса» (1922) до «ужасающего и соблазнительного» «Носферату» (18+, 2024) американца Роберта Эггерса. Осенью-2025 настал час версии от прославленного французского режиссера-визионера Люка Бессона.

«Дракула» рассказывает о правителе Валахии Владе III Цепеше (Калеб Лэндри Джонс), который во время столкновения с османами в 1480 году лишился своей возлюбленной Элизабеты (Зои Блю). Из-за смерти жены он обратился против Бога и открыл душу тьме, что в конечном счете превратило отчаявшегося вдовца в кровопийцу графа Дракулу. Однако его чувства к Элизабете не угасли, поэтому он надеялся на перерождение любимой и искал ее. Спустя 400 лет кровожадный Дракула наконец-то обрел возможность воссоединиться с возлюбленной в далеком Париже. Неожиданно исполнению мечты о долгожданном воссоединении грозит помешать загадочный священник из Баварии (Кристоф Вальц) – тот долго шел по следам Князя тьмы, чтобы покончить с ним раз и навсегда.

Кадр из фильма «Дракула» (2025)

Кадр из фильма «Дракула» (2025)


На бумаге в общих чертах сюжет нового «Дракулы» кажется знакомым. Во ходе просмотра же становится ясно, что Люк Бессон, хотя и не предложил оригинальное авторское прочтение легенды, но расставил акценты по-своему. Преимущественно это выражается в усиленной мелодраматичности фильма. Истории любви Влада III Цепеша и Элизабеты уделяется больше времени, чем того требует картина, позиционируемая «готическим хоррором». По факту «Дракула» Бессона скорее походит на фэнтезийную или мистическую мелодраму, которая, увы, порой кажется излишне, до пошлого слащавой. Возникает ощущение, что фильм Бессона жанрово и по настроению ближе к серии «Сумерки» (2008-2012), чем к действительно мрачным историям в духе того же «Носферату» Эггерса.

Сцены, в которых Люк Бессон как режиссер и сценарист «пугает» зрителя или пытается навести жути, банально не работают. Он будто сознательно игнорирует вековой опыт множества деятелей кино, работавших в «ужасном» жанре. Ощущения тревоги и тем более страха в ходе просмотра так и не возникают – для них тут просто нет оснований, «почвы». «Дракула» Бессона не может похвастаться даже густой атмосферой, которой, при некоторых недочетах, бесспорно обладает «Носферату» Эггерса. Все это вынуждает признать, что «Дракула» Люка Бессона как «готический хоррор» оказался полным провалом.

Учитывая, насколько беззубо – иронично в случае с вампирской историей – «Дракула» выглядит в качестве фильма ужасов, становится жаль, что Люк Бессон не пошел ва-банк. У картины было бы больше шансов на успех, назовись она изначально мелодрамой и начни играть только по правилам «наивно-ванильных» сентиментальных историй. Тогда обошлось бы без этих нелепых, натянутых попыток изображать мрак и ужас. Вероятно, в таком случае «Дракуле» Бессона хватило бы времени и на более интересную проработку любовной линии – в представленном исполнении, даже при ее значимости для сюжета, она смотрится исключительно вторичной.

Кадр из фильма «Дракула» (2025)

Кадр из фильма «Дракула» (2025)


«Дракула» Бессона в целом не привносит ничего концептуально нового, важного и интересного в легенду о Владе III Цепеше или в классический сюжет Стокера. Сюрпризов фильм зрителям не приготовил. Зато в нем нашлось место всевозможным нелепостям. Например, вплетение в сюжет такой детали, как «соблазняющий парфюм», кажется чужеродной отсылкой к «Парфюмеру» (18+, 2006) Тома Тыквера. А неряшливые миньоны-горгульи, прислуживающие Дракуле и вызывающие разве что чувство неловкости, словно заглянули из какого-нибудь неудачного мультфильма Disney. Чего стоит сцена, в которой эти создания гоняются за пленником, попытавшимся удрать из замка кровопийцы. Погоне не хватает только той самой музыки из «Шоу Бенни Хилла».

Не стыдно в новом «Дракуле» лишь за исполнителя главной роли Калеба Лэндри Джонса – впрочем, он успел намного более удачно поработать с Бессоном в «Догмене» (18+, 2023). Как всегда убедителен и Кристоф Вальц, сыгравший преследующего Дракулу священника. Однако спасти такой примитивный и неудачный сценарный материал актерам было просто невозможно.

В индустрии кино, сериалов и игр есть множество атмосферных, захватывающих и талантливых произведений о Дракуле и других вампирах. «Дракула» Люка Бессона, увы, займет свое место среди откровенно неудачных попыток пересказать легендарную историю. Это посредственный и беззубый «готический хоррор», лишенный изобретательности и грамотной проработки важных для жанра элементов и в то же время страдающий от излишней мелодраматичности и откровенных нелепостей.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями