​«A Sinistra»: Assassin’s Creed по-пелевински

Чем примечательна пятая книга серии «Transhumanism. Inc» и при чем тут Шекспир, Кристофер Нолан, Парацельс и Led Zeppelin.

Роман Виктора Пелевина «Круть» (2024) с его смешением уголовного жаргона, антифеминистских высказываний и оригинальной истории спасения мира вызвал неоднозначную реакцию критиков. Появилось мнение, мол, возвращение в мир «Трансгуманизма» – скорее свидетельство нежелания двигаться дальше, нежели собственная мета-вселенная наподобие той, что строил в своих последних романах Владимир Сорокин. Что ж, в «A Sinistra» Пелевин «вернулся к корням», продолжив скорее «Путешествие в Элевсин» (2023), нежели предыдущую книгу. Теперь Маркусу Зоргенфрею предстоит раскрыть исчезновение клиентов «Трансгуманизма», отправившись в Италию XVI века в теле и образе алхимика-чернокнижника.

В контексте эпохи Возрождения сложно обойти стороной тему веры и религии, пропитывавших жизнь людей 400-летней давности, и она звучит на первых же страницах романа. «A Sinistra» («налево» на латыни) – это одновременно подразделение «Transhumanism. Inc» для богатых клиентов и указание на так называемый «путь левой руки» (Left-Hand Path) – оккультную традицию самосовершенствования и индивидуального духовного просветления, в отличие от «пути правой руки» (Right-Hand Path, «Dextra»), на котором человек стремится к единению с божественным. Чернокнижник Марко, в чьем теле оказывается Маркус, последовательно идет первым из этих путей, успешно добывая золото для венецианского общества магов и параллельно обретая сверхчеловеческие возможности при помощи гримуара, доставшегося ему от прежнего владельца его жилища в Вероне. Выстроенная вокруг него детективная арка с элементами теории заговора и псевдоисторическим уклоном напоминает популярную игру Assassin’s Creed, сюжет которой тоже начинается с погружения в прошлое в условном настоящем. Есть у Пелевина место и хитроумным планам, и убийствам, и оригинальным переодеваниям – причем немалую роль во всем этом играют двое молодых людей из Вероны, случайно оказавшиеся не в то время и не в том месте.


Как и в предыдущих романах Виктора Пелевина, повествование в «A Sinistra» периодически перескакивает из виртуальных миров в реальность «Трансгуманизма» для дальнейшего инструктажа. И надо сказать, что все эти тайеры, нейросети и Шарабан-Мухлюевы уже поднадоели и сильно проигрывают в сравнении с историей восхождения Марко. Алхимики, магия, смена лика и внешности, трансгрессия, магический поединок, изготовление гомункула по методу незабвенного Парацельса – то ли псевдоисторический роман, то ли отсылка к теме доктора Фауста, то ли триллер-детектив с непредсказуемыми поворотами. А общий способ повествования напоминает фильм «Начало» (2010) с его концепцией «сон во сне во сне» – хотя дву- и многоплановость повествования были присущи Пелевину задолго до того, как подобная идея пришла в голову Кристоферу Нолану.

Аннотация «A Sinistra» гласит, что для понимания нового романа знакомство с другими частями серии необязательно – как всегда, это и так, и не так. При относительной самостоятельности в «A Sinistra» не обошлось к отсылкам к другим произведениям цикла, а по ходу действия Марко попадает во что-то вроде Чистилища, в котором без труда узнается мир романа «Круть». И этот мир оборачивается неожиданной стороной: «кручение» на зоне становится способом спасения души чернокнижника от гибельного «пути левой руки». Такая постановка вопроса о личном спасении неожиданно смотрится у автора, которому, кажется, ранее больше был по душе буддизм или Кастанеда. Более того, трактаты о душеполезности верчения местами явно пародируют то известную христианскую книгу «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», то что-то из египетской литературы или «Дао дэ цзин».


Философские рассуждения о той же религии и возможности спасения добавляют «A Sinistra» если не глубины, то неожиданности. Также они становятся поводом поговорить ни много ни мало о вечном, пусть и не без фирменной иронии. В новом романе Виктора Пелевина почти нет характерных для него словесных игр с ультрасовременными понятиями, не считая важного для сюжета бывшего банкира с прозрачной фамилией Деньков. Кроме того, как бы в противовес реальному путешествию героев «Элевсина», «A Sinistra» становится прежде всего путешествием духа. Могущество Марко дает ему возможность перемещаться в любую точку пространства силой мысли – но большинство его путешествий имеют чисто служебную цель, они кратки и скорее рассказаны, чем показаны, а ближе к концу он сам заявляет, что новообретенная способность стала ему неинтересна. Поэтому и выходит на передний план вполне христианская тема странствия и мытарств души на земном пути с закономерным – не будем спойлерить – финалом. И если Сорокин в романе «Доктор Гарин» (2021) признается в любви русской литературе, то финал романа Пелевина неожиданно оказывается пропитан религиозным теплом. В сравнении с этим становится неважной даже смазанная концовка расследования Маркуса Зоргенфрея, с которого все начиналось. Быть или не быть новому путешествию в мир «Трансгуманизма» – покажет время, но в конце очередного расследования элевсинского миста в очередной раз поставлена эффектная точка.

«Поражающие нас истории и песни, от которых выступают слезы, приходят не от людей. Даже их продавцы не знают, откуда они берутся. Но если они трогают твое сердце и тебе хочется увидеть впереди свет, это значит, что он уже горит у тебя внутри. А если так, у тебя есть один настоящий друг. Тот, от которого пришел ты сам. И в конце твоей дороги он обязательно тебя встретит».


И напоследок. Как это часто бывает у Виктора Пелевина, существенную роль в его новом романе «A Sinistra» играет старая добрая рок-музыка – на сей раз в виде вечного гимна Led Zeppelin. Книга открывается цитатой из легендарной «Stairway To Heaven» и рассуждением о ней же заканчивается. Добро пожаловать на Лестницу в Небо!