Первый «Трон» вышел в далеком 1982 году. В 2010-м он неожиданно обзавелся сиквелом «Трон: Наследие». О франшизе уже благополучно забыли, но спустя 15 лет – в эпоху тотального производства перезапусков и сиквелов – Disney вернула кибервселенную в третьем фильме «Трон: Арес» от Йоакима Реннинга. Лучше бы светящиеся диски и пузатые компьютеры пылились дальше. Создать настолько устаревшую фантастику о передовых технологиях уметь надо.
До основных событий фильма «Трон: Арес» Сэм Флинн (Гаррет Хедлунд) из «Наследия» покинул пост директора компании ENCOM. Прежде она принадлежала его отцу Кевину (Джефф Бриджес). Бразды правления Сэм передал талантливой женщине-ученому Еве Ким (Грета Ли), которая работает над амбициозным проектом. Она намерена перенести цифровые объекты в реальность и тем самым повлиять на развитие сельского хозяйства и медицины. Однако для этого ей необходимо найти в цифровом мире «код постоянства» – без него цифровые объекты могут существовать в реальности лишь 29 минут. Глава конкурирующей компании Dillinger Systems Джулиан Диллинджер (Эван Питерс) собрался выкрасть код и использовать в своих военных разработках. Он представил акционерам совершенных цифровых солдат во главе с Аресом (Джаред Лето), которым тоже необходим код. Пока Диллинджер ведет войну с Ким, его главное «оружие» Арес проявляет человечность, начинает сомневаться в необходимости выполнять суровые приказы и тем самым угрожает сорвать планы начальника.

«Трон: Арес» развил тему сосуществования людей и программ из предыдущих фильмов. В первом показали виртуальный мир, который может стать новым домом для человека. Во втором раскрыли, что программы способны выйти в реальность. «Арес» продолжил и укрепил тему переноса цифровых объектов в мир людей. В теории задумка увлекает, но подана она так бесхитростно, что по-настоящему увлечься не удается. Режиссер Йоаким Реннинг слишком сильно погрузился в скучный конфликт двух директоров, чтобы раскрыть весь научно-фантастический потенциал идеи и подарить зрителю захватывающие открытия и тайны. Весь фильм – это поток безостановочного экшена, пронизанный рядовой корпоративной возней. Запомнить из сюжета хоть какие-то яркие моменты – кроме самой идеи создания объектов из «воздуха» – невозможно. Абсолютно проходная история.
По части визуала и музыки фильму «Трон: Арес» есть чем впечатлить. Классические «гоночки» из первых двух частей разворачиваются теперь в реальности, поэтому причиняемые футуристичными байками разрушения стали эффектнее. Бои не слишком изобретательные, но бодрые и не дающие заскучать – к тому же ранения программ по-прежнему выглядят необычно. Части их тел буквально рассыпаются на пиксели. А внедрение вирусных программ в чужие Сети иллюстрируется настоящими шпионскими миссиями с универсальными солдатами. Весь этот зрелищный экшен взрывается под музыку от Nine Inch Nails. Группа достойно переняла электронно-космическое звучание Венди Карлос («Трон») и Daft Punk («Трон: Наследие»). Вообще, при всем насыщенном визуале именно музыка за все три части остается самой сильной стороной франшизы. Предыдущим фильмам тоже было особо нечем удивить в плане сюжета. Напрашивается вывод, что «Трон: Арес» – не фильм, а большой клип.

В фильме «Трон: Арес» Эван Питерс сравнивает Джареда Лето с Пиноккио. По сути, это и впрямь научно-фантастическая версия сказки Карло Коллоди. Сам Йоаким Реннинг признался, что в ходе работы вдохновлялся «Пиноккио». Арес оказался программой с «ошибкой» – крупицей человечности, из-за чего он перестал выполнять указания деспотичного начальника и решил найти «ключик», который сделает его «настоящим мальчиком». Однако в той же сказке о Пиноккио путь к человечности драматичнее и глубже. В «Троне 3» программа обрастает «мясом» и обретает душу, потому что «надо» – сценарий велит. Не веришь его «ошибке», чувствам и мотивации. Создать персонажа с кризисом цифровой личности не удалось. Он просто в лоб выдает «непрожитые», дежурные фразы о том, что программа должна сама выбрать свое предназначение. При этом «душевные» терзания Афины, подчиненной Ареса в исполнении Джоди Тернер-Смит, поданы эмоциональнее. Афина беспощадна, она тараном идет к своей цели – местами напоминает Терминатора, любой ценой готового выполнить приказ начальника-пользователя. В последние минуты фильма в ее глазах читаются неподдельные сомнения в принятых ранее решениях. Афины в фильме не так много, ее история поверхностна, однако на фоне «сухого» Ареса она выглядит убедительнее.
Франшизу «Трон» сложно назвать прорывной фантастикой. Пусть даже фильм 1982 года стал одной из первых картин с компьютерной графикой. Повествование скудное на сюрпризы, построено на клише, удивляться по большому счету нечему. «Трон: Арес» – фильм о передовых цифровых технологиях – не предлагает ничего ощутимо нового и креативного и потому заранее выглядит устаревшим. Привлекает внимание он только спецэффектами и саундтреком. Кажется, пора закрывать франшизу. Но есть проблема. В сцене после титров намекнули на продолжение… Кто-нибудь, выдерните уже шнур из этой тарахтелки.


