16 октября в российский прокат вышел «пушистый» хоррор «Глазами пса». В нем за кошмарными событиями в доме ужасов наблюдаешь, собственно, «глазами пса». Непривычный взгляд на классические пугалки дарит любопытное сочетание милого и страшного. И самое удивительное: после просмотра уходишь с полным ощущением, что побывал в шкуре собаки.
Тяжелобольной парень по имени Тодд (Шэйн Дженсен) и его верный пес, новошотландский ретривер Инди переезжают из Нью-Йорка в дом в лесу. Прежде там жил ныне покойный дедушка Тодда. Вера (Ариэль Фридман) – сестра Тодда – недовольна решением брата перебраться в зловещее местечко с дурной аурой, где и умер дед в почти полном одиночестве. С ним тоже был пес, пропавший после смерти хозяина. Однако Тодд не слушает обеспокоенную сестру, желая убраться подальше от большого города и отказываясь принимать поддержку. Тодду становится хуже, он все сильнее кашляет – прямо как его дед перед смертью. Инди же ощущает в доме присутствие потусторонней силы, будто бы высасывающей из хозяина жизненную энергию. Инди связывается с духом собаки деда Тодда, на самом деле умершей вместе с хозяином. Та раскрывает мрачные тайны дома, связанные со зловещей сущностью. Инди вступает в битву со злом, чтобы вырвать Тодда из когтистых лап тьмы и выжить самому.

«Глазами пса» длится чуть больше часа, но за это необычно короткое для современных хорроров время успеваешь влюбиться в Инди и буквально оказаться в его шкуре. Очаровательного пса сыграл питомец режиссера-дебютанта Бена Леонберга с такой же кличкой – Инди. Пожалуй, он встанет в один ряд с лучшими актерами-животными, вместе со звездами картин «Хатико: Самый верный друг» (2008) и «Бэйб: Четвероногий малыш» (1995). В некоторых сценах поражаешься, насколько эмоционально чистой вышла «игра» четвероногого. Инди по-настоящему пугается, с осторожностью заглядывает в темные комнаты и будто бы всем сердцем переживает за Тодда. «Оскара» этому хорошему мальчику!
Однако только на природной харизме Инди хоррор «Глазами пса» не сработал бы. Тонкая режиссура и ловкая операторская работа обеспечивают убедительность эффекта «от лица собаки». Бен Леонберг не дает зрителям заглянуть за очередную таинственную дверь жуткой хижины до того, как туда протиснется любопытный мокрый нос. Мы видим лишь то, что доступно Инди. История настолько сфокусирована на псе, что в кадре редко мелькают лица людей – в основном показывают их ноги, прямо как в старых мультиках о Томе и Джерри, где похожим приемом визуально отделяли животный мир от мира людей. Мы буквально следуем за хвостом пса, вытягивая шею, надеясь поскорее увидеть, что его ждет за новым поворотом лабиринта дома. Игра света и тени подчеркивает душераздирающую драму и депрессивные нотки истории и передает присутствие кромешного зла. Даже когда самой нечисти нет на экране, густые тени убеждают, что сущность рядом.
Бен Леонберг заставляет понервничать за Тодда и особенно за Инди. Физическое и эмоциональное состояние хозяина Инди стремительно ухудшается. Он становится агрессивным, кашляет кровью и ведет себя очень странно. Изменения в поведении Тодда воспринимаются остро, поскольку режиссер транслирует зрителю живые реакции Инди, передающие тревогу за состояние его экранного хозяина. Однако скримерам ощутимо не хватает изобретательности. Будь Леонберг смелее и креативнее, получилась бы поразительная поездка по аттракциону ужасов. Режиссер же полагается на избитые для хорроров приемы с выплывающими из тьмы руками и таинственными силуэтами вдалеке. В сюжете мало сюрпризов. Впрочем, благодаря концепции, заложенной в локализованном названии «Глазами пса» – в оригинале фильм называется «Good Boy», то есть «Хороший мальчик», – напрягаешься даже из-за типичных пугалок. Хотя в большей степени это не страх, а переживания за жизнь Инди.

Бен Леонберг упустил возможность снять сюжетно революционное кино. Он не стал рисковать и просто переосмыслил привычный хоррор, поставив в центр внимания питомца. Обычно в ужастиках сцен с животными немного – в основном их включают, чтобы дополнительно раскачать эмоциональные качели. Питомцы часто первыми сталкиваются с нечистью, предупреждая хозяев об опасности, но быстро уходят на второй план. Вспомнить хотя бы культовый «Ужас Амитивилля» (1979, 2005), где пес введен как деталь развития саспенса. В хорроре «Глазами пса» с помощью камерной обстановки можно было создать удушающий клаустрофобный ужас, однако в полной мере это не реализовано. Тем не менее, полученные яркие впечатления от динамичного приключения Инди заглушают огорчения. К финальным титрам – которые, кстати, не стоит пропускать: в них есть несколько дополнительных кадров с Инди, – подходишь с твердым убеждением, что посмотрел особенный фильм.


