Лука Гуаданьино спустя всего год после премьеры провокационных «Претендентов» (2024) вернулся с психологической драмой «После охоты» (18+). В фильме режиссер смело высказывается о «культуре отмены», а Джулия Робертс покоряет сильной драматической игрой. Однако сами «разговоры о важном» тут слишком часто скатываются в напыщенную болтовню.
Альма Имхофф (Джулия Робертс) – уважаемый профессор философии Йельского университета. Альма претендует на должность нового декана – наряду с ее харизматичным коллегой и близким другом Хэнком Гибсоном (Эндрю Гарфилд). Соперниками их сложно назвать. Хэнк уважает Альму и даже одержим ею. Он борется за расположение Альмы – как и талантливая студентка Мэгги Резник (Айо Эдебири), протеже Имхофф. Однажды Альма устраивает для преподавателей и студентов званый ужин, чтобы в непринужденной обстановке обсудить сложные философские вопросы морали и этики. После встречи разгорается громкий скандал. Мэгги обвиняет Хэнка в сексуальном насилии. Якобы он напросился в гости к девушке и напал на нее. Хэнк утверждает, что действительно был у Мэгги – но пришел лишь для разговора о диссертации студентки, будто бы оказавшейся плагиатом. Хэнк убежден: Мэгги хочет опорочить его репутацию, дабы защитить свою. Альма должна решить, кому верить: от действий профессора и озвученных ею слов зависит судьба не только участников конфликта, но и ее собственная.

На первый взгляд, «После охоты» – это вдумчивая разговорная драма, где нет случайных слов. Даже лекции Альмы, прямо не относящиеся к скандалу, обрисовывают ситуацию, в которой она оказалась. Профессор рассказывает о публичных казнях и сравнивает социум с тюрьмой, где каждый «заключенный» под присмотром. Тем самым отсылает к всеобщему осуждению Хэнка, которое стало напоминанием для самой Альмы: выберешь «неверную» сторону в споре – лишишься головы. Также это откровенная критика «культуры отмены», где движущей силой часто становится слепая травля, а не изучение проблемы без оглядки на сегодняшнюю «повесточку». Лука Гуаданьино, со свойственной ему размеренностью, погружается в конфликт, толком не отвечая на главные вопросы и тем самым позволяя зрителю самому решить головоломку, собирая размытые намеки в виде двусмысленных реплик, поступков героев и их многозначительных взглядов. В то же время фильм аж искрит от пустой претенциозности. Гуаданьино всеми силами пытается запутать зрителя интеллектуальными разговорами. Однако неестественная академичность не скрывает поверхностную и комичную для такой напыщенности простоту вложенных в историю мыслей. Дискуссии в фильме не умнее перепалок в соцсетях – только тоном серьезнее. Ощущения прикосновения к «великому и вечному» нет.
Фильмы Луки Гуаданьино меланхоличны, но в них почти всегда бурлит страсть. События развиваются медленно, будто режиссер смакует каждый сюжетный ход, и приводят они в итоге к фейерверку чувств. «После охоты», на удивление, практически не вызывает ярких впечатлений. История скупа на эмоции. Сцены с выяснением отношений либо быстро завершаются, либо блекнут из-за порой безжизненной болтовни и одинаковых эпизодов с утренним пробуждением Альмы, искусственно растягивающими раздутый хронометраж в два с лишним часа. Есть в этом и плюс: «холодный» подход к рассказу подчеркивает характер Альмы – хладнокровной женщины, подавляющей свои эмоции.

Центральная тайна даже при всей своей обыденности способна заинтриговать и запутать. Вот вроде Мэгги с первых кадров предстает обычной избалованной девушкой, которая родилась в состоятельной семье. Она живет в собственных «розовых иллюзиях», где весь мир ей чем-то обязан. К тому же в любой сложной ситуации Мэгги защищается рядовыми феминистическими фразами, за которыми, кажется, нет ни души, ни совести. По поведению Альмы ясно, что она больше склоняется на сторону Хэнка. Вот только мелкие детали, вроде импульсивных выходок Хэнка, раскрывают его нарциссическую суть. Это заставляет усомниться в как будто очевидной с первых сцен теории, что Мэгги воспользовалась в своих целях актуальностью темы защиты прав женщин и борьбы с домогательствами.
Персонажи «После охоты» получились настоящими – им веришь, их переживаниями проникаешься. Особенно «объемной» оказалась Альма, тонко сыгранная Джулией Робертс. У нее непростые отношения с мужем и даже с самой собой – проблемы со здоровьем профессор заглушает горстями таблеток, не желая отвлекаться от работы. Альма скрытная, о личной жизни говорить не любит. С увлечением наблюдаешь за тем, как она постепенно раскрывается на экране, выдавая и мрачные тайны прошлого, и истинную «я» – все еще строгую, но не бессердечную, какой всегда считала себя.
«После охоты» заставляет испытать смешанные эмоции. Довольно бесхитростный сюжет вызывает вопросы – относительно хотя бы обвинений Мэгги. В индустрии развлечений могут «отменить» сгоряча, но в солидном вузе, по идее, должны были провести объективное расследование, а не с ходу устраивать «охоту на ведьм». Оно прошло за кадром? Или Лука Гуаданьино расслабился из-за пьянящего «богемного» настроения картины и не проработал «дырявое» повествование? Возможно, сказывается неопытность сценаристки-дебютантки Норы Гарретт. Однако Гуаданьино добился своим фильмом главного. Его историю хочется обсуждать и анализировать. К ней трудно остаться безразличным – даже если какие-то детали раздражают, ты вместе с Альмой с интересом подбираешься к истине. Вкупе с завораживающей игрой центрального трио это делает фильм «После охоты» как минимум не пустой тратой времени.


