Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Франкенштейн»: Красивый урод от Гильермо дель Торо

Визуально впечатляющая и невероятно жуткая экранизация Мэри Шелли. Но книга – лучше!
8 ноября 2025 0
Кадр из фильма «Франкенштейн» (2025)/ Фото: Netflix
Кадр из фильма «Франкенштейн» (2025)/ Фото: Netflix

После «Носферату» (2024) на экраны вернулась еще одна хоррор-классика. 7 ноября на Netflix вышла новая экранизация готического романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1816) от создателя «Формы воды» (2017), «Лабиринта Фавна» (2006) и «Хеллбоя» (2004, 2008) Гильермо дель Торо. Это один из самых масштабных проектов режиссера: его бюджет составил 120 млн долларов. Деньги вложены не зря – зрелище завораживает и при этом ужасает. Однако избежать треклятого «книга лучше» дель Торо не удалось.

Виктор Франкенштейн (Оскар Айзек) – одержимый темой вечной жизни ученый. Он бросает вызов научному сообществу и самой смерти, выдвигая теорию, что мертвой материи можно подарить новую жизнь. После тщательных исследований и экспериментов Франкенштейн переходит к делу – собирает из частей тел покойников существо (Джейкоб Элорди) и оживляет его. Собственное творение начинает пугать Франкенштейна. Желая избавиться от угрозы, он бросает «дитя» на произвол судьбы. Чудовище вынуждено в одиночку изучать чужой для него мир, в котором нет места такому «уроду». Вскоре он отправляется на поиски своего создателя, чтобы заставить его заплатить за жестокость.

Кадр из фильма «Франкенштейн» (2025)/ Фото: Netflix

Кадр из фильма «Франкенштейн» (2025)/ Фото: Netflix


«Франкенштейн» – проект мечты 61-летнего Гильермо дель Торо. Он говорил, что около 50 лет хотел перенести классику на экраны. Любовь режиссера к вечной истории борьбы творца и творения ощущается в каждом кадре. Фильм поражает величественными декорациями и пугающим вниманием к отвратительным деталям экспериментов Франкенштейна. Выверенная и впечатляюще возвышенная готическая атмосфера погружает зрителя в правдоподобный мрачный мир. Местами Гильермо дель Торо слишком увлекается деталями, из-за чего театральная помпезность кажется чрезмерной. Он пытается добавить легкости колким юмором, но этого недостаточно, чтобы избавиться от громоздкости. Впрочем, готика от дель Торо – это не причудливо развлекательная легкость Тима Бертона. Режиссер бережно, неторопливо, кусочек за кусочком собирает своего страшно красивого монстра. Фильм при хронометраже в два с половиной часа не кажется затянутым – он насыщен событиями, и благодаря размеренному темпу ты оказываешься в их эпицентре.

«Франкенштейн» считается классикой ужасов. Хотя роман Мэри Шелли во многом воспринимается как трагедия. Писательница создала сложную и богатую на эмоции историю взаимоотношений творца и творения, в которой непросто встать на сторону одного конкретного персонажа. Чудовище – кровожадное существо, готовое ради мести убивать невинных. Однако стало оно таким из-за жестокого безразличия создателя и неспособности простых людей увидеть за внешним уродством доброту. Виктор Франкенштейн лишает свое «дитя» любви, унижает его. Ученый мнит из себя Бога, но он все же человек – поэтому боится непредсказуемого и сверхсильного существа, не знает, как с ним поступить, даже когда начинает верить в способность Чудовища проявлять человечность. Книга Мэри Шелли соткана из противоречий, но Гильермо дель Торо смог раскрыть их лишь поверхностно. Его Чудовище – больше жертва, а Виктор Франкенштейн – обычный эгоист с комплексом бога. Их отношения трогают и порой по-настоящему печалят. Вот только для такого обширного повествования с претензией на психологическую драму о поиске себя в суровом мире образы оказались карикатурно банальными и плоскими. Историей проникаешься, но не чувствуешь всей ее глубины, заложенной в первоисточнике. Особенно досадно, что дель Торо не сохранил гнетущую часть романа, где Франкенштейн сходит с ума от осознания, что Чудовище где-то рядом. Отказом от линии паранойи и преследования режиссер лишил картину львиной доли напряжения. Зато изменения в судьбах героев привели к альтернативному финалу, позволившему двум врагам «поговорить по душам» перед роковой развязкой.

Кадр из фильма «Франкенштейн» (2025)/ Фото: Netflix

Кадр из фильма «Франкенштейн» (2025)/ Фото: Netflix


Смешанные чувства вызывает и Элизабет Лавенца (Миа Гот) – невеста брата Виктора Франкенштейна. Как и в оригинале, Элизабет играет ключевую роль в конфликте Чудовища и Франкенштейна. Однако Гильермо дель Торо переосмыслил историю – и в этом «новом видении», пожалуй, кроется главная проблема фильма. Линия Элизабет и творения Франкенштейна стала очередной ленивой интерпретацией изъезженной темы «Красавица и Чудовище». Вновь «не такая как все» прекрасная дева проникается нежными чувствами к монстру, ненавистного для окружающих. Разворачивается борьба за свободу монстра, которого нужно не истязать, а любить. У дель Торо было достаточно творческого пространства в новой экранизации, однако он почему-то не воспользовался им, чтобы передать неоднозначность романа. Упростив характеры Чудовища и Франкенштейна, дель Торо расширил и изменил линию Элизабет, которая важна и в оригинале. В итоге из своего «фильма мечты» он сделал «Форму воды 2.0», перенасытив картину пародией на себя самого.

«Франкенштейн» при всех минусах остается лиричной, поднимающей важные темы о принятии себя и ответственности историей с выверенным визуалом и чувственной актерской игрой. Однако Гильермо дель Торо упустил возможность снять по-настоящему душераздирающую драму. Фильм увлекает, но редко вызывает глубокие эмоции. Режиссер повторил рабочую схему «Формы воды» и тем самым продемонстрировал неспособность по-новому взглянуть на привычную для него тему монстров среди людей. Он в лоб заявляет, что его чудовище куда человечнее «злого человека», не рискуя полноценно передать «кровь и боль» из оригинала. Конечно, на фоне «Франкенштейна» 1931 года новый фильм шире и объемнее рассказал историю. Вот только даже в отрыве от первоисточника понимаешь, что это амбициозное и захватывающее кино о личном «демоне» гения могло быть куда более волнительным.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями