Джейк Салли и его семья сталкиваются с жестоким огненным племенем расы На’ви в приключенческой фантастике Джеймса Кэмерона «Аватар: Пламя и пепел». Разбираемся, почему новая часть дорогостоящей франшизы не оправдывает всех ожиданий, несмотря на ряд безоговорочных достоинств.
19 декабря в мировой прокат вышел один из самых ожидаемых фильмов 2025 года – приключенческий боевик «Аватар: Пламя и пепел», совмещающий научную фантастику и фэнтези. Третья часть серии возвращает нас на планету Пандора, где Джейк Салли (Сэм Уортингтон), его возлюбленная Нейтири (Зои Салдана) и их дети Ло’ак (Бритен Далтон),Тук (Тринити Блисс) и приемная дочь Кири (Сигурни Уивер) переживают гибель старшего сына Нетейама (Джэми Флэттерс). Полковник Майлз Куоритч (Стивен Лэнг) возобновляет охоту на Салли, пытаясь добраться до своего сына Паука (Джек Чемпион). Тем временем старый противник Салли в лице корпорации RDA, намеренной взять планету под свой контроль, вновь напоминает о себе. В разы ухудшает и без того напряженную ситуацию столкновение с враждебным огненным племенем На’ви, которое возглавляет кровожадная Варанг (Уна Чаплин).
С первых же кадров фильм «Аватар: Пламя и пепел» убедительно дает понять, что колоссальный бюджет в 400+ миллионов долларов использовался создателями эффективно. Перед нами открываются красочные и просторные локации Пандоры с ее колоритной флорой и фауной, отменно воссозданные благодаря высококачественной компьютерной графике. На’ви и другие живые существа выглядят в кадре эффектно и правдоподобно, так что во время просмотра не возникает навязчивого ощущения «искусственности» происходящего на экране, даже несмотря на обилие CGI.

Сцены экшена в фильме «Аватар: Пламя и пепел» выглядят дорого и разнообразно, впечатляя своим масштабом. Столкновения со смертоносными обитателями водных глубин, битвы в воздухе и схватки на суше насыщают фильм драйвом, жизненно необходимым любому состоятельному приключенческому боевику. В общем, визуально «Аватар: Пламя и пепел» достойно продолжает традицию серии, демонстрирующей всей остальной индустрии технологический образец высокобюджетного и качественно выглядящего киноаттракциона. Конечно, в полной мере визуальное великолепие фильма можно оценить лишь на большом экране кинотеатра, особенно с топовыми проекторами или даже системой IMAX.
А вот по части сценария фильму «Аватар: Пламя и пепел» соответствовать высочайшим стандартам киноиндустрии все-таки не удается. Идейно третья часть серии в очередной раз играет с темой «свой среди чужих, чужой среди своих», также повторяя отдельные сюжетные элементы прошлых глав франшизы. Тут и там история выдает самоповторы под чуть отличающимся ракурсом. Чего стоит хотя бы линия полковника Куоритча. Джеймс Кэмерон мог больше внимания уделить «огненному» племени Манкван, интересно раскрыть его предысторию, а не просто уместить ее в пару фраз в монологе Варанг. Вместо этого авторы выбирают путь самоповторов, из-за чего сопереживание к персонажам снижается до минимума, а чувство дежавю на протяжении почти всего просмотра третьей главы становится верным и не очень-то приятным спутником. Особенно «эффект дежавю» заметен как раз из-за внушительной продолжительности фильма «Аватар: Пламя и пепел», растянувшегося на 3 часа 15 минут.

Дебютный «Аватар» (2009) не был особо оригинальным в плане сюжета: он предложил грамотно скроенную, но все же слишком знакомую историю о страннике, нашедшем семью в кругу «врагов». Однако запустивший франшизу фильм отличался технологическим новаторством, которое хотя бы частично позволяло закрыть глаза на его содержательную вторичность. В случае с третьей частью серии повторы сюжетных тропов и образов персонажей франшизы начинают утомлять – особенно в сравнении с такими потрясающими фантастическими мини-сериями, как, например, трилогия «Властелин колец» (2001, 2002, 2003), где развитие глобального сюжета и задумки в каждой главе ощущались в полной мере.
Фильм «Аватар: Пламя и Пепел» заставляет воспринимать франшизу Джеймса Кэмерона в целом как качественный в визуальном аспекте, технологически выверенный, но все же попкорновый аттракцион. К третьей части исчезло ощущение, что перед нами нечто великое, что станет классикой приключенческого кино или фантастики, как старые добрые фильмы об Индиане Джонсе (1981, 1984, 1989), оригинальная трилогия «Звездных войн» (1977, 1980, 1983) или «Властелин колец». Впрочем, даже звание «аттракциона» звучит солиднее, нежели участь за редким исключением откровенно бездумных серий вроде «Форсажа» (2001-…) или «Трансформеров» (2007-…). Однако от легенды кино Джеймса Кэмерона все-таки ждешь чего-то более значимого, чем технологический мастер-класс.


