Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Июня Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 24 Июня Ответить
Написал сообщение в тусовке музыка
1 30 Марта Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Марта Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
2 11 Марта Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
0 8 Февраля Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 6 Февраля Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 3 Февраля Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Землетрясение»: Мы будем жить

Посвященный Спитакскому землетрясению фильм-катастрофа Сарика Андреасяна, несмотря на тяжелую и драматичную историю, утверждает торжество жизни над смертью.
1 декабря 2016 0
​«Землетрясение»: Мы будем жить

Большинство зрителей очень удивятся, узнав, что драму «Землетрясение» снял режиссер Сарик Андреасян – именно он работал над недалекими, мягко говоря, комедиями «Беременный», «Тот еще Карлосон!» и т.д. Однако – к счастью – новый его проект настолько же удачен, насколько неудачными были его предыдущие ленты. Это его самый серьезный, самый зрелый на сегодняшний день фильм, который отдает дань памяти всем, кто погиб в Спитакском землетрясении 7 декабря 1988 года, и добрым словом вспоминает тех, кто вскоре после трагедии помчался в Армянскую ССР, чтобы принять участие в поисково-спасательных работах.

Картина, посвященная масштабной природной катастрофе, начинается с рукотворной человеческой трагедии. В туннеле недалеко от армянского города Ленинакан (ныне Гюмри) по вине главного героя, русского архитектора Константина Бережного (Константин Лавроненко), в автокатастрофе погибает семья маленького Роберта Мелконяна (Виктор Степанян). Константин попадает за решетку в колонии на другом конце СССР, в то время как Роберт считает дни до его возвращения – чтобы посмотреть в глаза тому, кто лишил его родителей, и отомстить. Наконец, срок Константина подходит к концу – он садится в самолет до Ленинакана и торопится к жене и детям. Роберту к тому времени уже 20 лет, он возмужал, у него появилась возлюбленная, но от мести он не отказался. Однако еще до того, как Константин сойдет с трапа самолета, Ленинакан буквально на его глазах будет практически полностью разрушен – произойдет Спитакское землетрясение (7.12.1988), вошедшее в историю Армении как одно из самых трагических событий XX века, наряду с геноцидом Первой мировой войны. Константин и Роберт встретятся здесь, посреди руин, когда будут искать под завалами выживших и пытаться выяснить судьбу своих родных, погребенных под обломками.


С той самой секунды, когда Бережной оказывается в разрушенном Ленинакане, его сюжетная линия оказывается ведущей среди многих, аккуратно вплетенных в повествование. Он, как архитектор, знающий все хитрости строительства зданий, руководит спасательными работами, помогая вытащить из-под завалов тех, кого в случае неправильных действий могло бы попросту придавить плитами. Одновременно Бережной ищет и не может найти среди руин собственную семью, и тут невольно напрашивается параллель с маленьким Робертом, оставшемся по его вине сиротой. Вместе с тем перед нашими глазами проходят несколько второстепенных персонажей со своей судьбой. Девушка, из-за гордости отвергавшая ухаживания работника похоронного бюро, выживает в катастрофе лишь благодаря безвкусному, на ее взгляд, мраморному столику, который тот ей подарил. Строгий тесть не может простить зятю тот факт, что его дочь забеременела до свадьбы, но в сложившихся условиях вынужден пересмотреть свое отношение к этому парню, вырисовывающемуся перед ним в совершенно ином свете. Люди, до землетрясения скрывавшие свою «гнильцу», вдруг как будто сходят с ума и становятся мародерами, наживающимися на чужом горе… Все эти судьбы, все эти отдельные человеческие истории, объединенные местом (Ленинакан), временем (четыре дня) и трагедией, удивительно продуманно и логично соединяются, образовывая перед зрителем целое масштабное полотно, рассматривать которое интересно не только в общем, но и детально, изучая характеры и вглядываясь в души персонажей. В визуальном плане на чувство единого целого работают акценты на деталях: пистолет, который Роберту когда-то отдал его брат, дудук, на котором играет дочка Бережного, кулон-подкова на его шее и многие другие незаметные, казалось бы, мелочи ждут своего часа, чтобы внести свою лепту в эту историю.

Во время просмотра вполне можно заметить за собой странное ощущение, которого, вполне вероятно, не возникало при просмотре подобных фильмов-катастроф – есть уверенность, что над фильмом работали не просто умельцы, знавшие, как надо строить декорации развалин и с помощью каких компьютерных эффектов надо заставить асфальт трескаться, но люди, которые были там, в Ленинакане, в день Спитакского землетрясения. При ближайшем изучении вопроса все оказывается действительно так: продюсер ленты, Рубен Дишдишян, и один из самых заметных актеров, Грант Тохатян, принимали участие в разборе завалов и спасали людей. Возможно, еще и поэтому лента получилась такой искренней и по-хорошему человечной. Голливудские аналоги пытаются на примере, скажем, одной разъединенной стихией семьи показать не только связь между ее членами, но и в красках расписать масштабы бедствия, желательно в 3D, как герой, почти супермен, на руках выносит дочь из разрушенного здания и затем говорит красивые слова. Фильм же Андреасяна посредством в том числе нескольких сюжетных линий показывает единение всего народа. Актеры играют так, будто живут, и им веришь – здесь нет поз, нет пафоса, нет надрыва, которые проскальзывают в фильмах о человеческих трагедиях. Задействованные компьютерные эффекты применяются для погружения в атмосферу ленты, но они не бегут впереди трагических событий – они обращают на себя ровно столько внимания, сколько нужно, чтобы представить себя рядом с героями, ощутить масштаб разрушений, а затем сконцентрироваться на сюжете и на эмоциях, которые испытывают герои.

Особое внимание в фильме также уделено именно теме единения народа (исключая, конечно, мародеров). Первоначальный план Роберта отомстить Бережному первоначально никуда не девается, момент откровения приближается, однако обстоятельства открывают им глаза на то, что действительно важно в этой жизни. Изменения происходят и в душах других героев, которые осознают, что справиться с трагедией можно только сообща. На это работает и тот факт, что в картине много людей разных национальностей, которые вызвались помочь жителям Ленинакана и другим разрушенным городам. Нам показывают русского крановщика из-под Ростова, который примчался в Армению, чтобы помочь, и мужики по дороге ему солярку бесплатно наливали, когда узнавали, куда он едет (кстати, его сыграл Артем Быстров из фильма «Дурак», где он тоже выступил в роли альтруиста). Мы видим врачей, приехавших из Грузии, чтобы помочь армянам…


Одна из финальных сцен, отражающая четвертый день поисково-спасательной операции, когда отыскать живых уже практически нереально, поражает своим эмоциональным накалом. В городе объявляется минута тишины, чтобы услышать стоны тех, кто еще жив. Умолкает техника, умолкают разговоры. Все пытаются услышать жизнь. Но перед нами только смерть. Мертвая тишина. Безнадежность. И вдруг, среди этой густой пелены, похожей на похоронный саван, раздается плач младенца. Жизнь – вот она, здесь.

С одной стороны, если рассуждать строго, постепенно повышающийся градус сентиментальности «Землетрясение» не красит. Но с другой, ставить это ему в пику совершенно не хочется из-за того, что у ленты, как бы это ни звучало, есть душа. Подобные фильмы, «транслирующие» чувства своих авторов, их переживания, просто не могут по ряду простых причин следовать эталонным правилам написания сценария, потому что тогда зрители будут понимать, что им что-то не додали, не открыли. Несмотря на всю свою мрачность и тяжесть, «Землетрясение» утверждает торжество жизни над смертью – утверждает совершенно искренне, с верой в людей и в то, что они найдут в себе силы сплотиться, чтобы вместе справиться с бедой.

P.S. Очень жаль, что комитет американской кинопремии «Оскар» не включил «Землетрясение» в список кандидатов на награду в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Комментарии (1)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Отличная рецензия! Спасибо! Нужно будет в выходные сходить посмотреть фильм

1 Декабря 2016, 16:11

Поделитесь с друзьями