22 января в российский прокат вышел хоррор «Возвращение в Сайлент Хилл». В основе проекта одни плюсы. Это адаптация горячо любимой фанатами франшизы игры Silent Hill 2 (2001, 2024), которую в трейлере фильма справедливо назвали одной из самых страшных в истории. В режиссерское кресло вернулся Кристоф Ган, снявший ставший классикой ужасов «Сайлент Хилл» 2006 года. Сомнительную вторую часть 2012-го поставила М. Дж. Бассетт. Что пошло не так? Все. «Возвращение в Сайлент Хилл» плох и как экранизация, и как самостоятельный ужастик.
Художник Джеймс Сандерленд (Джереми Ирвин) страдает от разлуки с любовью всей своей жизни Мэри Крейн (Ханна Эмили Андерсон). Он пытается утопить свою боль на дне бутылки и ходит к психологу. Неожиданно Джеймс получает письмо от бывшей возлюбленной – в нем Мэри просит его вернуться в городок Сайлент Хилл, где они когда-то и познакомились. Джеймс отправляется в Сайлент Хилл и обнаруживает, что город опустел. Местные жители исчезли, дома окутал зловещий туман, а по улицам бродят адские твари. Джеймс должен найти Мэри – для этого ему придется раскрыть мрачные тайны города и разобраться в собственных подавленных переживаниях о трагических событиях прошлого.
Кристоф Ган очень любит Silent Hill, и к возможности экранизировать вторую часть он отнесся с особым трепетом. Это чувствуется в обилии знакомых моментов и даже «игровой» кинематографии с местами тем же углом съемки и освещением. Если «Сайлент Хилл» 2006 года был очень вольной адаптацией игры Silent Hill (1999), в третьей главе режиссер воссоздал некоторые моменты из Silent Hill 2 точь-в-точь – начиная со сцены с Джеймсом у зеркала и заканчивая мелкими деталями в духе радиоприемника, реагирующего на монстров. Мы вместе с Джеймсом гуляем по знакомым улицам проклятого города и встречаем знакомых персонажей. Пусть внешне Джереми Ирвин не похож на каноничного Джеймса, зато Ханна Эмили Андерсон – вылитая Мария, двойник Мэри. Хотя кричаще ярким нарядом она походит на косплеершу. На этом преимущества фильма «Возвращение в Сайлент Хилл» заканчиваются, поскольку сложить отдельные части игры в цельную самостоятельную картину Ган не смог. Вышло несуразное, фрагментарное месиво из отсылок, где режиссер галопом мчится по сюжету, толком не погружаясь в него. Хаотичное, бессвязное и бесстыдно фансервисное зрелище быстро утомляет. Поначалу с увлечением изучаешь завораживающий «тот самый» мир, но вскоре удовольствие от просмотра оборачивается раздражением.

Переносить Silent Hill 2 на экран без изменений было бы скучно. Так что Кристоф Ган дополнил историю новыми деталями. Ничего креативного он создать не смог, а положился только на избитую, уже знакомую по первой части тему оккультизма. Сложно понять, чем режиссер руководствовался, когда внедрял сектантов в и без того насыщенную событиями историю. Хотел он создать крепкую связь с оригинальным «Сайлент Хиллом» или просто не мог придумать ничего нового – неважно, поскольку это не сработало. Более того, Ган «изобретениями» извратил и опошлил пронизанную лирикой и символизмом историю. Silent Hill 2 – про душевные травмы, облеченные в чудовищные образы. Режиссер бездумно напичкал фильм пасхалками, которые «сами по себе» не передали психологический ужас первоисточника.
Из-за торопливого и невнятного повествования «Возвращение в Сайлент Хилл» станет настоящим кошмаром для зрителя, не знакомого с играми. Не потому, что фильм пугает – ничего действительно тревожного и уж тем более страшного тут нет. Разве что монстрики в духе Пирамидоголового немного бодрят, хотя и напряжения даже с ними «в одной комнате» не испытываешь – настолько фильму не хватает крепкого хоррор-стержня. «Возвращение в Сайлент Хилл» просто будет непонятным новичкам. Суетливая беготня по пасхалкам не дает толком проникнуться историей и в достаточной мере не объясняет странные события в Сайлент Хилле, как это было в игре. Второстепенных персонажей совсем не раскрывают – путники, которых Джеймс встречает в тумане, кажутся лишними. Они служат бездушными отсылками к игре, которые далекие от серии зрители и не поймут.

Первый «Сайлент Хилл» – не шедевр, в нем есть свои нелепые банальности. Да и многослойный и таинственный психологический сюжет дебютной игры упрощен до линейной адской резни с вкраплениями загадочности. Однако удушающая мрачная атмосфера и поистине лютое выживание справедливо делают фильм 2006-го любимой и незабываемой классикой. В «Возвращении в Сайлент Хилл» тоже есть атмосфера с отвратительно красивыми монстрами – у которых внушительный грим и гипнотическая хореография. К тому же звучит знаковая для вселенной музыка гения Акиры Ямаоки, от которой мороз коже гарантирован. В плане графики третий фильм удивительным образом уступает первому – хотя тот «старее» на 20 лет. В то же время кошмарные трансформации Сайлент Хилла выглядят завораживающе, несмотря на некоторую «мыльность». Однако и при более дорогом визуале было бы сложно скрыть, что «Возвращение в Сайлент Хилл» – это неряшливая попытка паразитировать на франшизе.


