Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Июня Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 24 Июня Ответить
Написал сообщение в тусовке музыка
1 30 Марта Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Марта Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
2 11 Марта Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
0 8 Февраля Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

«Лунный свет»: Сияет, но не греет

Драма Барри Дженкинса – просто хорошая, осмысленная, философская артхаусная картина.
17 февраля 0
«Лунный свет»: Сияет, но не греет

Западная либеральная критика вознесла драму Барри Дженкинса «Лунный свет» буквально сразу же после премьеры и заранее предрекли ему выдвижение на премию «Оскар», до которой ему, к слову, рукой подать после победы в драматической категории на «Золотом глобусе»-2017. Однако для нашей аудитории драма о взрослении темнокожего мальчика, выросшего в трущобах и, фактически без семьи, да еще и осознавшем свою гомосексуальность – это, скорее, не откровение, а просто серьезный фильм, который, однако, страдает от общей «поверхностности» истории.

В плане повествования «Лунный свет» делится на три примерно равные части, посвященные детству, юности и взрослой жизни героя. При первой же встрече с Шароном, главным героем ленты, нам становится ясно, в каких условиях живет (и будет жить в обозримом будущем) этот малыш. Вокруг – трущобы, криминальные задворки Майами, где процветает наркоторговля. Шарон растет без отца, его мать – наркоманка, из жизни которой сына вытеснила постоянная жажда дозы и поиски денег на нее. При этом друзей у мальчика практически нет, зато недругов – мальчишек, которые избивают его просто чтобы «выплеснуть» агрессию – слишком много. Здесь же перед нами появляется наркоторговец Хуан в исполнении Махершалы Али. Продавая матери Шарона наркотики, он при этом заботится о мальчике, поддерживает, говорит правильные вещи и вообще – становится единственным, кто интересуется его жизнью. Хуан здорово перетягивает внимание на себя и благодаря тому, каким интересным вышел этот персонаж, и благодаря игре Али («Оскар» за роль второго плана в студию!). Однако Хуана, еще не отыгравшего в жизни Шарона свою роль, быстро убирают с экрана. С одной стороны, его смерть подчеркивает жестокость той среды, где живет Шарон, с другой – это требование хронометража, так как нужно показать еще множество граней взросления мальчика, не отвлекаясь при этом от него самого.

Остается ли после исчезновения Хуана чувство недоумения? Да, потому что тут начинаешь понимать, что, несмотря на всю остроту обозначенных сложностей взросления Шарона, мы касаемся их поверхностно, скользим по его жизни. Барри Дженкинс правильно ставит акценты, без прикрас рассказывает о тех или иных переживаниях Шарона, буквально дает почувствовать вкус крови и ощутить ту боль в сердце одинокого мальчишки, который изо всех сил пытается вырваться из рабства «большинства» и изменить свою судьбу собственными решениями и поступками (слоган ленты – «Судьбу не выбирают», и к этим словам Шарон вновь и вновь возвращается). Однако в дальнейшем «поверхностность» еще более заметна и влияет на восприятие – зрителя ведут по готовой, хорошо скроенной истории, она не развивается прямо на экране и не живет здесь и сейчас. Из-за этого же после просмотра остается уверенность, что нам недорассказали о Хуане, попросив додумать самостоятельно и полный портрет этого необычного наркоторговца, и ту глубину влияния, которое он оказал на маленького Шарона.

Во второй части, школьной, Шарон влюбляется в своего одноклассника и впервые начинает понимать, что он отличается от большинства, диктующего свои правила. Здесь, казалось бы, должен уж точно запуститься «мыслительный» механизм, чтобы зритель посредством обозначенных действий, диалогов, решений Шарона тоже понял, как тяжело ему переживать «тайное» чувство к другу и как сложно оставаться морально выше хулиганов, которые продолжают его избивать. Однако они обозначены лишь частично, чтобы понять ту или иную проблему. Третья часть, где Шарон становится крупным наркодельцом, также страдает от недосказанности. С одной стороны, в том, чтобы прочувствовать и понять решения и выбор Шарона нет ничего сложного – в конце концов, это все человеческое. С другой стороны, недостаток фактов приводит к ощущению «краткого содержания», которое насыщено переживаниями. Задачу-максимум лента Барри Дженкинса выполняет, обрисовывая перед нами трудности взросления, представляя перед нами становление личности, которая пытается избежать конформизма под давлением общества. Однако если бы было по-другому распределено внимание между проблемами, возможно, картина была бы совсем другой.

Действие «Лунного света» происходит практически полностью в афроамериканской общине, благодаря чему Дженкинс ловко уходит от любимого многими сравнения «белых» и «черных», уходит от расовой проблемы вообще. Цвет кожи главного героя становится не важен, потому что в первую очередь это история становления человека в определенных условиях с определенным набором индивидуальных качеств, не все из которых позволяют герою ощущать групповую идентичность. Акцентов на том, что Шарон – гомосексуалист, мало, и они подаются исключительно как еще один пункт его уникальности, которую ему нужно принять вопреки диктатуре большинства. Дженкинс, в принципе, мог наделить своего героя любой другой сугубо индивидуальной чертой, но для социальной драмы, для американских реалий и для западной аудитории это, пожалуй, самый оптимальный выбор.

Перед просмотром драмы «Лунный свет» нужно отдавать себе отчет, что эту ленту, с ее социальными, психологическими и другими не менее важными «бытовыми» аспектами полностью поймут и прочувствуют готовые к просмотру драм подобного толка зрители. Нужно как минимум хорошо знать, о чем говорит режиссер, когда рассказывает о мальчике, выросшем в трущобах без перспектив в жизни, да еще и постепенно осознавшем, что не вписывается в рамки «большинства», а максимум – еще и понимать американские реалии, в которых происходит все действие. Отчасти из-за этих «пунктов» «Лунный свет» был так хорошо принят западной критикой. У нас же все и в обществе, и в сознании, и даже в подходе к решению обозначенных в ленте проблем немного иначе, и поэтому «Лунный свет», несмотря на все его неоспоримые достоинства, будет восприниматься нашим зрителем просто как хорошая, умная, философская, глубокая, серьезная артхаусная драма, универсальная в плане трудностей взросления и столкновения с конформизмом. Но не как откровение, которым его окрестили те же голливудские критики.

Поделитесь с друзьями