В рубрике «ПрофСОЮЗ» специалисты и эксперты в своих областях делятся опытом, впечатлениями и полезными советами с посетителями Soyuz.Ru. Сегодня гость нашей рубрики – Павел Богатыренко, звукоинженер, саунд-продюсер, директор студии звукозаписи и продюсерского центра «Чистая Музыка», а также преподаватель звукорежиссуры на кафедре звукорежиссуры РАМ им. Гнесиных. Специально для читателей нашего сайта Павел выбрал 10 очень разных альбомов, по которым хорошо проверять качество звучания домашней аудиосистемы. Передаем ему слово!
Некоторое время назад главный редактор сайта Soyuz.Ru Михаил Кузищев предложил мне составить топ-10 альбомов, на которых стоит проверять аудиоаппаратуру. Казалось бы, пустяковая задача – ведь каждый из нас, покупая домой стереосистему, включая впервые магнитолу в машине, выбирая наушники или подключая новый домашний кинотеатр заранее представляет себе, как он включит определенную композицию, и КАК она зазвучит. Это слуховая память. У всех нас есть свои любимые с детства треки, звучание которых мы не спутаем ни с чем. Мы знаем, как эта музыка должна звучать, и этого звучания мы ждем от любой новой аудио-обновки. И тут возникает проблема – подобный хит-парад теряет всякий смысл ввиду своей субъективности. Нет никакого смысла тестировать аудиоаппаратуру на музыке, которую вы слышите впервые – вы не будете знать, как она ДОЛЖНА звучать, и, следовательно, не сможете оценить достоинства и недостатки динамиков. В результате всех этих размышлений я решил пойти немного по другому пути. В нашем хит-параде будут бесспорно замечательные записи, но они все будут не идеальны. Я не буду включать в список такие группы, как Queen или Pink Floyd, потому что они и так звучат хорошо на любом звуковоспроизводящем устройстве, а наша задача – не получить удовольствие от звука, а убедиться в том, что покупаемый девайс отвечает нашим ожиданиям.
Альбомы, которые я собираюсь включать в список, будут относиться к совершенно разным жанрам – нет универсальных аудиосистем, которые одинаково хорошо играли бы классическую музыку и бласт-бит. Так что я постараюсь затронуть максимально возможный спектр музыкальных звучаний.
Итак, приступим.
Mr. Bungle – “Disco Volante” (1995)
Если вы никогда не слышали об этом коллективе (а я часто встречаю людей, не знакомых с их творчеством) – обязательно послушайте. В одном можете быть уверены – ничего подобного вы не слышали. Самый известный их альбом был записан позже – в 1999 (“California”). Но для нашего обзора больше подойдет именно Disco. Невероятно кинематографичный диск. Если во время прослушивания трека "Violenza Domestica" по телу не побежали мурашки, а на слове "escolta" не стало страшно – значит, ваш домашний кинотеатр никуда не годится. На хорошей аудиосистеме погружение в музыку (а точнее сказать, в звук) происходит полное.
Prodigy – “Fat of the Land” (1997)
Рок, панк-рок, электронная музыка – все смешалось в этом диске. Мы же будем его слушать на предмет баса. Вообще басы – это то, что обычно волнует покупателей новой аппаратуры в первую очередь. С Prodigy все просто – вы включаете (разумеется, громко) “Breath” и ждете. Если на девятой секунде колонки издали хрип – с ними все ясно. Если же вы услышали сочную ноту РЕ, значит еще не все потеряно, и можно переходить к “Firestarter”. Здесь задача сложнее – на 20-ой секунде вы должны точно установить местонахождение желудка, селезенки и печени, а волосы на ногах (если таковые имеются) должны встать дыбом. Если это так – значит, вы вполне можете проводить у себя дома вечеринки и приглашать диджеев. Если нет – значит, ваша система рассчитана на другую музыку.
U2 – “How to Dismantle an Atomic Bomb” (2004)
Не зря доблестные ирландцы получили «Грэмми» за эту работу! Не будем углубляться в музыкальный разбор – сосредоточимся на звуке. Он здесь очень интересный: альбом изобилует студийными обработками-примочками-улучшайзерами, но они применены настолько тонко, что инструменты (на правильном оборудовании, разумеется) звучат так, как будто находятся с вами в одной комнате. Включите “Vertigo”. На обычном музыкальном центре вы услышите звуковое месиво и стену звука, а на хороших мониторах вы сможете абсолютно четко локализовать басовый комбик – он играет слева, а справа – бас-гитара, у которой слышно каждый штрих. Ни на что не похожая и очень живая запись.
Patrick Bruel – “Entre Deux” (2002)
Альбом французского киноактера и музыканта начинается как классический шансон, но, чем дальше, тем классики меньше, а больше джаза и разных экспериментов.
Я не буду выделять никаких песен с этих двух дисков. Просто слушайте и примите на веру – запись очень честная. Рояль, контрабас, голос – все записано так, как надо. Ничего не подгуживает, никаких лишних шипящих или свистящих звуков. Просто эту запись не стали подгонять под среднюю hi-fi систему. Все оставили так, как есть, так, как звучало на студии. Поэтому, если что-то в звучании вам не понравилось – значит, проблема с вашей стороны. Это может быть плохо настроенная акустическая система или, что более вероятно, комната плохо предназначена для воспроизведения музыки – в ней присутствуют нежелательные отражения, которые портят безупречный звук с альбома Патрика Брюэля.
Al Jarreau – “Tenderness” (1994)
Живой альбом "Золотого голоса Америки", лауреата множества премий «Грэмми». Огромный динамический диапазон, интереснейшие аранжировки знаменитых песен – все это не оставит вас равнодушными, если вы слушаете эту запись на хорошей акустике. Я знаю нескольких концертных звукорежиссеров, которые используют эту запись в качестве эталонной при настройке звуковых порталов на концертных площадках. Тут стоит обратить внимание решительно на все – ширина стереопанораммы, звучание ударной установки (особенно басового барабана), перкуссия (все эти звякающие и цыкающие шейкеры), прекрасный рояль и бас-гитара, наконец, непосредственно голос Эла Джерро. Вся эта чрезвычайно насыщенная и богатая аранжировка звучит невероятно прозрачно – ни один инструмент не пытается спрятаться за соседом - при желании можно задаться целью и проследить партию любого музыканта на протяжении целой песни. Уверен, с хорошей акустикой это не составит ни малейшего труда.
Государственный академический оркестр СССР под управлением Е.Ф. Светланова - Рахманинов. Симфония №2 (1968)
Невероятная по силе запись одной из величайших симфоний, сделанная величайшим советским дирижером. Все краски симфонического оркестра представлены в самом натуральном из возможных звучаний. Очевидно, что, покупая акустическую систему, на которой вы планируете слушать классическую симфоническую музыку, вы, прежде всего, думаете о глубине и ширине звуковой картины, а так же о естественности тембров. Эта запись идеальна для подобного теста – в ней нет ничего искусственного, ничего не привнесено извне – оркестр звучит так, как он должен звучать. Включите третью часть (Adagio) и испытайте полное погружение в звук – невероятная прозрачность позволяет различить самые тихие фразы деревянных духовых и глубокое низкое пиццикато контрабасов в конце. На обычном hi-fi ничего подобного вы не испытаете, но, коль скоро вы слушаете подобную музыку, вы вряд ли ограничиваетесь бумбоксом.
Cardigans – “Grand Turismo” (1998)
Надо признать: далеко не каждый, покупая новую стереосистему, собирается слушать на ней джаз, классику или рок. Поп-музыка на то и "поп", чтобы звучать повсеместно, как говорится, из каждого утюга. Но некоторые системы заточены именно под такую музыку, и группа Кардиганс как нельзя лучше подходит для выявления подобных аудиосистем. Мы остановимся на самой известной композиции с альбома Grand Turismo – “Favorite Game”. Уверен, что большинство вспомнит красотку Нину, положившую кирпич на педаль газа и летящую навстречу неминуемой развязке клипа. Из телевизора песня, и в самом деле, звучала отлично. Но у многих, купивших диск и вставивших его в хорошую систему, часто складывалось впечатление, что в магазине им подсунули подделку! Как же так - не могла так классно звучавшая из маленьких динамиков телевизора песня так жутко зазвучать на приличной аппаратуре! Как выяснилось – могла. Итак, если вы включаете Cardigans на своей системе и вас ничего не смущает – поздравляю, все поп-звезды современности, в том числе и наши эстрадные исполнители, будут звучать как задумано. Если же отсутствие нормального баса вызвало у вас недоумение, а тот странный рыхлый перегруженный звук, который, видимо, и предполагался в качестве баса, заглушает всё остальное – значит, ваша аудиоаппаратура предназначена для другой, более «скучной» музыки.
Roger Waters – “Amused To Death” (1992)
В начале я обещал обойтись без Pink Floyd, но без Роджера Уотерса всё-таки нам никуда. А поможет он нам разобраться с такими вещами, как локализация звука и псевдо-сурраунд. Если с первым пунктом всё более-менее понятно (левее-правее), то псевдо-сурраунд (или как его раньше называли псевдо-квадро) – зверь достаточно необычный и капризный. Экспериментируя с противофазными звучаниями в студии, звукорежиссеры добиваются совершенно невероятных эффектов, при этом никогда нельзя предугадать, как плод их многочасовых усилий прозвучит у конечного слушателя. Суть концепции псевдо-сурраунда заключается в том, чтобы при помощи всего двух источников звука (левого и правого динамика) создать ощущение «звука вокруг». Вы погружаетесь в звуковую картину, вам начинает казаться, что некоторые источники звука расположены сзади вас, а некоторые звучат прямо у вас в голове! Но, чтобы всё это стало возможным, должны быть соблюдены некоторые условия – динамики должны быть хорошо сбалансированы по громкости, находиться на равном удалении от вас (в идеале, ваша голова и акустические мониторы должны образовать равносторонний треугольник), звук, записанный на левую и правую дорожки, никоим образом не должен смешиваться внутри всего звуковоспроизводящего тракта. Если все эти условия соблюдены, с первых же звуков диска вы погрузитесь в море звуков. Кузнечики перед вами, собаки лают где-то далеко впереди и позади справа, слева сбоку от вас работает радиоприемник и т.д. Ну, а если вы слышите только кузнечиков, а остальные звуки звучат тихо или не слышны вовсе – значит с системой или с коммутацией что-то не так. Помимо всего прочего, этот диск очень интересно слушать в наушниках.
Donald Fagen – “Morph the Cat” (2006)
Предпоследний на сегодняшний день сольный альбом основателя группы Steely Dan интересно послушать в принципе – и без тестирования аудиосистемы. Этот диск интересен и по музыке, и по звучанию. В свете же нашего обзора мы обратимся к версии вышедшей на DVD-Audio. Увы, формат сурраунд (он же 5.1, он же объемный шестиканальный звук) до сих пор так и не прижился в музыке. При том, что любой кинофильм, созданный за последнюю четверть века, в обязательном порядке озвучивается объемно, музыка так по сей день и пишется в стерео. Все попытки внедрить форматы вроде "DVD-Audio" или "Super Audio CD" так и не были оценены массой меломанов во всем мире. Тем не менее, если вы являетесь счастливым обладателем аудиосистемы с объемным звучанием, “Morph the Cat” на DVD-A - лучший способ убедится в том, что система настроена и сбалансирована должным образом. Прежде всего, обратите внимание на работу тыловых колонок – они в данной записи ничуть не уступают фронтальным. Вы должны оказаться в центре музыкального действа, и звук должен действительно окружить вас. Во-вторых, стоит остановиться на низких частотах. В системах 5.1 всегда бывают сложности с регулировкой саб-вуфера – велик соблазн «поддать» слишком много низа. В альбоме “Morph the Cat” басовый барабан записан значительно выше бас-гитары, и эта разница должна быть слышна как на низкой, так и на высокой громкости прослушивания. Они ни в коем случае не должны смешиваться и маскировать друг друга. В-третьих, важно заметить, что звукорежиссеры альбома провели великолепную работу с центральным каналом. Известно, что этот канал, созданный специально для диалогов в фильмах, всегда превалирует над остальными – любой звук, играемый через центральную колонку, всегда воспринимается громче, ярче и ближе, чем сигнал, приходящий с остальных громкоговорителей. Тем не менее, на этом альбоме всё звучит ровно и сбалансировано. Если вам кажется, что центральный канал заглушает всю остальную звуковую картину – значит, проблема в калибровке системы, и, вероятно, стоит уменьшить громкость центра.
Beethoven - Klavierkonzerte no.4 - Maurizio Pollini\Claudio Abbado\Berliner Philarmoniker
Когда речь заходит о динамическом диапазоне (разнице и количестве градаций между самым тихим и самым громким звучанием), чемпионами являются рояль и симфонический оркестр. Мы же возьмем для тестирования концерт Людвига ван Бетховена для рояля и оркестра №4 в исполнении Мауриццио Поллини и Берлинского Филармонического оркестра под руководством Клаудио Аббадо. Великолепное исполнение и великолепная запись требуют действительно качественного аудио-оборудования. Резкие переходы от четырех пьяно к трем форте оркестра и невероятно яркие, взрывные пасссажи рояля – это очень непростая задача для среднестатистических колонок. Особенно, если вы решите слушать запись на хорошей громкости. Под хорошей громкостью надо понимать такие настройки, при которых будут прослушиваться даже самые тихие места записи (особенно в оркестровом tutti). Этого добиться несложно – запись звучит кристально чисто. Но проблемы у аудиосистемы могут начаться дальше, когда после тихого фрагмента вступает солирующий рояль – многие колонки начинают перегружаться и хрипеть. Особенно в верхних регистрах. На записи же никаких хрипов, разумеется, нет – просто система, созданная для воспроизведения поп-музыки, часто бывает не в состоянии справиться с настоящим динамическим диапазоном, который на этой записи превышает 60дБ.
В заключение еще раз хочу отметить, что самая лучшая проверка для аудиосистемы – это музыка, которую вы знаете. Со знакомым треком вы с первых же нот сможете определить – отвечает ли воспроизводимый звук вашим личным ожиданиям, или же вы не слышите того, к чему давно привыкли. Кроме этого, очень важную роль играет помещение, в котором происходит прослушивание. Часто бывает так, что, оценив аудиосистему в специализированном шоу-руме, довольный покупатель приходит домой, а дома всё звучит совсем «не так». В этом нет ничего удивительного – на воспроизводимый звук влияет всё – от влажности в помещении до материала, из которого изготовлен комод, стоящий у противоположной стены, и занавески, висящие на окне. Так что иногда требуется не только выбор и настройка аудиосистемы, но и доведение до ума пространства, в котором ей предстоит работать.
Комментарий Soyuz.Ru: Если вы являетесь экспертом в своей области и хотите поделиться с нашими читателями своим опытом, рекомендациями, профессиональным взглядом или просто полезными советами, - пишите нам! Вполне вероятно, что именно вы станете следующим автором рубрики «ПрофСОЮЗ»!
28 Февраля 2017, 14:17