Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Июня Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 24 Июня Ответить
Написал сообщение в тусовке музыка
1 30 Марта Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Марта Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
2 11 Марта Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
0 8 Февраля Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

​Сергей Юрский: «Пытаюсь душою постигнуть былое – Теперь это можно – оно за чертой…»

Знаменитому советскому и российскому актеру театра и кино исполняется 82 года.
16 марта 0
(c) RIANOVOSTI
(c) RIANOVOSTI

16 марта день рождения празднует Сергей Юрьевич Юрский - знаменитый советский и российский актер и режиссер театра и кино. Сейчас Юрский, в силу возраста, уже не снимается в фильмах, называя современные картины «семечками», которые никогда не станут деликатесом, и много времени отдает литературе и театру. Зрителю он запомнился как актер, воплотивший одни из самых самобытных ролей в отечественном кинематографе и блестяще сыгравший театральные роли, которые требуют от исполнителя не только таланта, но и пластичной конгениальности, благодаря чему Сергей Юрский выводил на совершенно новый уровень понимания пьесы «Горе от ума» Грибоедова, «Генрих IV» Шекспира и многие другие. В нашем материале мы вспоминаем творческий путь Юрского и его главные работы в театре и кинематографе.

Сергей Юрьевич Юрский появился на свет 16 марта 1935 года в Ленинграде. Его мама, Елизавета Михайловна Романова, была музыкальным педагогом, а отец, Юрий Сергеевич Жихарев, под псевдонимом Юрский работал театральным актером и режиссером и часто гастролировал по СССР. Именно благодаря отцу Сергей Юрский с самого детства погрузился в актерскую среду и, вместе с тем, побывал во многих городах огромной страны.

После того, как закончилась Великая Отечественная война семья Юрских переехала в Москву, где Юрий Сергеевич устроился режиссером в Московский цирк на Цветном бульваре. Поэтому рос маленький Сережа буквально за кулисами, наблюдая за жизнью цирка изнутри, слушая громкие аплодисменты, музыку, барабанную дробь… Там он впервые увидел знаменитого клоуна Карандаша (Михаил Румянцев) и познакомился с его помощником Юрием Никулиным, тогда еще начинающим клоуном, дружбу с которым сохранил на всю жизнь. Поначалу Сергей Юрский мечтал стать артистом цирка, но к концу школы, впечатлившись московскими театрами и профессией актера, заявил родителям, что хочет поступить в театральное училище. Те, хотя и отдали творческим профессиям всю свою жизнь, не приняли решения сына. В 1952 году, закончив школу с золотой медалью, Сергей Юрьевич Юрский отправился в Ленинград, где поступил на юридический факультет ЛГУ им. Жданова (ныне СПбГУ).


Однако Юрский-младший не отступил от мечты стать актером – он записался в студенческий театр, которым руководила известная театральная актриса и педагог Евгения Карпова. Успехи Сергея Юрьевича на актерском поприще быстро перевесили «правоведческие». Когда Юрский выходил на сцену, зрители замирали, когда он выходил на поклон – рукоплескали. Его талант отмечали даже преподаватели-правоведы, которые тоже приходили на студенческие спектакли. Именно это заставило Сергея пересмотреть свое решение о выборе профессии. Вскоре он, не закончив третий курс, решил поступать в Ленинградский театральный университет им. А. Н. Островского.

Сергей Юрский попал в мастерскую актера и режиссера Леонида Федоровича Макарьева. Преподаватель уже после первых практических занятий заметил талант Юрского и доверял ему сложные роли в студенческих спектаклях и на «капустниках». Уже после второго курса ЛТУ Юрского рекомендовали в труппу Большого драматического театра им. Горького, где, по словам преподавателей, его «не по годам зрелая игра должна найти себе достойное применение». На заре своей успешной театральной карьере Сергей Юрский играл второплановые роли, набираясь опыта и наблюдая за знаменитыми актерами БДТ, в том числе за Виталием Полицеймако, Ниной Ольхиной, Евгением Лебедевым, Людмилой Макаровой и многими другими. Именно там, кстати, Сергей Юрский встретил начинающую актрису Зинаиду Шарко, с которой они поженились в 1961 году и были вместе до 1968 года.

Вскоре после окончания ЛТУ Юрский, продолжая работать в БДТ, попал в постановки Григория Александровича Товстоногова (именно его имя сейчас носит БДТ) – выдающемуся театральному деятелю СССР, чьи спектакли удивительным образом пересекались с общественными настроениями и художественной жизнью страны, так что каждая премьера становилась событием. Под руководством Товстоногова Юрский исполнил множество прекрасных, ярких, уникальных ролей: Чацкий в «Горе от ума», Дживолла в «Карьере Артуро Уи», Эзоп в «Лисе и винограде», Тузенбах в «Трех сестрах», Осип в «Ревизоре» и многие другие. В 1968 году Сергей Юрский, уже будучи одним из самых ярких артистов Большого драматического театра, получил звание Заслуженного артиста РСФСР. Уже после получения награды Сергей Юрский решил впервые попробовать себя в качестве театрального режиссера: в 1969 году на базе БДТ он собирался поставить «Фиесту» Эрнеста Хемингуэя. Однако цензоры, посмотревшие спектакль незадолго до премьеры, его запретили. В итоге телеверсия этой постановки, в которой принимал участие знаменитый танцор балета Михаил Барышников, была показана спустя пять лет. В 1974 был Сергей Юрский поставил пьесу «Жизнь господина де Мольера» по мотивам исторического романа Михаила Булгакова, сам сыграв в постановке главную роль. В 1978 году, после вынужденного переезда в Москву (из-за общения с Александром Солженицыным и осуждения подавления «пражской весны»), Сергей Юрский и его вторая жена Наталья Тенякова, ушедшая из БДТ вслед за мужем в знак протеста, стали работать в театре им. Моссовета (хотя и туда их приняли, по словам актера, «со скрипом»). Там Юрский блистал в спектаклях «Фома Опискин», «Предбанник», сам поставил спектакли «Правда хорошо, а счастье лучше», «Тема с вариациями», «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и многие другие.

Что касается кино, то в своем первом фильме, «Повесть о молодоженах», Сергей Юрский снялся еще в 1959 году, однако сейчас об этой картине мало кто помнит. Следующий фильм с участием актера, «Человек ниоткуда» (1961), где Юрский сыграл добродушного дикаря Чудака, оказавшегося в цивилизованном обществе, помнят до сих пор – отчасти потому, что лента долгое время была запрещена цензурой.


Первой большой удачной ролью в кино стал Викниксор (Виктор Николаевич Сорокин) в фильме «Республика ШКИД» (1966) Геннадия Полоки. Юрский сумел очень тонко создать образ директора школы, который, организовав коммуну для беспризорников и «трудных» подростков, пытается наладить жизнь ребят, дать им хорошее образование и дорогу в будущее.


Однако его настоящим кинотриумфом стала, все же, экранизация «Золотого теленка» (1968) Михаила Швейцера, где Юрский сыграл Остапа Бендера. Его иронично-сдержанный образ «великого комбинатора» Бендера резко контрастировал как со стереотипами, сложившимися вокруг этого героя, так и с последующими его экранными воплощениями. Благодаря роли Бендера Сергей Юрский моментально стал узнаваем во всем СССР.


После этой ленты Сергей Юрский стал часто появляться в фильмах, не покидая, однако, и театральную сцену. Он снялся в лентах «Король-олень» (1969), «Место встречи изменить нельзя» (1979), «Маленькие трагедии» (1979), «Ищите женщину» (1982), «Сказки старого волшебника» (1984) и многих других. Однако одной из его самых замечательных ролей, наряду с Бендером, остается дядя Митя из мелодрамы «Любовь и голуби» (1984). Этот запоминающийся своей изобретательностью комедийный герой всегда знает, где найти и как «заныкать» самогон, чтобы не узнала строгая жена, а заодно разрядить обстановку у соседей.


К настоящему моменту фильмография Сергея Юрского насчитывает более 80 ролей, в том числе в полнометражных и короткометражных фильмах, на озвучке и в телепостановках. В разное время Юрский играл в кино Пушкина («Смерть Вазир-Мухтара», 1969), Циолковского («Королев», 2007), Оппенгеймера («Выбор цели», 1975), Сиднея Рейли («Берега в тумане», 1985), Бориса Пастернака («Фурцева. Легенда о Екатерине», 2011), Сталина («Товарищ Сталин», 2011) и многие другие запоминающиеся роли.

За свои заслуги перед советскими и российскими кинематографом и театром Сергей Юрский получил звание Народного артиста РСФСР (1987), награжден медалью Пушкина, двумя орденами «За заслуги перед отечеством» (III и IV степени), отмечен призом кинофестиваля «Кинотавр», театральной премией «Золотая маска» и многими другими наградами. Однако сам он всегда говорил, что главная награда для него как для человека творческого – зрительские любовь и признание, которые «всегда говорят гораздо больше, чем любая статуэтка, даже позолоченная».

В последнее время Сергей Юрский в силу возраста не так часто появляется на театральных сценах и в фильмах, однако он продолжает ездить по России и странам СНГ со спектаклями, концертами и литературными чтениями. В рамках выступлений он часто читает рассказы Зощенко, Чехова, Пушкина, иногда также делится своими собственными стихами и повестями. Например:

Прощаюсь, прощаю, прощенья прошу,
Все заново, все надо заново.
Тема исчерпана, я ухожу,
И ничего в этом странного
Нет.
Забыть про заслуги,
Оставить потуги,
Попытки усилием легкость вернуть.
Велением Бога
Другая тревога,
Неясный, но избранный путь.

Что было, то было – черта перелома.
Прощаюсь, прощаю, прощенья прошу.
Все вижу, все помню, ах, как все знакомо,
И все-таки я ухожу.

Пытаюсь душою постигнуть былое –
Теперь это можно – оно за чертой.
Наташа со мною, а все остальное
Уже не со мной.

Предчувствую тяжесть несозданных храмов,
Страшусь обновленья – и все же – спешу
Оставить ушедшее. Милая мама…
Прощаюсь, прощаю, прощенья прошу.

Теперь надо вслушаться в новые зовы,
И вскроется заново то, что знакомо,
Меняю покровы, меняю основы.
Восьмое июля – черта перелома.

***

Все начнется потом, когда кончится это
Бесконечное, трудное, жаркое лето.
Мы надеемся, ждем, мы мечтаем о том,
Чтоб скорее пришло то, что будет потом.
Нет, пока настоящее не начиналось.
Может, в детстве, ну, в юности - самую малость,
Может, были минуты, ну, дни, ну, недели...
Настоящее будет потом. А на деле
На неделю, на месяц и на год вперед
Столько необходимо ненужных забот,
Столько мелкой работы, которая тоже
Никому не нужна. Нам она не дороже,
Чем сиденье за скучным и чуждым столом,
Чем мельканье чужих городов под крылом.

Не по мерке пространство и время кроя,
Самолет нас уносит в чужие края,
А когда мы вернемся домой, неужели
Не заметим, что близкие все почужели?
Я и сам почужел. Мне ведь даже не важно,
Что шагаю в костюме неважно отглаженном,
Что ботинки не чищены, смято лицо,
Что на встречных - на женщин! - гляжу с холодцом.
Это - не земляки, а прохожие люди,
Это все - к настоящему только прелюдия.
Настоящее будет потом. Вот пройдет
Этот суетный, мелочный, маятный год -
И мы выйдем на волю из мучавшей клети,
Вот окончится только тысячелетье!..
Ну, потерпим, потрудимся - близко уже:
В нашей несуществующей сонной душе
Все уснувшее всхлипнет и с криком проснется!
...Вот окончится жизнь - и тогда уж начнется…

(1979)

Сергей Юрский выпустил уже пять книг – «Кто держит паузу» (1989), «Попытка думать» (2003), «Портрет с натуры», «Кого люблю, того здесь нет» (2008) и «Игра в жизнь» (2008). По своей повести «Чернов» Сергей Юрьевич в 1990 году поставил одноименный фильм.


Материал составлен по информации из открытых источников

Поделитесь с друзьями