Для быстрого поиска начните вводить запрос

Аструд Жилберту: Голос босса-новы

Музыка из Ипанемы.
28 марта 2017 0
Аструд Жилберту: Голос босса-новы

29 марта 1940 года в городе Салвадор родилась Аструд Жилберту, голос которой стал одним из символов босса-новы и вывел бразильскую музыку на мировую арену. За прошедшие с тех пор годы свои силы в этом стиле пробовали многие - от Эллы Фицджеральд и Фрэнка Синатры до Дайаны Кролл, однако превзойти Аструд в тонком и интуитивном понимании законов стиля, кажется, не смог больше никто. Ко дню рождения певицы Soyuz.Ru вспомнил некоторые из песен, исполненных и вдохновленных ею.

Если верить источникам, колыбелью босса-новы стал Рио-де-Жанейро, точнее говоря - престижный район Ипанема, где находится не менее знаменитый бразильский пляж и кафе «Велозу», постоянными посетителями которого были композитор Антонио Карлос Жобим и поэт Винисиус де Мораис. Вдохновленная расслабленной атмосферой побережья песня должна была исполняться исключительно на португальском, однако продюсер Крид Тейлор потребовал включить в запись куплет на английском языке, чтобы расширить рынок ее покупателей. Легенда гласит, что гитарист Жоао Жилберту и саксофонист Стэн Гетц якобы долго искали певицу, которая могла бы спеть на английском, сохранив настроение оригинала, однако в условиях цейтнота вынуждены были сделать демонстрационную запись с женой Жоао Аструд, которая до того якобы не имела ровно никакого певческого опыта.

Как и положено легенде, правда в ней далеко не вся. По словам Аструд, еще в подростковом возрасте она входила в своего рода «музыкальный клан», одна из участниц которого, Нара Леао, познакомила ее и с будущим мужем. А после этого в круг ее общения вошли Антонио Карлос Жобим и Луис Бонфа. «Мы с Жоао часто пели дуэтом, или же он аккомпанировал мне на гитаре, - вспоминает певица. - И меня то и дело просили спеть то на наших “сборищах”, то дома, куда также часто приходили гости». Пение Аструд произвело впечатление и на Стэна Гетца, пришедшего на репетицию в нью-йоркский отель, а остальное, как говорится, история. А тот факт, что итоговая запись по сути была демонстрационной, лишь сработала в пользу легенды о домохозяйке, в которой хитрые продюсеры якобы открыли звезду.

Чуть меньше чем через год после выпуска Главного Хита Босса-Новы Аструд и Антонио вернулись в студию для записи ее первого сольного диска, в котором им помог аранжировщик Марти Пейч, работавший в числе прочих с Рэем Чарлзом и Фрэнком Синатрой. Тогда же Аструд начала предлагать для записи и свои собственные песни, одна из которых – “Aqua De Beber” - стала такой же классикой жанра, как и «большая тройка» песен с предыдущего диска.

«Если в 60-е кто-то не выглядел или не звучал как “Битлз”, он не нашел бы ангажементов», - вроде бы говорил в свое время знаменитый Фрэнк Заппа. Как бы там ни было, нет правил без исключений: уже ставшая звездой исполнительница из Рио явно не стремилась ни зачесывать волосы в стиле «швабра на голове», ни приглашать в группу рокеров. Вместо этого в 1966 году она выпустила очередной диск “Look To The Rainbow” с участием легендарного аранжировщика Гила Эванса, гитариста Кенни Баррела и ударника Грэйди Тейта: как и другие диски Аструд этого периода, он был очень хорош и пользовался немалым успехом. А одну из песен под названием “Maria Quiet” явно очень внимательно слушал некий гитарист в черном, шестью годами позже сотворивший самый знаменитый хард-роковый рифф всех времен и народов.

А еще через несколько лет на босса-нову обратили внимание и кинопродюсеры. В 1968 году небезызвестный Блэйк Эдвардс выпустил на экраны эксцентрическую комедию «Вечеринка», украшением которой, помимо великолепного Питера Селлерса, стала юная француженка Клодин Лонже, сыгравшая главную роль и исполнившая песню “Nothing To Lose”. И, кажется, есть и в песне и в исполнении нечто, позволяющее говорить о своего рода “школе” исполнения босса-новы, недосягаемым образцом которой остается Аструд Жилберту.

Не дремала в 1968 году и сама Аструд, выпустившая очередной альбом “Windy” c весьма эффектной подборкой песен. Лучшую среди них выбрать непросто: приятная для слуха заглавная песня, кавер-версия битловской “In My Life”, финально-задумчивая “Where Are They Now”, однако самым необычным номером пластинки стал дуэт певицы с сыном Марсело - через полтора десятилетия он станет гитаристом в ее группе, а пока просто исполняет с мамой песенку “Bare Necessities” из диснеевского мультфильма «Книга джунглей».

В 70-е годы Аструд выпустила еще несколько дисков, но на фоне всепоглощающего стадионного рока, панка и диско очарование новизны ее стиля, казалось, безвозвратно померкло. Выпущенный на излете десятилетия альбом “That Girl From Ipanema”, где ее главный хит звучал в диско-обработке, не пользовался особым успехом, однако там же оказалась и одна из главных жемчужин ее карьеры - дуэт с великим трубачом и певцом Четом Бейкером. Как утверждают авторы биографического фильма о нем, Чет Бейкер был «рожден для грусти», и эта песня - блестящее тому подтверждение.

В восьмидесятые певица записала всего одну собственную пластинку - но такую, ради которой иные отдали бы пяток своих. «Караван» Дюка Эллингтона, песни Паоло Жобима (сына того самого, знаменитого), небезуспешные попытки записать радиохит в стиле 80-х, и легендарный оркестр Джеймса Ласта - альбом слушается на едином дыхании и горячо рекомендуется как поклонникам Аструд, так и любителям скрещения стилей. А одной из самых ярких записей на пластинке стала первая же песня - задорная “Samba Do Soho”, которую пару десятков лет спустя столь же удачно перепел другой любитель Бразилии Майкл Фрэнкс.

Разумеется, у босса-новы имелись почитатели не только на Западе: все та же «Девушка из Ипанемы» стала источником вдохновения для одного из самых ярких рассказов небезызвестного Харуки Мураками. Поэтому неудивительно, что в 1982 году в свет вышел совместный диск Аструд и японского джазового тромбониста Сигэхару Мукаи: несмотря на то, что голос ее звучит всего в трех композициях, этот альбом - еще одно приятное дополнение к любой коллекции бразильской музыки.

Десятилетие спустя власть в клубной культуре захватила «цифра» и синтетические аранжировки, похожие друг на друга как две капли воды, и все же даже искусственная на первый взгляд музыка способна преподносить сюрпризы. В 1997 году владельцы аргентинского лейбла Music Brokers решили вдохнуть новую жизнь в популярный некогда стиль и начали выпускать компиляции из рок- и поп-композиций в лаунж-обработке. Одним из самых популярных сборников такого рода стал диск “Bossa’n’Stones”, среди участников которого значатся в том числе некая Astrud C. и проект “Corcovado Frequency”. И стоит услышать хотя бы “Under My Thumb”, как подует ласковый ветер, ковер под ногами станет песком, и вот-вот пройдет мимо та самая девушка из Ипанемы…

«Deep Purple, Pink Floyd и прочие старички наслушались современного и решили показать, что такое настоящая музыка», - написал не так давно кто-то в интернете. Так это или нет, но не исключено, что именно популярность босса-новы в новом веке заставила Аструд выйти из тени и записать еще один альбом под названием “Jungle”, в основном состоящий из ее собственных композиций. Признаться, голос бразильской чаровницы уже немного не тот, что прежде - но интонации и манера узнаются с первых же нот. А элементы этнической музыки, фанка и даже хип-хопа в некоторых песнях лишь украсили запись, которая в ином случае могла бы стать лишь очередной тенью былого великолепия.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями