15 апреля на BBC стартует 10-й сезон сериала «Доктор Кто», который станет последним как для нынешнего исполнителя главной роли Питера Капальди, так и для Стивена Моффата, возглавляющего проект с 2010 года. Главный долгожитель британского телевидения и его центральный персонаж вновь стоят на пороге «регенерации», от которой их отделяет 12 новых приключений и судьбоносный рождественский спецвыпуск. Попробуем без машины времени окинуть взглядом 54-летнюю историю сериала и заглянуть в ожидающее его будущее.
Когда в 1963 году на BBC решили запустить новый научно-фантастический сериал, заткнув дыру между спортивным телешоу и музыкальной программой “Juke Box Jury”, последствий этого решения предвидеть было не дано никому. Изначально «Доктор Кто» был задуман как образовательный проект, с помощью которого подрастающее поколение могло в занимательной форме знакомиться с минувшими эпохами истории человечества. В одном из первых официальных циркуляров прямо говорится о том, что в сериале ни под каким видом не должно быть «пучеглазых монстров, жестяных роботов и замысловатых фантастических декораций». Но, как известно, подобные правила создаются только для того, чтобы их нарушать, и уже во второй серии появились легендарные далеки – монстры хотя и не пучеглазые, но вполне жестяные.
Регенерации – «да», мимикрии – «нет»
Главным персонажем сериала стал «щуплый старичок, потерявшийся во времени и пространстве», роль которого досталась Уильяму Хартнеллу. А образовательный уклон должны были обеспечивать спутники – внучка Доктора (семейную связь пришлось ввести, чтобы избежать неудобных вопросов о том, почему пожилой дяденька путешествует с привлекательной юной девушкой) и целых два школьных учителя. Согласно первоначальному замыслу, машина времени Доктора, получившая название TARDIS (Time And Relative Dimension In Space), обладала способностью мимикрировать, принимая вид объекта, соответствующего конкретной исторической эпохе. Однако прикинув бюджет, было решено отказаться от этой дорогостоящей идеи, так что TARDIS навсегда «застряла» в облике синей полицейской будки (надо сказать, что неизменная прижимистость BBC внесла немалый вклад в классическую иконографию сериала – в том числе и благодаря тому, что на его съемках оттачивало мастерство не одно поколение создателей декораций и сцецффектов, научившихся творить чудеса с помощью минимального набора материалов из магазина «сделай сам»).
Ключевой для истории сериала момент наступил в 1966 году, когда стало очевидно, что состояние здоровья Хартнелла, у которого начали проявляться первые признаки атеросклероза, вскоре не позволит ему играть Доктора. Чтобы спасти популярное шоу, тогдашний продюсер Иннс Ллойд и редактор сценарного отдела Джерри Дэвис придумали гениальный в своей простоте ход. Поскольку Доктор является инопланетянином, нет ничего удивительного в том, что он обладает способностью возрождаться в новом теле, когда старое слишком износилось или подверглось несовместимому с жизнью воздействию. Идея «регенерации» заложила основу мифологии «Доктора Кто», позволив сериалу не просто продолжить существование, а обновляться с каждым следующим воплощением Доктора, которые отличались друг от друга не только внешностью, но и личными качествами, привычками и методами борьбы с врагами, угрожающими Земле и другим мирам. Неизменным оставалось одно, довольно быстро выкристаллизовавшееся правило – Доктор пренебрежительно относится к армии и другим структурам подавления, не использует оружия и прибегает к прямому насилию лишь в исключительных случаях, когда у него не остается другого выбора.
Рассел Ти Дэвис и Стивен Моффат - две школы «ньюскула»
К середине 1980-х сериал постепенно выдохся – а, возможно, и задохнулся в атмосфере тэтчеровского правления, которое, конечно, не обошло стороной и общенациональную государственную компанию BBC. Запланированный на 1990 год сезон пал жертвой бюджетной экономии, и следующие пятнадцать лет о «Докторе Кто» напоминали только его преданные и постепенно взрослеющие поклонники, не устававшие спрашивать, когда случится его возвращение. В 1996 вялотекущий интерес к сериалу со стороны американских продюсеров реализовался в одноименный телефильм, который не превратился в полноценный заокеанский перезапуск, однако подарил миру благородного, трогательного и вдохновенного Восьмого Доктора (сыгранного Полом Макганном, известность которому принесла роль в культовом фильме “Withnail and I”).
Как ни странно, прародители «Доктора Кто», восстававшие против телевизионных клише научной фантастики своего времени, были по сути правы – ни монстры, ни роботы, ни загадочные далекие планеты не являются ключевой составляющей сериала. Всю свою историю он держался совсем на другом – прежде всего на личности Доктора и его взаимоотношениях с жителями Земли, которых он чаще всего выбирает себе в спутники. Именно отчетливое понимание этого и принесло успех возрожденному сериалу, который был перезапущен в 2005 году под руководством Рассела Ти Дэвиса. За несколько лет до этого он создал посвященную жизни геев Манчестера драму “Queer As Folk”, в которой пригласил сниматься Кристофера Экклстона, а буквально накануне работы в «Докторе Кто» - минисериал “Casanova”, где заглавную роль сыграл малоизвестный широкой публике Дэвид Теннант. Эти актеры и стали Девятым и Десятым Доктором, с чьей эпохой BBC теперь связывает период наибольшего успеха сериала.
Сменивший Дэвиса соавтор «Шерлока» Стивен Моффат, напротив, сосредоточился не на взаимодействии персонажей, а на концепциях, специально под которые придумывались компаньоны Доктора – конструкты, призванные выполнять определенные сюжетные функции («Девочка, которая ждала», «Невозможная девушка»). Неудивительно, что обе постоянные спутницы Доктора, которых породил нынешний шоураннер – сироты, изначально лишенные прочных связей с Землей и земной жизнью (да и одержимая не столько Доктором, сколько моноидеей Доктора Ривер Сонг от них в этом смысле ничем не отличается, хотя формально родители у нее все-таки есть). Последняя из них, Клара Освальд, так и вовсе образцовая Мэри-Сью - уберспутница, которая буквально пронизала пространство и проникла во время, как выражался наивный инженер Тимофеев, с чьей помощью поменял профессию небезызвестный Иван Васильевич.
На протяжении последних сезонов зрители жаловались на разное – на неоправданную вычурность сюжетных «арок», на перегруженность новой мифологией, на невозможность сопереживать спутнице, которая с утомительным упорством и самодовольством учила Доктора жить, на бесцветных второстепенных персонажей и просто на общую усталость от происходящего. Причем устала не только изрядная часть аудитории, но и сам Доктор, который нередко выглядел так, как будто он в конце концов полностью прочувствовал некогда сказанные им слова «слишком долго жил».
Мастер и Эркюль Пуаро в борьбе за рейтинг
Что бы ни было тому причиной, но рейтинги сериала неумолимо падали – среднее число зрителей снизилось с 6,5 млн (2005-2010) до 4,5 млн (2013-2016), а аудитория традиционно наиболее популярных рождественских спецвыпусков и вовсе уменьшилась в два раза. Неудивительно, что в попытках привлечь внимание к новому сезону его создатели стали прибегать к средствам, которые иначе как расчетом на дешевые эффекты и не назовешь. За две недели до выхода первого эпизода исполнительница роли новой спутницы Доктора Перл Маки сообщила в интервью, что ее персонаж будет гомосексуальным. Поистине потрясающее событие для 2017 года и для повествования, в котором за двенадцать лет до этого появился всеобщий любимец Капитан Джек – космический авантюрист, чьи сексуальные интересы распространялись практически на всех гуманоидов без разбора расы и пола. А уж для Доктора-то, который был не прочь и сам пофлиртовать с Шекспиром, это и вовсе неслыханная новость.
Ловким трюком, призванным вернуть интерес к сериалу у той части аудитории, которая отвернулась от него в последние годы, выглядит и возвращение Джона Симма в роли Мастера – главного антагониста Доктора, впервые появившегося в сериале еще в 1971 году. Будучи представителем той же расы Повелителей Времени, он неоднократно перерождался с новыми лицами, однако в настоящий момент «действующим» воплощением Мастера является «Мисси» в исполнении Мишель Гомес (типичный для Моффата женский персонаж истероидного типа, с которым хорошо знакомы, в частности, зрители «Шерлока»).
Каким образом шоураннер собирается свести в одной сюжетной линии двух Мастеров, пока неизвестно, но очевидно, что для этого ему потребуется навертеть временных петель и налепить парадоксов, от которых пошла бы кругом даже электронная голова дедушки Терминатора из «Генезиса».
Пока что это выглядит откровенной попыткой повторить успех юбилейного эпизода «День Доктора», который был выпущен к 50-летию сериала и демонстрировался не только по телевидению, но и в кинотеатрах по всему миру, включая Россию. В этой грандиозной по замыслу и воплощению серии встречаются не только Десятый и Одиннадцатый Доктор, но и заново придуманный (скорее всего, для того, чтобы закрыть брешь, проделанную в сюжете отказом со стороны Кристофера Экклстона) Военный Доктор, которого сыграл великолепный Джон Херт. Кроме того, там впервые появляется Двенадцатый Доктор - его роль исполняет шотландский актёр Питер Капальди.
Кроме того, для участия в десятом сезоне был привлечены знаменитый Дэвид Суше, известный как исполнитель роли Эркюля Пуаро, и драматург Рона Манро, написавшая сценарий последнего эпизода «олдскульного» «Доктора Кто» - “Survival”, вышедшего на экраны в 1989 году. Вернутся и некоторые из старых врагов Доктора – помимо неизбежных далеков, зрители вновь увидят Ледяных Воинов (с которыми уже сталкивался Одиннадцатый Доктор) и классических киберлюдей, не появлявшихся с 1966 года. Гораздо меньший энтузиазм вызывает возвращение нелепого квазиспутника Доктора по имени Нардол, которого играет комик Мэтт Лукас, однако и он, и героиня Перл Маки уйдут из сериала вместе с Моффатом и Капальди.
Двери TARDIS закрываются – увидимся в будущем
В конечном итоге, несмотря на все усилия продюсеров, перед стартом нового сезона больше говорят все-таки не о нем самом, а о том, что ждет сериал в дальнейшем, когда Моффата сменит Крис Чибнелл, который в последние несколько лет занимался другим масштабным телепроектом – криминальной драмой “Broadchurch”. Он уже имеет опыт работы не только в качестве сценариста «Доктора Кто», но и в качестве сопродюсера и шоураннера его популярного спиноффа – сериала “Torchwood”, рассматривавшего тему спасения человечества от инопланетной угрозы руками самого человечества, вынужденного обходиться без помощи Доктора, занятого другими делами Вселенной.
Уже можно считать свершившимся фактом, что BBC не рискнет пойти по наиболее «политкорректному» пути, пригласив на роль Доктора женщину. Помимо того, что это непоправимо нарушит традиционную динамику сериала, катастрофическими могут оказаться и коммерческие последствия данного шага. Скорее всего, верны слухи, согласно которым корпорация стремится воскресить славные деньки Дэвида Теннанта, когда роль Доктора исполнял «привлекательный актер в возрасте тридцати с небольшим лет». Судя по этой цитате, сами боссы BBC имеют смутное представление о природе популярности собственного проекта, путая «Доктора Кто» не то с Джеймсом Бондом, не то с Суперменом (особенно, когда тот снимет очечки). Как далеко заведет их эта ошибка – покажет уже не такое отдаленное будущее.