24 апреля 1997 года на лейбле Rec Records вышел дебютный альбом группы «Мумий Тролль», открывший новую главу в истории русской рок-музыки и доказавший, что она может одновременно быть легкой, стильной и ироничной. Soyuz.Ru делится фактами из истории создания и записи первого и самого удачного диска в стиле «рокапопс».
Предыстория
Строго говоря, до 1997 года в активе группы, первоначально называвшейся «Муми Тролль», уже значились два магнитоальбома, первый из которых, «Новая луна апреля», был выпущен в 1985 году и стал культовым до такой степени, что команда попала в энциклопедию «Рок-музыка в СССР». В самом же Владивостоке группа оказалась героиней сразу нескольких песен, в одной из коих без обиняков заявлялось: «Была бы наша воля - плясали бы все дружно под песни “Муми Тролля”».
Второй альбом «Делай Ю-Ю», увы, был не принят публикой, и через какое-то время группа распалась, а ее лидер Илья Лагутенко отправился в странствия - сперва в Китай, а затем в Лондон. Бывая наездами в обеих российских столицах и поддерживая отношения с бывшим товарищем по группе Леонидом Бурлаковым, открывшим к тому времени магазин компакт-дисков, после бурных обсуждений будущего в одном из московских клубов Илья решает воскресить проект в новом звуке и с новыми песнями. «В 1997-м мне просто-напросто хотелось выполнить свою меломанскую мечту и издать альбом «по-настоящему», чтобы он был не на самопальной кассете, а на настоящем компакт-диске с буклетиком, - вспоминает Илья. Альбом, наконец записанный в настоящей студии настоящими музыкантами, и должен был стать итогом всей этой детской катавасии, игры в рок-группу, продолжавшейся для меня ни много ни мало более 15 лет».
Факты
«Муми Тролль» превратился в «Мумий Тролль» еще во Владивостоке, вскоре после провала второго альбома. «Какие же мы "Муми Тролль? - нервно сказал Илья перед одним из концертов, увидев неотстроенную аппаратуру и полупустой зал. - Мы же настоящие мумии». В честь нового названия Илья распил бутылку водки с коллегами из группы «Туманный стон»: чем закончился тот концерт, история молчит. С другой стороны, условно-новое название, одновременно наследующее старому, вполне соответствовало и новому звучанию и новым людям.
Альбом состоялся во многом благодаря энергии Бурлакова, которому для оплаты студийного времени пришлось продать квартиру во Владивостоке и забрать все деньги из налаженного бизнеса. Немалую роль сыграла и «психологическая обработка», которой он подверг клавишника-гитариста Алика Краснова, а также самого Илью, который на первых порах все еще колебался и не был уверен в успехе.
В альбом вошли 10 новых песен и четыре ремейка старых номеров с двух первых магнитоальбомов. Последней на диске стал первый, еще владивостокский хит «Новая луна апреля», выросшая из смешения хита "Duran Duran" "New Moon On Monday", басового хода из песни "Eurythmics" "Who Is That Girl" и песни "Secret Service" "Flash In The Night". Cлова «Новая луна апреля// Осветила небосвод//Но мы ей уже не верим,// Нам она ничего не несет» вызвали в 1985 году скандал среди местных партийных чиновников: в насквозь романтичной песне углядели намек на ежегодный апрельский пленум КПСС.
Работа в студии началась со скандала: приглашенный на запись бас-гитарист Алик Джигия сперва пообещал выколоть палочками глаза английскому барабанщику, «если он будет так играть», а затем зашел в аппаратную и, отодвинув от пульта девушку-звукорежиссера, настроил звук так, как ему было нужно. В итоге как ритм-секцию, так и звукорежиссера пришлось искать заново: новыми басистом и барабанщиком стали Юрий Тимофеев и Мэтт Бодди, вместе с которыми на записи появилась вокалистка Али Маас.
Новый «звукач» Крис Бенди мгновенно нашел общий язык с лидером и особенно полюбил песню «Девочка», которая была написана Ильей во время «скитаний» по Китаю. «К концу работы над “Морской” Крис выучил транскрипцию слов песни «Девочка», но так до конца и не понял, почему эта композиция заставляет его петь, плакать и смеяться одновременно», - вспоминает Леонид Бурлаков.
Один из главных хитов пластинки «Владивосток 2000» был дописан непосредственно в студии: по одним данным, Илья вдохновился песней Pulp “Disco 2000”, по другим - новостью о том, что некая кинокомпания готовит к выпуску фильм на тему зомби-апокалипсиса, где действие происходит в некоем «Владивостоке 2000». Партии клавишных и бэк-вокала в ней исполнил бывший участник знаменитой ленинградской группы «Мифы» Юрий Степанов, эмигрировавший в Лондон еще в 1980 году.
Строчки «мне бы твои пули переплавить в струны», «ты меня убил» и «так вот за секунду наступает тихо» в песне «Забавы» были навеяны суровыми реалиями Владивостока начала 1990-х годов. После распада Советского Союза в городе резко возрос уровень бандитизма, Лагутенко часто подрабатывал в барно-гостиничном бизнесе и вынужден был общаться с представителями криминальной среды.
Первоначально реакция на песни с альбома, прозвучавшие в авторской передаче «Танцы с волками» на радио «Эхо Москвы», была крайне негативной: дозвонившиеся в прямой эфир обвиняли группу в «отсутствии русских мелодий» и «непонятности текстов». От издания альбома последовательно отказались компании PolyGram, General Records, «Союз», FeeLee Records, Rise Music. Ситуация изменилась только после того, как одна из демо-кассет с песнями «Девочка», «Забавы», «Утекай» и «Новая луна апреля» случайно попала к директору компании Rec Records Александру Шульгину: после непродолжительных переговоров фирма взяла на себя затраты на издание «Морской», съёмки клипов, телевизионные ротации, концертные туры, выступления на фестивалях и присутствие в хит-парадах.
Обложка диска первоначально изображала стоящую на коленях девушку с высунутым языком, в тело которой «по волнам любви» влетал серфингист. Однако массовое сознание к такому оказалось не готово, и от этой идеи пришлось отказаться. «Я выбрал фото синего дуршлага на дне моря и предложил вписать его в довольно странный цветовой контекст, - объясняет Илья итоговый выбор. - Именно этот цвет казался мне абсолютно непохожим ни на какие другие, использовавшиеся в оформлении пластинок».
Год спустя на фоне успеха альбома вышло его коллекционное издание с альтернативной обложкой, на которой улыбающийся Илья позирует на фоне электростанции Баттерси. Сам Илья в интервью утверждал, что не имеет отношения к этой идее, да и сама обложка ему не нравится.
«Ударными номерами» первоначально считались «Девочка» и «Скорость»: видеоряд на первую из этих песен планировалось снимать в одном из лондонских пабов в окружении трансвеститов, целующихся парней и скучающих проституток. Однако в итоге клипы на совсем другие песни были сняты в Москве в течение четырех дней: сюрреалистичные «Утекай» и «Кот Кота» стали плодом работы знаменитого Михаила Хлебородова.
Текст песни «Кот кота (Вот и вся любовь)» первоначально был частью юношеской поэмы Ильи под названием «Рвота»: ее двойное название обусловлено компромиссом с издателем, настаивавшем на варианте «Вот и вся любовь». Для съемок клипа на эту песню из столичного зоопарка были выписаны экзотические тараканы необычных размеров. По замыслу, они должны были незаметно подглядывать в замочную скважину.
Видеоролик «Утекай» предложил снять Александр Шульгин, которому эта песня понравилась больше других. Сцена, в которой Илья бреет наголо опасной бритвой девушку Настю, выиграла на фестивале видеоклипов «Поколение 96» приз «Лучший кадр года».
Еще один клип на песню «Утекай» снял в 1999 году будущий режиссер фильма «Мертвые дочери» Павел Руминов. Сюжет получился более прямолинейным, чем оригинал, зато внимание на себя обратила стилистика клипа в жанре аниме.
Песням, не попавшим в альбом, пришлось ждать своего часа довольно долго: «Такбываетнеслучайно», построенная на риффе в стиле постпанк, была переделана для альбома «Слияние и Поглощение», а песня «Шамора» сперва попала на сборник песен, выпущенных на лейбле «Утекай звукозапись», а затем - на сборник ауттейков «Редкие земли».
Итоги
Грамотная раскрутка, хулиганский сюрреализм клипов и несомненное сценическое обаяние лидера сделали свое дело: после выхода альбом, за который не хотела браться ни одна фирма, сравнивали с «Треугольником» группы “Аквариум”: убедившись, что русский рок может быть не только тоскливым и/или надрывным отпрыском авторской песни, русскими коллективами а-ля «Мумий Тролль» заинтересовались и продюсеры: хорошо это или плохо, пусть судят историки. Самой группе предстояло записать столь же удачный второй альбом «Икра», наконец-то собрать полноценный «русский» состав, создать собственную фирму звукозаписи, главной звездой которого стала никому тогда не известная певица Земфира… А альбом, записанный в Лондоне в 90-е годы музыкантами, начинавшими в 80-х, так и остался недосягаемой вершиной как для самого «Мумий Тролля», так и для многочисленных его подражателей.