Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Июня Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 24 Июня Ответить
Написал сообщение в тусовке музыка
1 30 Марта Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Марта Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
2 11 Марта Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
0 8 Февраля Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 6 Февраля Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

Семеро на одного

Трибьют-альбомы и их история.
5 мая 0
Семеро на одного
автор

Что получается, когда разные музыканты записывают песни своей любимой группы или исполнителя для выпуска на сборном диске? Совершенно точно, трибьют-альбом. Слово "tribute" можно перевести с английского как «дань уважения». Soyuz.Ru вспоминает самые интересные трибьюты и разбирается, как зародилась эта неотъемлемая часть современной музыкальной культуры.

Трибьют-альбом в мире рока – явление достаточно неоднозначное. Отношение публики к ним зачастую прохладное или, во всяком случае, равнодушное – как к второстепенным, малозначимым релизам. Безусловно, на качество трибьютов влияет тот факт, что создаются они по частям разными исполнителями, поэтому стабильного уровня материала ожидать не приходится.

С другой стороны, участие в создании подобного альбома – один из лучших способов продемонстрировать уважение своему кумиру. Если «обычная» публика выражает свою любовь покупкой физических носителей с музыкой или электронных файлов, посещением концертов и просмотрами на youtube, то у самих артистов свои методы. Ведь сам факт появления посвящений красноречиво говорит о том, что группа или отдельный человек кое-чего достиг в творчестве. Удачно и со вкусом подобранный состав участников может трибьюта может оказаться ценным сам по себе – он может прекрасно раскрывать какое-то определенное музыкальное направление или, напротив, демонстрировать широту его влияния. Трибьют позволяет нам лучше узнать музыкальные предпочтения наших любимых музыкантов или услышать, как они раскрываются с неожиданной стороны. Так что при желании и умении трибьют может оказаться просто шикарным – и в лучшем случае практически самоценным произведением. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию ряд таких альбомов-сборников, на прослушивание которых стоит потратить драгоценное время.


Трибьют-«прадедушка»: “All This And World War II”

Год выхода: 1976
Виновники торжества: The Beatles

Для начала стоит задаться вопросом, когда же вышел самый первый в истории трибьют-альбом. На этот счет могут быть разные мнения, но на наш взгляд, историческим прообразом трибьют-альбома стал диск “All This And World War II”, вышедший в 1976 году. И, возможно, неслучайно, что на нем были представлены песни группы The Beatles. Строго говоря, “All This…” нельзя назвать альбомом-трибьютом – это «всего лишь» саундтрек к документальному фильму о Второй Мировой. Но именно на этом альбоме впервые реализована идея: разные музыканты исполняют песни одного исполнителя/группы. Эта идея пришла в голову продюсеру Лу Рейзнеру, которому удалось собрать состав, который порадует каждого любителя поп-рока 70-х: Род Стюарт, Элтон Джон, Джефф Линн, Рой Вуд, Кит Мун, Питер Гэбриэл, The Bee Gees, Брайан Ферри и многие другие. Дополнительного колорита этому двойному альбому добавляют струнные аранжировки, которые Рейзнер сделал буквально для всех песен: где еще вы можете услышать Status Quo в сопровождении целого оркестра? Отметим, что еще до этого «трибьюта» Рейзнер опробовал метод в при создании оркестровой версии рок-оперы «Томми» группы The Who. Для этой концертной постановки он собрал таких исполнителей, как Ринго Старр, Стив Уинвуд, Мэгги Бэлл, Сэнди Дэнни, а также своего протеже Рода Стюарта. (М.К.)



Хол Уиллнер: отец современного трибьют-альбома

“All This And World War 2” был всего лишь саундтреком к фильму (хотя и таким, который надолго пережил сам фильм). Но когда же появился первый самоценный «сборный» трибют-альбом, и кто его придумал? Эта честь принадлежит американскому продюсеру Холу Уиллнеру, который в 1981 году придумал и реализовал сборный альбом “Amarcord Nino Rota”, на котором музыку и песни итальянского композитора из фильмов Федерико Феллини исполняли, с одной стороны, джазовые музыканты Уинтон и Брэнфорд Марсалисы, Карла Блэй и Билл Фризелл, с другой – Дебби Харри из Blondie. В 1984 году Уиллнер выпустил трибьют Тэлониусу Монку (состав участников: от Джона Зорна до Стинга), а в 1985 году – один из первых по-настоящему успешных проектов: музыкальный «привет» Курту Вайлю под названием “Lost In Stars”. Можно легко заметить, что Уиллнер подошёл к делу подбора музыкантов с исключительным вкусом: Мэриэнн Фэйсфулл, Джон Зорн, Лу Рид, Том Уэйтс, Тодд Рандгрен – отличная компания. Упомянем и еще один успешный проект Уиллнера: сборник стариных моряцких песен “Rogue’s Gallery”, собравший очередную «звездную» команду музыкантов и реализованный при поддержке «пиратов Карибского моря» Гора Вербински и Джонни Деппа. (М.К.)



“For the Masses”

Год выхода: 1998
Виновники торжества: Depeche Mode

«Зачинщиками» идеи записи масштабного трибьюта группе Depeche Mode выступили участники коллектива God Lives Underwater. За оформление отвечал Мартин Эткинс, поэтому не удивительно, что и название, и обложка отсылают к знаменитому диску «депешей» “Music for the Masses”. Главными же звёздами трибьют-альбома стали The Cure (“World in My Eyes”), The Smashing Pumpkins (“Never Let Me Down Again”), GusGus (“Monument), Deftones (“To Have and to Hold”) и, конечно же, Rammstein, представившие публике не только свою версию “Stripped”, но и противоречивое видео на неё (включавшее кадры из «Олимпии» Лени Рифеншталь). По разным причинам не попали на “For the Masses” очень того желавшие Nine Inch Nails, Foo Fighters и Marilyn Manson (из-за чего диск остался без “Personal Jesus”; впрочем, Мэнсон со товарищи всё же издали свой кавер несколько позже). К музыкальным тяжеловесам особых претензий у критиков не было, критические стрелы выпускались, в основном, в адрес прочих участников проекта, ансамблей калибром поменьше. Тем не менее, для самих Depeche Mode, потихоньку приходивших в себя после наркотических загулов Дэйва Гэана и ухода Алана Уайлдера, такой подарок, весомое психологическое подспорье, был весьма кстати. (А.А.)



“We're a Happy Family: A Tribute to Ramones”

Год выхода: 2003
Виновники торжества: Ramones

Ramones во времена активной деятельности так и не дождались коммерческого успеха, но после распада группы признание её творческих заслуг с годами лишь росло. В начале XXI века два ярких события ознаменовали окончательное вхождение коллектива в сонм великих. Первое – включение Ramones в Зал Славы рок-н-ролла. Второе – выход самого знаменитого и представительного из трибьют-альбомов (а посвящений группе самые разные артисты навыпускали довольно много). Весь процесс создания “We’re a Happy Family” проходил под чутким контролем Джонни Рамона, что тоже является важным моментом. В отличие от Джоуи и Ди Ди, гитарист не делал сольных записей. Поэтому, в виду кончины музыканта в 2004 году, данный трибьют (наравне с книгой-автобиографией) можно считать прощальным подарком Джонни поклонникам. Помогали ему в столь важном деле Роб Зомби и Стивен Кинг (взявшие на себя, помимо прочего, оформление пластинки). Состав согласившихся внести свой вклад потрясает воображение – U2 и Green Day, Kiss и Marilyn Manson, Garbage и The Offspring, Metallica и The Pretenders. Присутствует даже сам Том Уэйтс, да и без Эдди Веддера не обошлось. Джонни Рамон вовсе не был диктатором, настаивавшем на сохранении некоего «изначального духа» песен. Напротив, он всячески советовал и напутствовал коллег привносить в композиции свой стиль. Результат его вполне удовлетворил, но особенных похвал удостоилась версия “Havana Affair” от Red Hot Chili Peppers – Джонни настоял, чтобы именно она открывала альбом. (А.А.)


“Where The Pyramid Meets The Eye: A Tribute to Roky Erickson”

Год выхода: 1990
Виновник торжества: Роки Эриксон

Роки Эриксон вошёл в историю рока как один из первопроходцев психоделики, а также как жертва психической болезни и пристрастия к веществам, порой надолго выбивавшим его из игры. Однако значимость его записей всегда была высока, и в 1990-м году, дабы подчеркнуть её, музыканты по обе стороны Атлантики решили сгенерировать совместный трибьют. Получилось солидно – 19 треков, ещё три бонусных песни получили обладатели аудиокассеты. Главными действующими лицами оказались ZZ Top, The Jesus and Mary Chain, Ти-Боун Бёрнетт, R.E.M., Butthole Surfers, Ричард Ллойд и Primal Scream. (А.А.)


“Just Like Heaven: A Tribute to The Cure”

Год выхода: 2009
Виновники торжества: The Cure

На этом, вышедшем в 2009 году трибьюте нет громких имён. Звёзды мировой величины вообще неохотно берутся за переработку музыкальных полотен Роберта Смита и компании. Зато для многих независимых исполнителей творчество The Cure служит неиссякаемым источником вдохновения, и они периодически выражают своим учителям почтение путём выпуска подобных посвящений. Вот и в данном случае получился милый альбом, сделанный с уважением к первоисточникам. Небольшую порцию критики (вида “это же трибьют The Cure, а не посвящение Sex Pistols!”) получили лишь британские ветераны The Wedding Present за свою интерпретацию “High”. (А.А.)


“The Bridge: A Tribute To Neil Young”

Год выхода: 1989
Виновник торжества: Нил Янг

Интересно, как деятели альтернативного рока могли бы переиграть культовые вещи маэстро Нила Янга? Если да, то этот трибьют придётся вам по душе. Здесь наследие канадского музыканта осмысливают Pixies, Ник Кейв, Sonic Youth, Dinosaur Jr., Soul Asylum… и даже, представьте себе, Psychic TV (“Only Love Can Break Your Heart ”)! (А.А.)


“If I Were a Carpenter”

Год выхода: 1994
Виновники торжества: The Carpenters

Дуэт Ричарда и Карен Карпентер не особенно известен и популярен в России. С учётом того, что со дня смерти прекрасной вокалистки прошло уже более 30 лет, тут нет странности. Тем не менее, почему бы и не вспоминать иногда творчество группы брата и сестры, благо в послужном списке Карпентером ряд замечательных поп-песен. Трибьют же, несмотря на исполненную в «мультяшном» стиле обложку, собрал под своими знамёнами представителей альтернативной рока, поэтому и прочтение композиций вышло в соответствующем ключе. Большинство коллективов, засветившихся на “If I Were a Carpenter”, мало знакомы российскому слушателю, однако уж Sonic Youth (“Superstar”) и The Cranberries (“(They Long to Be) Close to You”) послушать стоит. К слову, Ричард Карпентер говорил, что ему кавер “соников” не интересен, тогда как критики, наоборот, его обычно хвалят. (А.А.)


“Hard to Believe: A Kiss Covers Compilation”

Год выхода: 1990
Виновники торжества: KISS

Kiss принадлежат к числу групп, трибьютов которым создано вагон и маленькая тележка, но мы остановимся именно на этом, изданном в 1990 году. Он не столь представителен по именам, но зато являет собой крайне ценный документ американского андеграунда и независимой сцены конца 1980-х. Далеко не у всех участников трибьюта сложилась карьера, есть среди них и «забытые жемчужины» того же гранжа. Отметилась на диске и группа Nirvana, и это весьма примечательный эпизод в биографии легенды. Во-первых, это одна из двух записей с Джейсоном Эверманом на гитаре. Во-вторых, Крист Новоселич (редкий случай), исполнил здесь бэк-вокал (и даже в некоторых местах лид-вокал). (А.А.)


“Stoned Immaculate: The Music of The Doors”

Год выхода: 2000
Виновники торжества: The Doors

Этот трибьют группе The Doors можно считать «нетипичным», «неклассическим» и так далее. Всё дело в том, что в его создании участвовали Рэй Манзарек, Робби Кригер и Джон Денсмор. Кроме того, использованы были и сохранившиеся записи голоса Джима Моррисона. Есть меломаны, для которых подобные штучки являются «преступлением главной заповеди трибьют-альбома», другие поклонники относятся к этому более терпимо. Тут всё индивидуально. Если вы из второй группы, то “Stoned Immaculate” вполне заслуживает того, чтобы быть услышанным – здесь и Aerosmith, и The Cult, и Stone Temple Pilots, и даже умерший к моменту выхода диска писатель Уильям Берроуз, декларирующий одно из произведений Джима под аккомпанемент его коллег. (А.А.)


“Stone Free: A Tribute to Jimi Hendrix”

Год выхода: 1993
Виновник торжества: Джими Хендрикс

Личность калибра Джими Хендрикса и трибьюта заслуживает масштабного. Именно такой и поступил в продажу в ноябре 1993 года. “Stone Free” отличался завидным разнообразием. В его записи участвовали выдающиеся современники Хендрикса Эрик Клэптон и Джефф Бек, блюзмен Бадди Гай, деятели британского пост-панка The Pretenders и The Cure (нет, последние не “Foxy Lady” представили, которую Роберт Смит считает самой ужасной композицией своей группы, а “Purple Haze”), скрипач-виртуоз Найджел Кеннеди, современные американские альтернативщики Belly и Spin Doctors, хип-хоп-коллектив P.M. Dawn. Эклектика царила и в подходах к работе. Кто-то представил довольно близкие к оригиналу версии песен Джими, другие весьма вольно обошлись с его наследием.

Ещё два момента делают диск особенным. Завершающая композиция “Hey Baby (Land of the New Rising Sun)” является единственным официальным творением супергруппы M.A.C.C. (фактически Temple of the Dog без Стоуна Госсарда). А на “Stone Free”, которую избрал для себя Эрик Клэптон, великому мастеру компанию составили Найл Роджерс, Бернард Эрвардс и Тони Томпсон, и это последняя совместная работа троих ключевых участников Chic. (А.А.)


“Rave On Buddy Holly”

Год выхода: 2011
Виновник торжества: Бадди Холли

Летом 2011 года увидел свет сей большой трибьют легендарному пионеру рок-н-ролла. Как и следовало ожидать, такой проект украсили своим звучанием известнейшие ветераны – Пол Маккартни, Лу Рид, Патти Смит, Грэм Нэш (как же было обойтись без экс-лидера The Hollies!?). Впрочем, вклад со стороны артистов более младших поколений тоже велик. В целом, трибьют вызвал тёплые чувства у журналистов и обозревателей, хотя они и критиковали отдельные песни. Однако, равнодушных не было, и это главное.

Отметим, что буквально несколько месяцев спустя после “Rave On” в свет вышел «конкурирующий» трибьют “Listen To Me: Buddy Holly”. На нем, в числе прочих, отметились Ринго Старр, Джефф Линн, Брайан Уилсон и Стиви Никс, а его продюсером выступил старинный друг The Beatles Питер Эшер. (А.А.)


“This Is Where I Belong: The Songs Of Ray Davies & The Kinks”

Год выхода: 2002
Виновник торжества: Рэй Дэвис

Весьма качественный по исполнению трибьют группе The Kinks. Критиками подмечено, что разные музыканты на этом диске, прежде всего, постарались подчеркнуть интроспективную, чувственную сторону творческого гения Рэя Дэвиса. Самые крупные хиты The Kinks оказались обойдены стороной, что, впрочем, пошло пластинке только на пользу. Кроме того, неожиданным, но удачным ходом стало отсутствие на альбоме звёзд брит-попа, если не считать последнюю песню, “Waterloo Sunset”, дуэт Дэвиса и Дэймона Албарна, записанный вживую в 1996 году на ТВ-шоу. (А.А.)


“Whore: Tribute To Wire”

Год выхода: 1996
Виновники торжества: Wire

Создавать трибьюты таким группам, как Wire, всегда непросто. Коллектив этот прошёл в своём развитии ряд этапов и пробовал свои силы в разных стилях. В результате, как-то классифицировать музыку Wire довольно трудно, а трибьют выходит весьма неоднородным, что до известной степени затрудняет его просушивание. Тем не менее, представленные на данном диске труды My Bloody Valentine, Lush, Godflesh, Ли Ранальдо из Sonic Youth или пост-рокеров Bark Psychosis любопытны и являются веслмым основанием для того, чтобы познакомиться с “Whore”. (А.А.)


“Virus 100”

Год выхода: 1992
Виновники торжества: Dead Kennedys

Когда возглавляемому Джелло Биафра лейблу “Alternative Tentacles” пришла пора выпускать сотый альбом, было решено, что им станет трибьют Dead Kennedys. Воплощением этих планов стал весьма жёсткий по звучанию сборник, на котором славно порезвились Napalm Death, Neurosis, Sepultura, Faith No More. Сюрпризам тоже нашлось место – таковыми стали хип-хоповая версия “California Über Alles” от The Disposable Heroes of Hiphoprisy, а также “ Forward to Death”, исполненная канадскими панками NoMeansNo а капелла. (А.А.)


“Spirit of Talk Talk”

Год выхода: 2012
Виновники торжества: Talk Talk

В 1980-х годах группа Talk Talk проделала стремительный путь от задорного «нововолнового» звучания через джазовые влияния к экспериментальной и авангардной музыке, застолбив за собой титул одной из прародительниц пост-рока. После того, как ансамбль прекратил существование, его участники были заняты в ряде проектов, но сейчас они очень редко появляются в информационных сводках. Тем не менее, о коллективе не забыли, свидетельством чему послужил выход в 2012 году трибьюта “Spirit of Talk Talk”. На нём отметились White Lies, Do Make Say Think, Ричард Рид Перри из Arcade Fire, Joan as Police Woman, бывший участник Depeche Mode Алан Уайлдер, развивающий ныне свой проект Recoil. «Делюксовое» издание дополнено специальной книгой, содержащей редкий арт и фотографии, а также ценную информацию о Talk Talk. (А.А.)


“Nativity In Black: A Tribute to Black Sabbath”

Год выхода: 1994
Виновники торжества: Black Sabbath

В 1994 году вышел трибьют Black Sabbath, созданный от всего сердца благодарными тружениками тяжёлой музыки. Королевский состав участников, вдохновенное исполение… Здесь лишние слова не нужны. Желающих засвидетельствовать свою любовь и признательность Black Sabbath оказалось слишком много, поэтому в 2000 году свет увидела вторая серия трибьюта. А спустя некоторое время фанаты своими усилиями составили и третью часть. (А.А.)


“Originators of the Northern Darkness – A Tribute to Mayhem”

Год выхода: 2001
Виновники торжества: Mayhem

Считаете, что блэк-метал – нудный и монотонный жанр? На трибьюте отцам оного, норвежцам Mayhem, другие видные подвижники постарались показать, что это не так. А потому рубят они на совесть. Поклонникам тяжёлой и экстремальной музыки слушать непременно. (А.А.)


“Violent World: A Tribute To The Misfits”

Год выхода: 1997
Виновники торжества: The Misfits

В первые несколько лет после своего возникновения Misfits и созданный ими хоррор-панк зачастую не встречали понимания у остального панк-сообщества. Но времена изменились, и выпущенный в 1997 году трибьют окончательно устранил эту брешь и навёл нужные мосты. На нём современные панки и альтернативщики (Pennywise, Prong, Therapy?, NOFX, Goldfinger) исполнили классические композиции раннего периода творчества Misfits (имеются в виду 1977-83 годы). (А.А.)


“Working Man – A Tribute to Rush”

Год выхода: 1996
Виновники торжества: Rush

Данное посвящение безмерно уважаемым Rush вышло в 1996 году. В то время, как сам канадский коллектив традиционно считается одним из ярчайших представителей прогрессив-рока, трибьют выполнен скорее в стиле прогрессив-метала. Главным творческим консультантом участников и креативным центром стал Майк Портной из Dream Theater. В отличие от других представленных в статье сборников, в описываемом случае не было разделения треков по исполнителям. Каждую композицию записывала этакая «сборная солянка». Тем не менее, всё вышло наилучшим образом. (А.А.)


“Ronnie James Dio – This Is Your Life”

Год выхода: 2014
Виновник торжества: Ронни Джеймс Дио

Ронни Джеймс Дио обладал уникальным и неповторимым талантом певца и шоумена. Участник нескольких значимых музыкальных проектов, он как никто другой заслуживал быть неоднократным членом Зала Славы рок-н-ролла, но, к сожалению, при жизни его вовсе не удостоили этой чести, да и после смерти не очень-то и торопятся. Поэтому пока рок-тяжеловесам ничего не остаётся, кроме как выдавать мощные трибьюты наподобие этого. Metallica, Anthrax, Motörhead, Scorpions – все тут есть. Стоит добавить, что деньги от продаж диска пошли в фонд имени Дио, основанный для профилактики и борьбы с раковыми заболеваниями. (А.А.)



“We Were So Turned On: A Tribute to David Bowie”

Год выхода: 2010
Виновник торжества: Дэвид Боуи

Не забудем мы упомянуть и трибьют Великому Бо. Конечно, проект несколько пострадал от потери Radiohead, MGMT и Nine Inch Nails, участие которых планировалось изначально. Но и так обращают на себя внимание “Ashes to Ashes” от Мика Карна, “Suffragette City” от A Place to Bury Strangers, а также “ Always Crashing in the Same Car”, подготовленная американцами Chairlift. (А.А.)

А у вас есть любимые трибьюты? Пишите их в комментариях!

Поделитесь с друзьями