26 и 27 мая родились два британских актера, ставших особенными не только для фильмов ужасов середины XX века, но и для всего кинематографа Великобритании, – Питер Кушинг и Кристофер Ли. Вспоминаем самые яркие совместные работы великолепных исполнителей, на протяжении многих лет остававшихся прекрасными друзьями, несмотря на то, что им частенько доводилось играть врагов.
Питер Кушинг родился 26 мая 1913 года в графстве Суррей и с юных лет был привязан к театру. В Лондоне он поступил в Школу драмы и музыки. В конце 30-х Кушинг предпринимает непродолжительную и не особо успешную попытку покорения Голливуда, после чего возвращается в Великобританию.
«Я всегда принаряжался, притворялся кем-то, надевал мамины шляпки и вещи. Уверен, у Фрейда бы нашлось что сказать об этом. Это было у меня в крови».
Питер Кушинг
Кристофер Ли родился 27 мая 1922 года и рос в семье, в которой актерство считали постыдным занятием. Поэтому серьезно связать свою жизнь с этой профессией он смог лишь после военной службы, во время которой ему не раз грозила смертельная опасность.
«Мать говорила: "Какой позор! Подумай о том, какой позор ты принесешь в дом!". Затем она произнесла фразу, которую я до сих пор не могу оспорить: "Подумай о тех ужасных людях, которых ты встретишь"».
Кристофер Ли
«Гамлет» Лоуренса Оливье и «Мулен Руж» Джона Хьюстона, первые две картины, где снимались оба актера, не могли похвастаться совместными сценами с Кушингом и Ли. Однако чуть позже, в середине 50-х, когда в США фильмы ужасов переживали свой кризис, наступила золотая эра британских хорроров. Кушинг и Ли стали ее неотъемлемыми лицами.
«Проклятие Франкенштейна» (1957)
Во второй половине 50-х классическая серия фильмов ужасов студии Hammer стартовала, и одной из ярчайших кинолент первых лет цикла стала картина «Проклятие Франкенштейна» режиссера Теренса Фишера. В первом цветном британском хорроре Кушинг исполнил роль барона Франкенштейна, поставившего себя над природой и маниакально приверженного реализации своей идеи – создания жизни из мертвого.
У Кушинга барон получился настоящим злодеем, готовым абсолютно на все. Чудовище Франкенштейна воплотил в жизнь Кристофер Ли. Внешне монстр заметно отличается от голливудского образца, так как продюсеры боялись исков от Universal о нарушении авторских прав. И пускай столь же каноничным для мирового кино, как персонаж в исполнении Бориса Карлоффа, он не стал, Ли прекрасно справился со своей ролью. Забавно, что владеющий несколькими иностранными языками (в том числе русским) актер исполнил роль вообще без слов. С первой же полноценной совместной работы началась не только выдающаяся серия фильмов ужасов с участием Кушинга и Ли, но и крепкая дружба двух актеров.
«Вы должны заставить публику поверить в то, что вы делаете», – говорил Питер Кушинг.
Актер не раз советовался с врачами, чтобы технические аспекты его ролей даже в фантастических картинах выглядели убедительно.
«Дракула» (1958)
Снова Кушинг и Ли появились на экранах вместе уже совсем скоро в картине Теренса Фишера «Дракула». Известного многим графа-вампира, которого актер впоследствии не раз воплощал и в других кинолентах, Кристофер Ли сделал статным и каким-то особенно гипнотизирующим. Тем самым он создал образ, местами даже превосходящий персонажа в исполнении Белы Лугоши.
Роль положительного героя, доктора Ван Хельсинга, на этот раз на себя примерил уже Питер Кушинг. Дуэт даже привнес в экранизации классического произведения Брэма Стокера немного экшена. Пример тому финальное противостояние Дракулы и Ван Хельсинга.
«Собака Баскервилей» (1959)
Первая цветная киноадаптация романа Артура Конан Дойля, картина «Собака Баскервилей» режиссера Теренса Фишера, не была лишена мистической завесы. Этот фильм наконец-то позволил друзьям находиться по одну сторону баррикад и в кадре.
Кушинг перевоплотился в знаменитого детектива Шерлока Холмса, который у него получился особенно открытым, а Кристофер Ли – в преследуемого родовым «проклятьем» сэра Генри Баскервиля. Примечательно, что через некоторое время Ли все-таки сыграет самого Холмса.
«Мумия» (1959)
Дуэт актеров воссоединился в еще одном британском ремейке классического американского хоррора. На этот раз руки кинодеятелей с туманного Альбиона дошли до «Мумии», постановку которой возглавил Теренс Фишер. Вновь Кристоферу Ли по иронии судьбы предстояло исполнить персонажа, у которого почти не было слов в сценарии. В этом случае таким героем был возлюбленный египетской принцессы Ананки – Харрис.
Питер Кушинг в свою очередь примерил образ археолога, на которого Харрис уже в состоянии мумии открывает охоту. И в очередной раз Ли пришлось сцепить руки на шее друга в попытках его задушить. Благо не всерьез и лишь на камеру.
«Дом ужасов доктора Террора» (1965)
В картине Фрэдди Фрэнсиса «Дом ужасов доктора Террора», представляющей из себя сборник оригинально связанных друг с другом хоррор-новелл, актеры еще раз крайне продуктивно поработали вместе. Кушинг сыграл таинственного незнакомца, подсевшего в купе поезда к группе пассажиров. Каждому из них герой Кушинга на картах таро предсказывает страшное будущее. Среди пассажиров и персонаж Ли – высокомерный художественный критик, который совершенно не верит в какую-либо мистику. А зря…
«Поезд ужасов» (1972)
Одна из самых пугающих совместных работ Кушинга и Ли пришлась на англо-испанскую ленту «Поезд ужасов» Эухенио Мартина. В фильме актеры исполнили роли двух британских ученых. Персонаж Ли во время геологической экспедиции находит во льдах таинственное существо. Во время своей перевозки оно устраивает в поезде настоящий кошмар. Однако эта совместная работа актеров могла вовсе не состояться.
Дело в том, что у Кушинга незадолго до съемок умерла любимая жена Хелен Бек. Смерть супруги, с которой он провел в счастливом браке почти 30 лет, стала для него настоящим ударом. Актер буквально потерял опору. Кушинг даже принимал попытки покончить с собой. Перед съемками фильма он сказал режиссеру, что отказывается от роли. Однако Кристофер Ли поговорил с ним и все-таки убедил Кушинга передумать, после чего тот взял себя в руки приступил к работе. К сожалению, до конца от смерти Хелен Питер Кушинг так никогда и не оправился.
В конце 70-х Кристофер Ли буквально бежал из Великобритании в США, чтобы наконец уйти от нескончаемых ролей в хоррорах. Он не хотел, чтобы его называли легендой фильмов ужасов, о чем не раз говорил журналистам. Даже Питер Джексон, выросший на картинах с участием Ли и Кушинга, на съемках трилогии «Властелин колец» боялся задавать актеру интересовавшие его с детства вопросы.
«То же самое случилось с Питером (Кушингом). Он сыграл в прекрасных серьезных фильмах, но был известен как актер хорроров. Вот почему я уехал в Америку. Пара моих друзей, Дик Уидмарк и Билли Уайлдер, сказали мне бежать из Лондона, иначе похожие роли будут преследовать меня и дальше», – вспоминал Кристофер Ли.
Забавно, что и Кушинг не был поклонником фильмов ужасов и предпочитал им комедии и мюзиклы. Но большое количество ролей в картинах этого жанра его не пугало, ведь они приносили радость людям. А зритель всегда был особенно важен для актера.
Впоследствии Кушинг и Ли еще несколько раз снимались в кино вместе. Всего на их счету более 20 совместных работ. Заключительная – все-таки хоррор, «Дом длинных теней» (1982) режиссера Пита Уолкера. Символично, что в последний раз Питер Кушинг появился в кадре именно вместе со своим старым добрым другом Кристофером Ли во время съемок документального фильма о студии Hammer (1994). В том же году, в возрасте 81 года, он скончался.
Кристофер Ли прожил дольше своего друга - он ушел из жизни 11 июня 2017 года в возрасте 93 лет. В роли мага Сарумана он снялся во франшизах «Властелин колец» и «Хоббит» Питера Джексона. В интервью он часто отмечал, что для него, как для британского актера, особенно ценно участвовать в экранизациях романов английского классика Джона Р. Р. Толкина (с которым он был близко знаком и дружил) - даже несмотря на то, что ему не досталась желанная роль Гэндальфа. Еще одной заметной ролью для Ли в XXI веке стал граф Дуку из саги «Звездные войны».
Таким образом первая «звездная» трилогия Джорджа Лукаса, в которой одну из главных «темных» ролей, гранд-моффа Таркина, сыграл легендарный британский актер Питер Кушинг, «сомкнулась» со второй трилогией, где в роли одного из ярких антагонистов выступил Кристофер Ли, другой «столп» кинематографа туманного Альбиона. Сам Ли, рассказывая об участии в «Звездных войнах», вспоминал, что в далеких 80-х обсуждал с Кушингом его роль Таркина и шутил, что «джедаем быть интереснее, чем стоять в темной форме в темном отсеке звездолета и смотреть в темный космос». В 2002 году, отвечая на вопрос о том, что такое для него «звездная» сага, Ли, кроме философских аллегорий о противостоянии Добра и Зла, мимолетом отметил:
«... это один из тех фильмов, где я сыграл с моим другом. Хотя мы и разминулись во времени».