Для быстрого поиска начните вводить запрос

Дэвид Боуи, Леонард Коэн, Игги Поп: О ком были главные документальные фильмы Beat Film Festival 2017

В центре внимания - странники, поэты и чудаки музыкального мира.
6 июня 2017 0
Дэвид Боуи, Леонард Коэн, Игги Поп: О ком были главные документальные фильмы Beat Film Festival 2017
Сергей Князев, Михаил Кузищев, Александра Эрднеева
автор

Программа минувшего Beat Film Festival в нынешнем году оказалась традиционно пестрой - и традиционно захватывающей. Изумительный документальный фильм, ждавший своего часа почти полвека, история жизни одного из самых рок-н-ролльных фотографов и картина о последних пяти годах жизни самого "звездного" из его клиентов, становление стиля, определившего 90-е… Soyuz.Ru представляет обзор пяти отличных фильмов, показанных на недавнем фестивале документального кино.

«Леонард Коэн: Птичка на проводе» (2010)

Режиссер Тони Палмер

Сегодня, спустя полгода после смерти знаменитого канадского барда, его авторитет представляется практически непререкаемым. Фильм Тони Палмера ненавязчиво намекает, что так было далеко не всегда. К 1972 году Коэн успел выпустить три фолк-ориентированных альбома, песни с которых пользовались немалым успехом в том числе в исполнении таких звезд, как Джо Коккер и Джуди Коллинз. Несмотря на это, звукозаписывающая компания подумывала расторгнуть контракт с певцом и, чтобы хоть немного поправить дела, отправила его в тур по Европе и Израилю в сопровождении киногруппы и британского режиссера Тони Палмера. Несмотря на сложившиеся отношения с режиссером, Коэну не понравился ни первый, ни второй вариант смонтированной ленты, а вскоре она где-то затерялась. В 2009 году, собирая дополнительные материалы к фильму Палмера «200 мотелей», бывший менеджер Фрэнка Заппы находит 296 коробок с пленками и отправляет их режиссеру, который вручную собирает фильм и звуковую дорожку из более чем трех тысяч разрозненных фрагментов. А уже после смерти Коэна картину впервые показывают на большом экране.

Сам Коэн еще до начала съемок заявил режиссеру, что совершенно не хочет снимать традиционное роуд-муви «из точки А в точку Б». Вместо этого он собирался сделать некое «политическое заявление». В интервью в середине фильма он объясняет:

«Одиночество - политическое действие, и поэтому у всех моих песен политический подтекст».

«Это впечатление о событиях, которые происходили во время тура», - уведомляют титры в начале картины, демонстрирующей всю не слишком приглядную изнанку турне: охранники, теснящие и избивающие зрителей, которые ведут себя как-то не так, фонящая аппаратура, требующие деньги назад фанаты в Западном Берлине, "Story of Isaac", смонтированная с изображениями жертв напалмовой атаки….

И все же музыка оказывается сильнее любых неурядиц: кадры охранников, сдерживающих толпу, сменяются величественным исполнением "Avalanche", начавшийся провалом концерт в Иерусалиме оборачивается трогательной "So Long Marianne", во время которой на глазах певца явственно видны слезы. «Живые» версии песен оказываются многократно сильнее студийных, а юмор добавляет живости концертной съемке: кто еще будет шутить о Сократе и Платоне и импровизировать песни о том, что сделать с барахлящей колонкой? «Все сняли?», - спрашивает Коэн у оператора после разговора с поклонницей, заигрывающей с ним в гримерке - и неоднозначное в записи впечатление от его исполнения и личности развеивается как дым. Одним словом, прекрасный подарок для всех поклонников поющего поэта, хорошей документалистики, да и для тех, кому еще только предстоит открыть для себя Леонарда Коэна. (С.К.)

«Снято! Духовная мантра Мика Рока» (2016)

Режиссер Барнаби Клэй

Дэвид Боуи, Игги Поп и Лу Рид. Фото: Мик Рок

Дэвид Боуи, Игги Поп и Лу Рид. Фото: Мик Рок

В мире рок-музыки люди с фотоаппаратами не столь известны, как рыцари гитары и микрофона, однако и среди них есть весьма известные имена: достаточно назвать автора последних фото Джона Леннона Энни Лейбовиц или оформивший пластинки Pink Floyd тандем Hipgnosis. К их числу принадлежит и Мик Рок - человек, сделавший фото для обложки второго альбома Queen: именно с этой «живой картины» начинается легендарный клип «Богемская рапсодия». Среди других его достижений - обложки пластинок Лу Рида, The Stooges, Thin Lizzy, Кэта Стивенса и сразу четыре клипа Дэвида Боуи - одним словом, «Кто есть кто в музыке 70-х».

«Меня всегда интересовало хорошее, плохое, порочное, а камера просто вела меня за собой».

Черно-белая съемка концерта группы TV On The Radio сменяется постановочными кадрами, в которых Мик Рок попадает в больницу после сердечного приступа, и тоннель, о котором говорят многие пережившие клиническую смерть, становится своего рода дорогой в прошлое: учеба в Кембридже, знакомство с Сидом Барреттом, работа с Лу Ридом и Дэвидом Боуи, памяти которых посвящен этот фильм, уже упомянутая съемка Queen (обязательно посмотрите этот фильм, чтобы узнать, откуда пошел легендарный снимок). Не забыты и «побочные эффекты» золотой эпохи рока - знаменитые нью-йоркские тусовки и наркотическая зависимость, в конце концов уложившая фотографа на больничную койку.

Прошлое в фильме перемежается с настоящим: Рок вместе с операторами путешествует по складу, где хранятся тысячи его фотографий: «Интересно, кто-нибудь помнит вот эту группу?», «О, Дебби… Она как Боуи, ее просто невозможно снять неудачно» и шутит на тему панк-рока, которому также отдал дань в 70-е. «Я носил макияж, когда повсюду царил глэм, но портить волосы ради панка?».

История с клинической смертью, разумеется, заканчивается благополучно: среди новых клиентов Рока - Леди Гага, группы Yeah Yeah Yeahs и Daft Punk, а также старые друзья - Дебби Харри, Брайан Ферри и Игги Поп. «Фотография для меня - род терапии. Я просто чувствую себя лучше, когда снимаю», - говорит Рок, демонстрируя тут же в кадре едва ли не физическое удовольствие от работы с автором-исполнителем Father John Misty. А на последних перед титрами кадрах уже сам фотограф как бы становится рок-звездой, открывая одну из своих многочисленных выставок. (С.К.)

«Хайп!» (1996)

Режиссер Дуг Прэй

Для миллионов слушателей сырая, вязкая и агрессивная музыка под названием «гранж» неразрывно связана с именем группы Nirvana и их лидером Куртом Кобейном. Его трагическая смерть в апреле 1994 года, вне всякого сомнения, вызвала новую волну интереса к этому феномену, а также к городу, ставшему его колыбелью – Сиэтлу. Именно в этот момент туда отправился юный кинематографист Дуг Прэй, чтобы ухватить дух времени и места (или, точнее, последние остатки этого духа), а также напомнить всем, кому это интересно, что Nirvana были далеко не первыми, кто начал играть гранж. Прэю удалось показать и объяснить, как в этом городе рыбаков и лесорубов, окруженном густыми лесами, украсившими сериал «Твин Пикс», в который приезжал на отдых маньяк Мэнсон, в котором все время идет дождь и невыносимо скучно, смог зародиться совершенно уникальный музыкальный котел, смешавший в себе панк, хардкор, хэви-метал и стэнд-ап комедию.

Режиссеру не только удалось встретиться со знаменитыми представителями жанра (мы общаемся с Эдди Веддером из Pearl Jam и наблюдаем в действии столь внезапно ушедшего от нас Криса Корнелла из Soundgarden), но и показать целый ряд коллективов, которые гораздо менее известны, однако звучат ничуть не хуже. Попутно режиссер погружает зрителя в атмосферу тесных и душных клубов, где грудь содрогается от волны звука, вокалисты сходят с ума, в хаосе зрительного зала постоянно мелькают чьи-то руки и ноги, и становится совершенно ясно, что перенести эту атмосферу и адреналин на студийную аудиопленку просто невозможно. И даже группа Nirvana (для справки: не из Сиэтла, а из Абердина), на уникальных кадрах хроники устраивающая первое живое исполнение своей легендарной "Smells Like Teen Spirit", звучит не хуже и не лучше десятков других таких же странных и чокнутых банд в клетчатых рубашках и джинсовых шортах. Просто кому-то повезло, а кому-то – нет.

Прэю удалось проследить, как при поддержке двух предприимчивых ребят, основавших независимый лейбл Sub Pop, локальный феномен становится событием национального, а затем и мирового масштаба. Как то, что изначально было лекарством от скуки и глотком свежего воздуха, превращается в прибыльный товар, а затем и в модный бренд. Но даже если двое основателей Sub Pop (уподобляясь «крестному отцу» панка Малькольму Макларену) отчаянно пытаются доказать, что весь этот «хайп» начался именно благодаря им, они во многом пытаются выдать желаемое за действительное. Все дело в том, что скучно было не только ребятам в Сиэтле, но также и их сверстникам во всем мире. Просто так вышло, что именно там придумали это лекарство от скуки. Или же просто уловили этот пресловутый и вечно меняющийся "teen spirit". (М.К.)

«Оставаться живым. Руководство» (2016)

Режиссер Эрик Лисхаут

В 1991 году французский писатель-провокатор Мишель Уэльбек опубликовал эссе «Оставаться живым. Руководство», в котором в свойственной ему манере иронии и черного юмора написал фразы-напутствия для начинающих поэтов и творцов. Молодые люди оценили произведение, к ним же добавились те, кто страдал от депрессии, творческого кризиса и навалившихся проблем. Эссе стало культовым, приобретя статус манифеста всех страдающих. Когда Игги Поп прочел это произведение, то почерпнул для себя много интересного. Музыкант увидел в хлестких строках произведения не только себя, но и своих друзей, знакомых, а также других запутавшихся в жизни людей. Парадоксально, как мысли писателя и музыканта совпали – возможно, творческие кризисы всегда сближают людей.

Режиссер-документалист Эрик Лисхаут вместе с Арно Хагерсом и Рейниром ван Бруммеленом решили обратиться к культовому произведению спустя 20 лет, чтобы напомнить отчаявшимся людям о том, что не все потеряно. В течение 70 минут Игги Поп читает на камеру знаменитое эссе Уэльбека, при этом параллельно идет повествование о людях с различными личными проблемами и психическими расстройствами. Голос музыканта проникает в истории героев ленты. На первый взгляд они кажутся благополучными и довольными жизнью, пока не узнаешь, что удочеренная милой семьей Анн-Клер пыталась отравиться, а успешный владелец пиар-агентства Жером спровоцировал автомобильную аварию из-за паранойи. Герои делятся своими переживаниями, декламируют собственные стихи и рассуждают о жизни после попыток суицида. Для Анн-Клер понятие «я» и страдания неотделимы, она с тоской в голосе заявляет, что «Я – это мои страдания», а для Жерома – пойти к шоссе с множеством машин большое испытание на прочность психики.

«Если не выразить страдание, то сорвет крышку».
«Вы должны полностью познать себя».
«Жизнь - это череда испытаний на прочность».

Слушая исповедь героев, вспоминается строка из песни Виктора Цоя «Дом стоит, свет горит, так откуда взялась печаль?» Печаль одолевает героев, но те, находясь почти у края, находят силы бороться. Они погружаются в творчество, становятся поэтами. Яркие творческие способности и суицидальные наклонности никак не вяжутся друг с другом, поэтому Игги Поп твердым голосом заявляет на камеру, что мертвый поэт не может писать, так что очень важно оставаться живым.

«Необходимо быть живым, но иногда нелегко следовать этому простому правилу».

Сам писатель тоже появляется в фильме, описывая Игги свой собственный взгляд на жизнь, попутно демонстрируя собственный дискозал (материальное подтверждение мысли писателя «Вселенная как дискотека»). Уэльбек, без присущего ему мизантропства и черного юмора, мирно беседует с певцом, но в обрывках фраз слышится еле уловимая ирония и издевка. Например, Уэльбек говорит, что в определенном возрасте сложно найти пару, и ему нравится одиночество.

«Оставаться живым. Руководство» - нетривиальное документальное, лиричное и жизнеутверждающее кино. Даже когда жизнь катится вниз, а судьба преподносит неприятные сюрпризы, можно увидеть проблески надежды. И как писал Уэльбек – «Вы никогда не поймете ту часть себя, которая заставляет писать». (А.Э.)

«Последние пять лет Дэвида Боуи» (2017)

Режиссер Френсис Уэйтли

Документальная лента о последних пяти годах жизни Дэвида Боуи, куда вошли архивные и ранее не опубликованные фото и видеоматериалы, стала фильмом закрытия Beat Film Festival 2017 года.

Известного музыканта не стало 10 января 2016 года – спустя два дня после его дня рождения. Незадолго до этого артист презентовал свой последний альбом Blackstar, который музыкальный критик Rolling Stones Дэвид Фрике описал как «рикошет структурной оригинальности и яркой шрапнели в тексте». Поклонники и музыкальные критики были едины во мнении, что это не финальная точка в творчестве талантливого исполнителя, а всего лишняя запятая в списке многочисленных достижений Боуи...

В фильме Френсиса Уэйтли показано много редких кадров с участием музыканта, его соратников, а также вокальные партии, которые Боуи записал специально для мюзикла Lazarus. Вокруг личности Боуи всегда ходило много домыслов и теорий. В течение своей продолжительной карьеры артист смело экспериментировал со сценическими образами и музыкальными стилями. С легкой подачи Боуи появляются Зигги Стардаст, майор Том, Изможденный Белый Герцог, вампир и король гоблинов. Эти образы навсегда врезаются в память, лишний раз демонстрируя артистические способности певца.

В 2000-х годах Боуи не меняет внешность радикально, а экспериментирует уже с музыкой. После недолгого молчания он возвращается на сцену с альбомом "Reality". Концертный тур в поддержку альбома длится недолго, так как у артиста возникают проблемы со здоровьем. Никто даже не догадывался, что во время одного из концертов Боуи перенес легкий сердечный приступ. Поговаривают о досрочном завершении музыкальной карьеры, но Боуи не намерен сдаваться: в последние пять жизни он выпускает два студийных альбома, помогает в разработке мюзикла Lazarus и снимается в клипах на свои песни.

Два последних альбома артиста, "The Next Day" и "Blackstar" готовились в режиме полной секретности, когда артист боролся с прогрессирующим онкологическим заболеванием. Для записи предпоследнего альбома он собрал своих старых друзей и знакомых музыкантов, которые при записи пластинки, как группа подростков, играли в полузаброшенном помещении. Также Боуи привлек джазового композитора и блюз-группу. Получилась необычная феерия и буйство звуков – именно так, как любил артист.

Боуи не был бы Боуи, если бы не попытался перехитрить смерть. Предчувствуя неминуемый уход, он гениально распоряжается со временем. Выпуск альбомов, мюзикл, съемки клипов – все это он тщательно документирует, комментирует. Он ведет незримый диалог со смертью, что сильно заметно в клипе "Blackstar", где мистические символы «разбросаны, словно хлебные крошки». Боуи с глазами-пуговками поет о рае и буквально парит над землей, а космонавт майор Том наконец-то обретает покой.

"The Next Day" и "Blackstar" становятся прижизненными доказательствами его отличного музыкального стиля. В новых работах он обращается к джазу, фанку, играет с тональностями голоса и поднимает в текстах песен сложные темы. В Valentine's Day говорится о том, что творится в сознании школьного убийцы, в The Stars показана сатира звездной жизни и жизни обычной, а в Lazarus из прощального альбома Blackstar артист поет «Посмотрите наверх – я на небесах», словно давая понять, что Зигги Стардасту нужно вернуться домой, на Марс.

Примечательно, что режиссер Френсис Уэйтли уже работал с Боуи в рамках фильма «Дэвид Боуи: Пять лет», и оба остались довольны результатом. Для Уэйтли Боуи стал потрясающим открытием – за образом эксцентрика и сценического «хамелеона» (к слову, Боуи терпеть не мог такого сравнения) скрывался умный, ироничный, невероятно скромный и добродушный человек. Перед режиссером стояла непростая задача – снять фильм о человеке, которого уже нет. Он подключил соратников, музыкантов, друзей и знакомых артиста. Много информации о пяти последних годах Дэвида Боуи дает его продюсер Тони Висконти. Он проливает свет на то, как велась работа над альбомами и мюзиклом, и каких усилий это стоило Боуи.

«Последний раз Дэвид давал о себе знать за три недели до смерти. Написал довольно загадочное письмо: "Очень доволен новым альбомом и очень доволен долей, которая выпала мне в этой жизни. О чем еще просить?" Я был озадачен…»

(А.Э.)

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями