Для быстрого поиска начните вводить запрос

Виктор Цой: Малоизвестное кино

Дипломная работа, эротический фильм, фантастический блокбастер и кое-что еще.
21 июня 2017 0
Виктор Цой: Малоизвестное кино

Совсем недавно экс-гитарист группы «Кино» Алексей Рыбин заявил о намерении снять о ранних годах своей бывшей группы художественный фильм. О том же чуть раньше заявил режиссер Кирилл Серебренников: по его словам, действие картины будет развиваться в конце 1970-х — начале 1980-х годов, когда 18-летний Цой “готовился к выходу своего первого альбома”. В ожидании нового фильма о Цое и в честь 55-й годовщины со дня его рождения Soyuz.Ru предлагает вспомнить киноработы, связанные с его именем и в силу разных причин не вызвавшие такого резонанса, как нашумевшие «Йя-Хха», «Игла» и «Асса», но ничуть не менее любопытные.

«Конец каникул»

Режиссер Сергей Лысенко, 1986.

Дебютом Виктора Цоя на экране стала получасовая дипломная работа режиссера Сергея Лысенко, ничем больше вроде бы не прославившегося. Наивный сценарий, такой же монтаж, наигранность некоторых сцен - и четыре клипа, во всей красе демонстрирующих киногеничность и харизму бывшего ученика БГ и Майка. Да и в самом фильме, несмотря на сказанное выше, есть кое-что любопытное: сцены, сопровождаемые неизданной «Раньше в твоих глазах отражались костры» перекликается то ли с ранней «Когда-то ты был битником», то ли с Майковской «Когда я знал тебя совсем другой» и поясняет название картины. Кончились каникулы, а с ними и детство, приходит время взросления и будней, одолевают невеселые мысли (герой видит себя на операционном столе - именно с операции могла бы начаться «Игла-2», будь она снята), и спасением от них становится молодость, протест против конформизма и музыка – благо и того, и другого, и третьего в «Кино» было достаточно.

«Секс и перестройка»

Режиссеры Франсуа Жуффа и Франсис Леруа, 1990.

Виктор Цой - и эротический фильм? Какого черта? Хотя… а почему бы нет? В 1990 году в перестроечный СССР приехали французские режиссеры, решившие снять в Союзе ни много ни мало седьмую часть эротического сериала «Эммануэль», давно уже отделившегося от романа Эммануэль Арсан и имени Сильвии Кристель. Сюжет был импровизацией: насмотревшись на самых красивых в мире женщин, режиссеры решили положить в основу фильма кастинг выпускниц ВГИКа. Честно говоря, эротическая часть смотрится скорее как кич, зато сама лента представляет своего рода слепок времени. Митинги в поддержку Бориса Ельцина, очереди в McDonalds на Пушкинской, фарцовщики и, конечно же, вышедший из подполья русский рок: по сюжету герои фильма попадают на концерт группы «Кино». «Я видел на сцене советского Джима Моррисона», - говорил уже в 2010-е Жуффа, обожавший рок-музыку. Сравнение неожиданное - The Doors вроде бы никогда не были героями групп новой волны ленинградского рока - но тем и замечательное.

«Игла Remix»

Режиссер Рашид Нугманов, 2010.

После гибели Цоя его музыка не могла избежать разного рода ремиксов, кавер-версий и всяческих переосмыслений. Такому же переосмыслению подвергся и самый известный его фильм - к счастью, Рашид Нугманов не стал ни передоверять эту работу кому-то другому, ни делать ремейк, справедливо решив, что без Цоя все это попросту не имеет смысла. Вместо этого он решил рассказать историю немного по-другому, добавив детали, отсутствовавшие в первоисточнике и кое-что еще. Новые сцены с Петром Мамоновым, Александром Башировым и другими актерами, новая музыка в исполнении электронщиков Messer Chups и Вячеслава Бутусова, забавная анимация и фрагменты фильма «Йя-Хха», чтобы не портить картину дублером - разумеется, фанаты упорно предпочитают оригинал, но и «ремикс», как к нему ни относись, добавляет любопытные краски в историю Моро.

«Цитадель смерти»

(не реализован, автор идеи Рашид Нугманов)

Рашид Нугманов и Виктор Цой на съемках фильма «Игла»

Рашид Нугманов и Виктор Цой на съемках фильма «Игла»

Косвенным свидетельством того, что Моро все-таки выжил после того удара ножом на заснеженной аллее, мог бы стать другой проект, связанный с его именем - и, разумеется, с Виктором Цоем.

«Я придумал футуристический сюжет о Ленинграде, который становится свободным капиталистическим городом, независимым от охваченного гражданской войной СССР, - вспоминает Рашид Нугманов. - Моро проникает в город через заслоны, чтобы добраться до действующего гражданского аэропорта, сесть в самолет и улететь от всего этого безумия. Спасая девочку по имени Алиса, он помимо своей воли оказывается вовлеченным в эпицентр заговора по захвату власти монархистом-диктатором». Первый вариант сценария, за который, разумеется, Цой сразу же ухватился, был написан за несколько недель нового 1990 года и представлен на фестивале «Санденс», куда Нугманов и Цой приехали вместе. А уже на фестивале обоих свели с «отцом киберпанка» Уильямом Гибсоном, которому сюжет тоже очень понравился. «Его всегда притягивала советская тема и особенно советский андеграунд, а тут он познакомился с его не последними представителями», - говорит Нугманов.

Дэвид Бирн

Дэвид Бирн

Гибсон, в свою очередь, предложил сделать будущего диктатора «самым популярным телеведущим в городе», чтобы превратить проект в международный и добиться успеха в Америке. «Смесь гипнотизера и гуру-самоучки со знахарем в очках со стальной оправой» на экране должен был представлять ни много ни мало лидер Talking Heads Дэвид Бирн, он же должен был стать и музыкальным продюсером картины. Увы, от картины остался только сценарий и деловая переписка, и каким бы он получился в итоге, можно только гадать. А циркулирующие в последнее время слухи о том, что Нугманов все-таки решил перезапустить проект с сыном Цоя Александром, также остаются лишь слухами - ибо, как ни печально, есть на свете фильмы, которым стоило быть снятыми только в свое время.

«Бездельники»

Режиссер Андрей Зайцев, 2011.

Несмотря на привлекательный для публики имидж Бунтаря, многие соратники и поклонники Виктора Цоя предпочитали и предпочитают непосредственность и наивность его ранних песен. В 2011 году режиссер Андрей Зайцев, вдохновившись историями с альбома «45», поставил на их основе фильм о жизни студентов.

«Это фильм об ощущении от такого возраста и от этой жизни, которое уходит очень быстро и уже никогда не возвращается. В тот момент есть ощущение того, что жизнь будет бесконечной, невероятно счастливой, что ты станешь таким-то и сделаешь что-то невероятное...»

«Это переполняющее чувство превращает ничегонеделание в этакое «чегоделание», что покруче любого делания уже в более взрослом возрасте. А потом начинается столкновение с реальной жизнью, и это потихонечку уходит», - говорит режиссер, залучивший в фильм будущую звезду мюзикла «Стиляги» Антона Шагина. Его герой загорает на крыше, поет по квартирам песни под гитару, влюбляется, пытаясь одновременно не пойти наперекор сердцу и сохранить друга - и из его песен мало-помалу выкристаллизовываются знакомые мотивы, а сам он становится Виктором Цоем - но в реальности, в которой почему-то нет ни самого Цоя, ни Ленинградского рок-клуба. Да, можно спорить о том, почему режиссер поставил на место Виктора Цоя юного полубарда с мальчишеским лицом, заодно лишив его биографию творческого контекста - ведь для появления гения посиделок с гитарой очевидно мало. А можно увидеть в ней то, чем она изначально и задумывалась - очаровательную фантазию на темы цоевских песен.

Читайте также: Виктор Цой: Биография


Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями