Мик Флитвуд: «Большой папочка»

К 70-летию сооснователя и бессменного участника Fleetwood Mac

Мик родился в семье офицера Королевских ВВС Великобритании. Вскоре после появления сына на свет отец получил очередное звание “Wing Commander”, что соответствует российскому подполковнику. По долгу службы командование стало направлять Джона Джозефа Келлса Флитвуда в разные страны. Таким образом, в детстве и юности Мик некоторое время пожил сначала в Египте, а затем в Норвегии, где на высоком уровне овладел местным языком.

Первый состав группы Fleetwood Mac, 1968 г. Питер Грин, Джон Макви, Мик Флитвуд, Джереми Спенсер.

Друзья и соученики Мика вспоминают и характеризуют его в подростковом возрасте как мечтателя, очень интеллигентного и даже аристократичного юношу с отличным чувством юмора. Уже тогда Флитвуд был необычайно обаятелен и харизматичен, когда он начинал говорить, окружающие приостанавливали свои дела и становились внимательными слушателями. При всём при этом, учёба будущему «Большому папочке» совершенно не давалась, что сам Мик относил за счёт врождённых проблем с памятью, не позволявших ему надолго запоминать школьный материал.

Мик Флитвуд, 1975 г.

Первую ударную установку Мик получил в подарок от отца в возрасте 13 лет. Он самостоятельно научился играть на ней, слушая записи The Shadows, The Everly Brothers и Клиффа Ричарда и пытаясь стучать им в такт. Когда ему исполнилось 15, он бросил школу, так как с его низкой успеваемостью ничего хорошего ему там не светило, и отправился в Лондон пробивать себе дорогу в музыке. Родители, к слову, решение сына одобрили и во всём его поддержали.

Питер Барденс и Мик Флитвуд в составе The Cheynes, ок. 1963 г.

Важнейшую роль в карьере Флитвуда сыграл клавишник Питер Барденс, будущий участник группы Camel. Они жили в Лондоне по соседству. В 1963 году Питер, чей коллектив The Cheynes нуждался в ударнике, пригласил в состав юного знакомого. Таким образом, Мик получил опыт выступлений (в частности, на разогреве у начинающих The Rolling Stones и The Yardbirds). Затем Барденс пригласил ударника в свой новый ансамбль, Peter Bs, гитаристом в котором был Питер Грин. Вскоре уже сам Грин, перешедший под крыло Джона Мейолла и заменивший Эрика Клэптона в The Bluesmakers, переманил к себе и Флитвуда. А басистом там был Джон Макви. А далее уже последовало создание Питером и Миком Fleetwood Mac.

Юный Флитвуд (слева) в модной лондонской тусовке

Между прочим, Мик начал довольно рано выступать в клубах, даже имеющих ограничения по допуску в отношении слишком юных музыкантов и посетителей. Всё дело в упомянутом «аристократичном» облике и высоком росте – Флитвуд казался старше своих лет, и никому в голову не приходило интересоваться его реальным возрастом.

Иногда Мик ошибался. Так, он поспорил с Питером Грином, заявив, что композиция “Oh Well” с альбома “Then Play On” не станет успешной. Грин, автор песни, возражал. Прав оказался, в конечном счёте, именно Питер – “Oh Well” оказалась единственным синглом Fleetwood Mac, попавшим в американскую «горячую сотню» из всех, изданных до прихода в группу Стиви Никс и Линдси Бакингема.

Мик Флитвуд и его жена Дженни Бойд (сестра Патти, тогдашней жены Джорджа Харрисона)

По легенде, в 1974 году Мик, заявившись в лос-анджелесскую “Sound City Studios”, затребовал для прослушивания последний альбом, который в этой студии был записан. По счастливому стечению обстоятельств, таковой оказалась пластинка дуэта Buckingham Nicks. В виду ухода из Fleetwood Mac Боба Уэлча, Флитвуд через некоторое время вошёл в контакт с Бакингемом и на совместном ужине сделал предложение присоединиться к своей группе. Линдси ответил, что согласится при условии, что Стиви Никс тоже станет участницей ансамбля. Мик не возражал.

Мик Флитвуд во время сессий записи знаменитого альбома "Rumours"

В период создания альбома “Rumours”, ставшего в итоге мировым хитом, группа переживала трудный период. Распался брак Джона и Кристин Макви, закончились романтические отношения Линдси Бакингема и Стиви Никс. Мик Флитвуд тоже разводился со своей супругой, но именно он взвалил на себя основное бремя по сохранению коллектива и удержанию участников вместе, не позволив Fleetwood Mac развалиться на пороге огромной славы. В знак признания заслуг ударника Кристин написала композицию с ласковым названием “Oh, Daddy” (при том, что Флитвуд младше её на 4 года).

Небезосновательный повод для слухов: Стиви Никс и Мик Флитвуд позируют для обложки альбома "Rumours"

Пара шариков, которые можно видеть свисающими с пояса Мика на обложке “Rumours”, изначально были выломаны и украдены из бачков унитаза в клубе, где Fleetwood Mac давали свои первые концерты и где группу хорошо принимали. Флитвуд стал надевать их на каждое выступление как талисман.

Fleetwood Mac "хитового" периода: Мик Флитвуд, Стиви Никс, Джон Макви, Кристин Макви, Линдси Бакингем

Вовсе не суперуспешный “Rumours”, а следующий за ним альбом “Tusk” Флитвуд считает самой важной работой в карьере группы (в чём с ним не согласен коллега Джон Макви, которому экспериментальное звучание пластинки пришлось не по душе). То, что “Tusk” удалось завершить и издать, по словам барабанщика, гарантировало дальнейшее существование коллектива. Мик также всячески защищал в прессе Линдси Бакингема, главного «зачинщика» студийных экспериментов, обвиняя в относительном провале альбома радиостанцию “RKO”.

В конце 1970-х годов Флитвуд разрабатывал проект гастрольного тура Fletwood Mac по СССР, однако ввод советских войск в Афганистан не позволил этим планам свершиться.

«Она по-настоящему кристаллизовала тот целый период начала 1980-х годов, когда нам всем было заметно за 30 и мы начали оглядываться на свою потерянную молодость» - Мик об одной из своих любимых песен FM, “Gypsy” с альбома “Mirage”.

Сольная пластинка Флитвуда “The Visitor” 1981 года выпуска была вдохновлена путешествием барабанщика по Африке, по время которого он много слушал местных музыкантов, записывался и джемовал с некоторыми из них. Во многом “The Visitor” предвосхитил хитовые альбомы Пола Саймона, “Graceland” и “The Rhythm of Saints”.

Мик Флитвуд: в ударе. Фото: Тони Новак-Клиффорд

Мик – большой поклонник ирландского коллектива The Corrs. В 1998 году он лично попросил этот коллектив записать свою собственную версию хита Fleetwood Mac “Dreams”. В итоге, кавер поднялся до 6 места в британских чартах.

Мик Флитвуд, 2011 г.

В соавторстве с музыкальным журналистом Стивеном Дэвисом Мик подготовил и выпустил издание под названием “Fleetwood – My Life and Adventures with Fleetwood Mac”. Книга получила много лестных отзывов в прессе и считается одной из лучших работ в жанре мемуаров из мира рок-музыки - и это несмотря на уже известные нам проблемы Мика с памятью... а может, благодаря им? Флитвуд честно признавался, что согласился на этот труд, дабы поправить своё плачевное финансовое положение. Некоторые коллеги по Fleetwood Mac были недовольны отдельными историями, получившими своё отражение в мемуарах.

Как это ни странно, но Флитвуду нравится Джастин Бибер. Как-то Мик отправился на его выступление со своими детьми, после чего похвалил молодого канадца, назвав его «отличным шоуменом, в плане подхода к своей аудитории», и заключил, что Бибер был «чертовски хорош».

Читайте также