Написал сообщение в тусовке литература
0 27 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 15 Сентября 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 26 Июня 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 14 Марта 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 29 Ноября 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 13 Сентября 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 4 Августа 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 6 Июля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 27 Мая 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 28 Апреля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 4 Апреля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 24 Февраля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 20 Января 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 17 Декабря 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 22 Октября 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 25 Августа 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 28 Июля 2021 Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

​10 любимых фильмов Мартина Скорсезе

Монологи режиссера о лентах, которые вдохновляют его на творчество и которые он сам смотрел бесчисленное количество раз.
17 ноября 2017 0
​10 любимых фильмов Мартина Скорсезе

Выдающихся кинематографистов часто просят составить список своих любимых фильмов – тех, которые повлияли на них и «заставили» творить. Для поклонников это возможность не только открыть для себя заново режиссера, но и подобрать пару-тройку лент из списка, с которыми было бы интересно ознакомиться. Мартин Скорсезе за время своих бесчисленных интервью составлял много «топов» - от списка своих любимых итальянских лент до тех, которые помогли ему построить карьеру. В честь 75-летия легендарного режиссера предлагаем рассмотреть список, который Скорсезе составил для сайта criterion.com (Criterion Collection) – с его собственными пояснениями к каждому фильму.

«Земляк» (1946)

Роберто Росселлини

Кадр из фильма «Земляк»

Кадр из фильма «Земляк»

«В "Моем путешествии по Италии", моей документальной ленте об итальянском кино, я начал именно с этого фильма. Для меня это действительно было началом. Впервые я увидел "Земляка" в детстве, по телевизору, и тогда рядом со мной были мои бабушки и дедушки. Они, глядя на этот фильм, бурно реагировали на то, что стало с их родиной, которую они покинули в начале XX века. Эта реакция стала для меня таким же ярким впечатлением, как и те персонажи и кадры, которые я увидел в фильме Росселлини. Наблюдая, как люди реагируют на фильм, что он значит для них, я почувствовал всю силу кинематографа. Хотя "Земляк" был снят далеко от Голливуда, в чрезвычайно сложных условиях, с плохой техникой… Я видел, что кинематограф – это не только сам фильм, но и отношения, связь между фильмом и его аудиторией. Феллини говорил, что, когда Росселлини снимал эпизоды в Паданской долине [низменность на севере Италии, в долине реки По, между Альпами, Апеннинами и Адриатическим морем – прим. Soyuz.Ru], он целиком доверился "кинематографическому инстинкту", свободно "изобретал" фильм… В результате этот эпизод, а также те сцены, которые сняты на Сицилии, в Неаполе и Флоренции того времени – все они буквально поражают: как будто сама реальность разворачивается перед вами на киноэкране».

«Красные башмачки» (1948)

Майкл Пауэлл и Эмерик Прессбургер

Кадр из фильма «Красные башмачки»

Кадр из фильма «Красные башмачки»

«Об этом фильме я много говорил и много писал. Для меня он – одна из величайших когда-либо снятых картин, и каждый год я обязательно пересматриваю ее, неизменно обнаруживаю что-то новое. Каждый год этот фильм открывает мне что-то новое, другую сторону, новый уровень, он идет глубже… Что же такого особенного в "Красных башмачках"? Конечно, это красота – это вообще один из самых красивых фильмов в технике Technicolor, когда-либо созданных. В нем чувствуется совершенно необыкновенное волшебство, необычайной силы. Посмотрите, например, на сцену, где Мойра Ширер поднимается по лестнице на виллу Антона Уолбрука, особенно в отреставрированной версии. Все выглядит так, словно она плывет в потоке сверкающего воздуха и света. Нет другой картины, которая могла бы сильнее "драматизировать" чувства на экране и подстегивать воображение зрителя с помощью картинки, сообщая ему свою страсть к искусству, - конечно, это один из способов, как кинематограф овладевает умами и сердцами людей. Однако это только "любовь с первого взгляда" - с течением времени, когда любовь становится глубже и взгляд зрителя проникает глубже, в каждом кадре хорошего фильма можно увидеть движение и энергию самого кинематографа. Такими картинами, их создателями и зрителями движет глубокая и постоянная любовь к искусству, вера в искусство становится подлинно трансцендентным состоянием».

«Река» (1951)

Жан Ренуар

Кадр из фильма «Река»

Кадр из фильма «Река»

«Послевоенные годы стали особенными для людей всего мира. Жертвами войны стали миллионы, целые города сровняли с землей, вера человечества в самое себя пошатнулась. Великие режиссеры стали работать над картинами, в которых размышляли о самом существовании, о чуде самой жизни. Причем они не отводили взгляд от жестокости – совсем напротив. Скорее, они обращались к жестокости напрямую, а затем заглядывали за ее пределы, оглядывая ее с разного расстояния – во времени, пространстве, в социальном плане и так далее. Ленты "Франциск, менестрель божий" (1950) и "Европа 51" (1952) Росселлини, великие неореалистические фильмы Де Сики и Висконти, "Сказки туманной луны после дождя" (1953) и "Управляющий Сансё" (1954) Кэндзи Мидзогути, "Жить" (1952) и "Семь самураев" (1954) Акиры Куросавы, "Лучшие годы нашей жизни" (1946) Уильяма Уайлера, "Моя дорогая Клементина" (1946) и "Погонщик фургона" (1950) Джона Форда, и эта замечательная картина Ренуара… "Река" стала первой картиной Жана Ренуара после его американского периода, его первый фильм в цвете. В качестве основы для сценария он использовал автобиографический роман британской писательницы Румер Годден – чтобы создать такой фильм, который был бы, действительно, о жизни, - хотя и лишь отчасти вдохновлен реальной историей, - о ритме существования, о циклах рождения, смерти и возрождения, а также о преходящей красоте мира».

«Сказки туманной луны после дождя»/ «Угетсу» (1953)

Кэндзи Мидзогути

Кадр из фильма «Сказки туманной луны после дождя»

Кадр из фильма «Сказки туманной луны после дождя»

«Мидзогути – один из величайших мастеров, которые когда-либо работали в кино, наряду с Жаном Ренуаром и Фридрихом Мурнау. После войны он создал три фильма: "Жизнь куртизанки Охару" (1952), "Сказки туманной луны после дождя" (1953) и "Управляющий Сансё" (1954), и все они достойны вершин кинематографа XX века. При этом все мастерство Мидзогути концентрируется в необычайной простоте. Сначала вы оказываетесь лицом к лицу с чем-то таинственным, трагически неизбежным, но в конце концов все это мирно разрешается. Мне нравятся эти три ленты Мидзогути, а также многие другие его фильмы – "Ёкихи" (1955), "Повесть о поздней хризантеме" (1939) и "Госпожа Ою" (1951) (называю лишь несколько). Однако лента "Сказки туманной луны после дождя" оказала на меня самое сильное влияние. В этой картине есть моменты, которые я видел много раз, но всегда от них у меня перехватывает дыхание. Лодка медленно выплывает из тумана и движется на зрителя… [...] Просто подумаю об этом – и меня переполняет благоговение и изумление».

«Пепел и алмаз» (1958)

Анджей Вайда

Кадр из фильма «Пепел и алмаз»

Кадр из фильма «Пепел и алмаз»

«Впервые я увидел "Пепел и алмаз" в 1961 году. И даже тогда, когда выходило множество поразительных лент, когда шедевры снимались по всему миру – этот фильм потряс меня. Это было связано с характером ленты - она одновременно сиюминутна и в то же время преследует, словно кошмар, который не закончится, пока не захватит тебя. С ума сводят чувства абсурда и помешательства, трагедия политической борьбы в преддверии мира, тяжесть взросления в военное время. Ведущий актер Збигнев Цибульский играет прекрасно. В этом фильме есть что-то от галлюцинации: я могу закрыть глаза, и некоторые кадры будут проноситься в памяти и резонировать с той же силой, как тогда, когда я впервые увидел эту ленту 50 лет назад. Я несколько раз встречался с Анджеем Вайдой за свою жизнь, и каждый раз я был в восторге от его энергии и его непоколебимой концепции кинематографа. [...] Он – образец для всех кинематографистов».

«Приключение» (1960)

Микеланджело Антониони

Кадр из фильма «Приключение»

Кадр из фильма «Приключение»

«Еще один фильм, о котором, казалось бы, столько всего сказано, что кажется, будто и говорить не о чем. Однако, конечно, это не так – никогда не бывает, что о хорошем фильме нечего сказать, его нужно увидеть снова, его нужно увидеть заново. Так, для некоторых, например, одна и та же картина, которую они видели в 1960 году и снова посмотрели в 2014 году – это две разные ленты, это разный опыт. Некоторым людям я бы очень рекомендовал пересмотреть какие-то фильмы, которые им не понравились, потому что они спустя годы покажутся им совершенно другими. Что касается "Приключения", то трудно представить какой-то другой фильм, который ярче бы иллюстрировал тесную связь людей с окружающим миром, с тем, что они видят, слышат, к чему прикасаются, чем дышат и что едят. Я понимаю, что этот фильм Антониони – о персонажах, которые "отчуждены" от того, что их окружает, но это слово – "отчуждение" – так часто используется по отношению к фильмам Антониони, что сложно заглянуть за него, мысль на нем останавливается. По факту, насколько я вижу, этот фильм очень ярко показывает нам людей, чья душа страдает: их духовные связи разорваны, и мир представляется им враждебным и беспощадным. Визуально прекрасно, насыщенно, чувственно, драматично – этот фильм во всех отношениях хорош. Одна из великих лент кинематографа».

«Сальваторе Джулиано» (1961)

Франческо Рози

Кадр из фильма «Сальваторе Джулиано»

Кадр из фильма «Сальваторе Джулиано»

«Этот фильм, великая историческая и политическая мозаика Франческо Рози, - драматическое исследование обстоятельств убийства знаменитого сицилийского бандита и сепаратиста Сальваторе Джулиано. С одной стороны, это чрезвычайно сложный фильм – в нем нет главного героя (сам Джулиано – не персонаж, а фигура, вокруг которой построено действие) и он в нем перемешаны, запутаны временные рамки и точки зрения на убийство. Однако с другой стороны, эта картина сделана с душой, с глубокой и крепкой любовью к Сицилии, с пониманием ее людей и того вероломства и коррупции, которые им пришлось терпеть. Это тщательное расследование (Рози действительно в процессе съемок этого фильма обнаружил новые факты в деле убийства Джулиано), однако оно не скучное и не "сухое" – у этого фильма кровь буквально течет в жилах, он выполнен в черно-белом цвете, что буквально "электризует" его. К слову, оператором фильма был Джанни Ди Венанцо, который работал над многими великими итальянскими лентами 50-х и 60-х годов, в том числе над "Затмением" (1960) Антониони или "Восемь с половиной" (1963) Федерико Феллини. "Сальваторе Джулиано", среди множества других фильмов, в каком-то смысле является великим гимном Сицилии – стране моей семьи. И уже только по этой причине я лелею эту ленту».

«Восемь с половиной» (1963)

Федерико Феллини

Кадр из фильма «Восемь с половиной»

Кадр из фильма «Восемь с половиной»

«После того, как Феллини выпустил "Сладкую жизнь" (1959), мы все задавались вопросом: и что же он будет делать дальше? В какую сторону он двинется? Уж не собирается ли он все бросить? Переключит ли он, скажем так, передачу? Однако Феллини сделал то, чего от него никто в то время не ждал. Он перенес на экран свою собственную "художественную" и жизненную ситуацию. Режиссер, у которого к тому времени было снято восемь с половиной фильмов (семь картин за его именем, а также "Огни варьере" (1950), "Любовь в городе" (1953) и "Боккаччо 70" (1962), где он выступал со-режиссером и считал эти три фильма за "полтора"), последняя его лента с шумом и успехом "выстрелила" по обе стороны океана, а когда пришло время работать над новой картиной, он обнаружил, что находится под огромным давлением ожиданий студии, критиков, зрителей, родных, друзей, знакомых – всех. Феллини взял и перенес эту ситуацию на экран. Для меня фильм "Восемь с половиной" во многих отношениях был "пробным камнем": свобода художника, смысл изобретения, лежащие в основе любого произведения искусства строгость и глубокая суть, очарование, буквально физическое притяжение движения камеры и идеально продуманной композиции кадра. Это, к слову, один из тех черно-белых фильмов, снятых камерой Джанни Ди Венанцо – и тут картинка сияет, как драгоценный жемчуг. Картина "Восемь с половиной" предлагает взглянуть на художника в тот момент, когда он пытается отринуть от себя все давление и критику, всю лесть, все просьбы и советы, и найти возможность спокойно услышать себя. На протяжении многих лет фильм "Восемь с половиной" вдохновил множество других лент – "Алекс в стране чудес" (1970) Пола Мазурски, "Звездные воспоминания" (1980) Вуди Аллена, "Весь этот джаз" (1979) Боба Фосса и так далее. Дилемму Гвидо, которого сыграл Марчелло Мастроянни, мы видели неоднократно и в реальности – вспомните хотя бы Боба Дилана и период его жизни, отраженный в фильме "Нет пути назад" (2005). Как и "Красные башмачки", я пересматриваю "Восемь с половиной" каждый год, и каждый раз это становится для меня новым опытом, новым прочтением».

«Презрение» (1963)

Жан-Люк Годар

Кадр из фильма «Презрение»

Кадр из фильма «Презрение»

«Раньше я думал о Годаре и Антониони как о великих визуальных художниках и колористах кинематографа, которые раздвинули рамки возможностей для режиссеров в создании фильмов. Я все еще так думаю, однако тут важна и эмоциональная связь созданных картин. Для меня "Презрение" - одна из самых волнующих лент своей эпохи. В свое время люди много говорили о невероятном сочетании задействованных в создании этого фильма людей: Карло Понти – итальянский продюсер, в основе сценария – роман итальянца Альберто Моравия, в главной роли – француженка Бриджит Бардо и немец Фриц Ланг, при участии также французского актера Мишеля Пикколи. Все это снято французом Жаном-Люком Годаром в Италии, на студии "Чинечитта" и на Капри. Сам фильм немного потерялся в попытке зафиксировать детали своей эпохи. Но тем интереснее, когда обстоятельства, которые кажутся актуальными и интересными на момент премьеры фильма, постепенно раскрываются с годами. Поначалу меня не слишком волновала та "справочная информация" об эпохе, которую я видел на экране – я просто реагировал на то, что видел на экране. Однако с каждым годом "Презрение" открывало мне все больше и больше, и оно становилось все ближе и ближе ко мне. Это потрясающий портрет брака, который разваливается, который изначально был обречен на это, и фильм рассказывает о нем серьезно. Особенно хороша в этом отношении знаменитая сцена с Пикколи и Бардо в квартире. Даже если вы не знаете, что в это же время брак Годара с Анной Кариной так же разваливался на глазах, вы можете почувствовать переживания режиссера в каждом запечатленном на пленке движении, в каждом диалоге, в каждом жесте актеров. Все это на экране тянется так долго, так мучительно, но и в то же время так величественно, словно бы часть некоей трагической симфонии. "Презрение" - своего рода плач. Это столкновение кинематографа с вечностью, в котором как и загубленный брак, так и кино словно растворяются. Это один из самых великих и самых страшных фильмов, когда-либо снятых».

«Леопард» (1963)

Лукино Висконти

Кадр из фильма «Леопард»

Кадр из фильма «Леопард»

«Еще один шедевр о Сицилии, еще одно размышление о вечности и бесконечно богатый исторический гобелен, тщательно выверенный в визуальном плане и снятый на пленку 70 мм. Лукино Висконти взял за основу для сценария посмертно опубликованный роман графа Джузеппе Томази ди Лампездузы о сицилийском князе, который во времена Объединения Италии (Рисорджименто – 1850 - 1870 г.г.) приходит к решению отречься от власти, так как понимает, что жизнь, которую он и его предки вели на протяжении нескольких столетий, подходит к концу, и теперь настало время молодых и амбициозных деятелей. Висконти и его коллеги-сценаристы переработали роман Лампедузы, создав совершенно новую работу огромного масштаба – эпопею, но весьма необычного типа. Время само по себе является главным героем "Леопарда" - князь размышляет в поистине космических масштабах – столетиями и эпохами. Сицилийское время тоже особенное – дни и ночи здесь тянутся до бесконечности. Время аристократов веками двигалось "по накатанной", в нем никогда не случалось никаких неожиданностей и все всегда шло так, как должно было идти. Пейзажи, необычная обстановка, удивительная архитектура, костюмы, обряды и ритуалы – все это нацелено на то, чтобы дать нам почувствовать то время и ощутить тогда же разительные изменения, которые происходят… [...] Поразителен Берт Ланкастер в главной роли. Сам Лукино Висконти изначально хотел пригласить играть князя Лоуренса Оливье и очень придирался к Ланкастеру, который играл в одном кадре с Аленом Делоном и Клаудией Кардинале. Однако Ланкастер сумел убедить его, что эта роль ему по силам. В дальнейшем они стали друзьями на всю оставшуюся жизнь. Я мог бы очень много рассказать о "Леопарде". Это один из тех фильмов, который становится для меня все важнее и важнее с течением времени».

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.

Поделитесь с друзьями