Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Июня Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 24 Июня Ответить
Написал сообщение в тусовке музыка
1 30 Марта Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Марта Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
2 11 Марта Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
0 8 Февраля Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

Владимир Маяковский: Жизнь после смерти

Как относились к главному пролетарскому поэту в нашей стране и за рубежом.
19 июля 0
Владимир Маяковский: Жизнь после смерти

19 июля 1893 года в грузинском селе Багдати родился Владимир Маяковский - один из самых ярких представителей “Серебряного века” и ранней советской поэзии, стихи и личность которого уже больше ста лет вызывают споры и интерес все новых читателей. Soyuz.Ru предлагает вспомнить о том, как воспринималось и воспринимается творчество поэта после его смерти тогда и теперь, в России и за рубежом.

Довоенные годы: «Добро пожаловать, товарищ Маяковский»

Владимир Маяковский на своей выставке «20 лет работы», 1930 год.

Владимир Маяковский на своей выставке «20 лет работы», 1930 год.

«Оставил Пушкин оду «Вольность»,
А Гоголь натянул нам «Нос».
Тургенев написал «Довольно!»,
А Маяковский — «Хорошо-с».

Эпиграмма, которую приписывают Юрию Тынянову, появилась и разошлась в народе вскоре после выхода одной из самых известных послеоктябрьских поэм Маяковского. Путь «агитатора, горлана, главаря» вообще не был таким гладким, как принято считать: если в начале его сложно было не заметить даже на фоне пестрого Серебряного века, то ситуацию после революции достаточно точно описал Дмитрий Быков - власть Маяковского «не любит при жизни и почти мгновенно забывает после смерти». И, что грустно, касалось это не только разного рода чиновников, но и публики. Вот что пишет об одном из его последних выступлений Анатолий Мариенгоф.

«Маяковский закинул голову:

- А вот, товарищи, вы всю жизнь охать будете: "При нас-де жил гениальный поэт Маяковский, а мы, бедные, никогда не слышали, как он свои замечательные стихи читал". И мне, товарищи, стало очень вас жаль...

Кто-то крикнул:

- Напрасно! Мы не собираемся охать.

Зал истово захохотал… А когда Маяковский произнес: "Умри, мой стих" - толстощекий студент с бородкой нагло гаркнул:

- Уже подох! Подох!»

Через пять лет после выстрела в Лубянском проезде Лилия Брик написала знаменитое письмо Сталину, в котором жаловалась на невнимание к памяти поэта: «Уже больше года ведутся разговоры об однотомнике. Матерьял давно сдан, а книга даже еще не набрана. Детские книги не переиздаются совсем. Книг Маяковского в магазинах нет. Купить их невозможно». Именно в этом письме Владимир Владимирович назван «лучшим, талантливейшим» поэтом эпохи - формулировка, мгновенно перекочевавшая во все советские учебники. Едва ли не через несколько дней после письма Брик в столице появилась площадь Маяковского, а самого его, по слову Пастернака, «стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине».

«Послушайте!»: Поэзия Владимира Маяковского, изданная культовым независимым издательством City Lights, Сан-Франциско

«Послушайте!»: Поэзия Владимира Маяковского, изданная культовым независимым издательством City Lights, Сан-Франциско

Как ни странно, уважали Маяковского и на Западе: уже при жизни он был переведен на немецкий, французский, английский, польский, чешский, итальянский, испанский, литовский, латышский, китайский, японский, еврейский языки. А во время поездки во Францию поэту, припомнив недоброжелательные стихи о тогдашнем правительстве, едва не отказали во въезде: спасло его только заступничество французских коллег по ремеслу.

Пресса же предсказуемо разделилась на три лагеря: одни называли Маяковского «хулиганом от литературы» и заговорщиком, старающегося внедрить за границей большевизм, другие соотносили его поведение едва ли не с фольклором, сравнивая то с Базаровым, то с «богатырем-задирой Васькой Буслаевым». Были и такие, что откровенно восхищались - во время поездки Маяковского по Америке в 1925 году газета “Daily Worker” поместила на своих страницах статью «Добро пожаловать, товарищ Маяковский». Самоубийство же неожиданно вызвало в прессе не только горечь, но и поток критики: одна из австрийских газет напечатала статью «Конец Владимира Маяковского», обвиняя поэта в неискренности принятия пролетарской революции, «на службе» у которой он якобы состоял.


После войны: «Народ Маяковского не любит»

Почтовая марка СССР с изображением «талантливейшего» советского поэта В.В. Маяковского, 1955 г.

Почтовая марка СССР с изображением «талантливейшего» советского поэта В.В. Маяковского, 1955 г.

Новый всплеск интереса к поэту-выразителю советской идеологии произошел после Второй мировой войны и особенно ярко оказался выражен в Швеции. Во второй половине 1940-х годов появляются первые переводы на шведский «Стихов о советском паспорте», в 70-е годы там вышел ряд работ, посвященных российскому футуризму и авангарду, а уже в наше время на русском языке была опубликована книга Бенгта Янгфельдта «Ставка-жизнь. Владимир Маяковский и его круг». На Родине же тем временем повсеместно насаждаемая любовь вызывала скорее противодействие.

«Народ Маяковского не любит. Интеллигенция презирает его за воспевание власти и коммунистической партии. Ну а простые люди, вопреки указанию товарища Сталина, Маяковским просто не интересовались. Не переписывали его девушки в тетрадки, не распевали мужики пьяными голосами. Народ всегда любил другого поэта - полузапрещенного Есенина», - пишет Владимир Новиков, вспоминая спектакль по Маяковскому в Театре на Таганке. К слову сказать, сам Маяковский своего соперника весьма ценил: какой другой поэт, услышав на свидании, что его девушка не любит Есенина, начнет наизусть читать «Черного человека»?

Плакат работы В.Корецкого с изображением Маяковского. 1950 г.

Плакат работы В.Корецкого с изображением Маяковского. 1950 г.

С другой стороны, репутация Маяковского-новатора, бунтаря и одного из оригинальнейших поэтов XX века не оспаривалась и не оспаривается ни сторонниками, ни противниками, а присущий его творчеству нигилизм можно рассматривать и как достоинство. «Разрушение излишнего почтения к классикам, на мой взгляд, одно из важнейших дел, какие сделал Маяковский. Эта мертвящая почтительность давила нас и ещё продолжает давить, как могильная плита. В этом культе литературных предков теряются иной раз всякие и всяческие масштабы», - пишет филолог Илья Бражнин. Поэтому неудивительно, что интерес к Маяковскому возникает прежде всего у ниспровергателей старых схем - неважно, идет ли речь о театре, музыке или литературе. И знаменитые чтения у памятника в шестидесятые приобретают в этом отношении глубокий символический смысл.


Разговор с рок-музыкантом о поэзии

Обложка альбома Билли Брэгга "Talking with the Taxman about Poetry”

Обложка альбома Билли Брэгга "Talking with the Taxman about Poetry”

«Стихи Маяковского — как края пробоины в стальной броне, резкие, рваные, раздирающие нервы, душу и слух. Тебя то мороз по коже продирает, то в жар бросает. Нет с этим поэтом ни минуты покоя, и никакие dolce far niente с ним и присниться не могут», - отмечает все тот же Бражнин. Именно поэтому рано или поздно на Маяковского должна была обратить внимание и рок-музыка. Как писал Артемий Троицкий, приехавший в СССР перестроечной эпохи панк-фолкер Билли Брэгг «показал публике английские майки с портретом Юрия Гагарина и рисунками Маяковского, заявив, что артисты и молодые люди на Западе сейчас обращаются к советскому революционному искусству в поисках нового стиля и выхода из тупика». Сам Брэгг незадолго до этого выпустил альбом “Talking with the Taxman about Poetry”, добравшийся до восьмой строчки в британских хит-парадах: название альбома оказалось не чем иным, как «Разговором с фининспектором о поэзии».

Концерт группы «Авиа»

Концерт группы «Авиа»

По словам Троицкого, после слов Брэгга «рок-клуб призадумался», а в конце того же 1986 года на его сцену вышла группа «Авиа», делавшая ставку на шоу, в котором обыгрывалась эстетика раннесоветского конструктивизма и авангарда: участники группы то сходились, то расходились, но время от времени выступают до сих пор. «Мистерия-Буфф» писала на стихи Маяковского собственные песни, как и нонконформные «Последние танки в Париже», и ставший рок-мэйнстримом «Сплин». Еще два диска с песнями современных музыкантов на стихи Маяковского выпустила в нулевые фирма «АнТроп». «Наивные агитки, бытовые неурядицы, признания в любви на фоне выстрелов, личное, упорно пробивающееся сквозь общественное, и общественное, тяжелой тушей наваливающееся на личное, - разве это все не о нас?», - задается вопросом рецензент на сайте Звуки.Ру.

Эпилог

В сущности, можно сказать, что за прошедший век многое встало на свои места, и оценка творчества Маяковского в том числе. Кто-то искренне не знает поэта лучше и носит майки с его изображением (а такие уже давно есть), кто-то, предпочитая поэтов менее горластых, нет-нет да и поразится яркости и искренности заигранного «Послушайте!», а кому-то еще только предстоит открыть его для себя, прочитав недавно переизданную книгу Янгфельдта или неоднозначно встреченный «Тринадцатый апостол» Дмитрия Быкова. И этим последним можно лишь позавидовать: как бы ни воспринималось творчество Маяковского, масштаб его личности таков, что вряд ли оставит читателя равнодушным.

0
0.0
Ваша оценка 0.0 Отменить оценку
поэзия
Владимир Маяковский
2007


Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.

Поделитесь с друзьями