Как не запутаться среди современных молодых российских писателей и из потока выбрать именно тех, кто заслуживает внимания и о ком потом будут говорить? С одной стороны, шорт-листы литературных премий, как правило, подсказывают читателю нужные ориентиры. Однако в пространство молодой русской прозы вписываются не только талантливые «новички», но и те, кто знаком с текстом не понаслышке: путь от бесславия до громких дискуссий в медиа бывает долгим. Рассказываем о дебютантах, чьи книги заслуживают внимания в первую очередь.
Гузель Яхина
Роман «Зулейха открывает глаза»
Первый «блин» отнюдь не всегда получается неудачным, и нашумевший роман Гузели Яхиной явное тому подтверждение: книга о раскулачивании в 30-е годы стала победителем двух литературных премий («Большая книга» и «Ясная поляна») и получила множество положительных отзывов от рецензентов. Сюжет о том, как татарскую крестьянку ссылают на берега Ангары, несложен и предсказуем; тем не менее, напевный слог, раскрывающий женскую сущность в контексте мусульманских традиций, сталинизма и сибирской зимы, увлекает читателя уже с начальной строки, вынесенной в заглавие.
Алексей Гедеонов
Роман «Случайному гостю»
Дебютный роман социолога Алексея Гедеонова выпустило киевское издательство «Лаурус»: в 2016 году книга «Случайному гостю» поступила в продажу. Несмотря на то, что писательский дебют едва ли подарил автору молниеносную популярность, текст высоко оценили и литературный критик Галина Юзефович и переводчица Анастасия Завозова. Загадочная история, придуманная автором, не выходит за рамки классического рождественского сюжета, однако специфика места и времени действия (многомерный советский уют в украинском городке) подразумевает, что под слоем знакомой реальности есть еще один, не менее значимый слой, в котором ясности куда меньше. «Мир не то, чем кажется» – вот та несложная формулировка, которой подчиняется проза Гедеонова, завораживающая и мягким языком, и ностальгической атмосферой, и нетривиальными деталями.
Любовь Мульменко
«Веселые истории о панике»
Большой дневниковый текст-наблюдение, выложенный на Facebook, – жанр, полюбившийся многим приверженцам текстовой рефлексии. Первая прозаическая книга драматурга и сценариста Любови Мульменко («Комбинат "Надежда"», «Как меня зовут») – тот самый случай, когда постоянная фиксация мыслей приводит к слиянию личного и придуманного, увиденного и предполагаемого. «Веселые истории» представляют собой сплав художественной и документальной литературы, в котором органично сосуществуют заметки о друзьях и вечерней Каме и некие персонажи, переживающие ситуации на стыке мистики и реальности. Лаконичные и искренние рассказы Мульменко воспроизводят обычную жизнь, известную всем и вся; однако в каждом привычном «кадре» мы с ходу обнаруживаем что-то еще.
Анна Козлова
«F20»
Прозаик и сценарист (провокационный сериал «Краткий курс счастливой жизни», показанный на «Первом канале», – её рук дело) Анна Козлова по праву считается мастером в жанре безжалостного реализма: её новый роман «F20», посвященный людям с психическими расстройствами, стал «Национальный бестселлером» 2017 года и, как следствие, – одной из главных литературных сенсаций в прессе. Хлёсткий, ироничный и прямолинейный язык в «F20» позволяет прожить историю болезни изнутри – на уровне беспристрастного наблюдения оставаться практически невозможно. Бесстрашно игнорируя общепринятые темы-табу, Козлова разворачивает шизофреническую реальность во всей её неоднозначности и пестроте. Эта предельная откровенность наводит на мысль о том, что поставить точный диагноз обществу не так-то просто: слишком уж размыты границы нормы, а абсурдность происходящего давно никого не удивляет.
Евгений Бабушкин
Сборник рассказов «Библия бедных»
Для журналиста, прозаика и музыканта Евгения Бабушкина книга «Библия бедных» стала своеобразным «бенефисом», попыткой суммировать свой литературный опыт и провести ревизию. Так, сборник состоит из трех частей («Ветхий Завет», «Новый Завет» и «Апокрифы»), каждая из которых соответствует определенной писательской деятельности автора: остроумные сказки и пьесы, журналистские материалы о войне в Украине, сирийских беженцах и цыганах, заметки о мировой и российской истории. Читать Бабушкина интересно в любом избранном им формате, и удивляешься его эрудиции, захватывающему слогу и широте взгляда.
Анна Старобинец
«Посмотри на него»
Пронзительный документальный роман писательницы и журналистки Анны Старобинец, больше запомнившейся как автор книг в жанре «хоррор», был опубликован в начале 2017 года – с того момента «прямая речь» Старобинец стала одним из главных предметов обсуждения книжных обозревателей. Текст, повествующий о процессе прерывания неудачной беременности, бьет по больному и шансов «отвернуться» не оставляет. Травмирующую историю о российской перинатологии и попытке выжить после потери ребенка должен прочитать каждый, кто стремится познать реальность и белую, и черную. Ведь правда не только может «уложить на лопатки», но и способствует прозрению.
Ольга Брейнингер
«В Советском Союзе не было аддерола»
Раскованная манера повествования, насущная тема глобализации и всеобщего одиночества, интересная интерпретация замысла о «сверхчеловеке», своеобразный манифест поколения тридцатилетних – всё это характеризует первую литературную пробу Ольги Брейнингер, которая, как и ее главная героиня, родилась в Казахстане и преподает в Гарварде. Плотный, увлекающий, динамичный текст (ритм, как и основные мотивы книги, соответствует «ускорению») с выверенной авторской позицией и экспериментальным сюжетом с лихвой окупает некоторые неувязки и шероховатости, свойственные любому, даже самому удачному дебюту.
Андрей Филимонов
«Головастик и святые»
Стартовый роман писателя и журналиста Андрея Филимонова – явление для современной русской литературы довольно редкое. Легкая книга о буднях деревни Бездорожная насыщена всевозможными мифологическими аллюзиями и несколько «топорным», но уместным юмором, которым сыплют харизматичные герои. Легенды, бытовая магия, сюр, плутовство и ужас – жизнь в богом забытых избах не затихает, несмотря ни на какие веяния времени. Филимонову удалось создать абсурдный, напичканный фольклорными символами мир, который прекрасно сочетается с нашими представлениями о сегодняшнем дне.
Константин Сперанский
Повесть «Кто знает, о чем думает Амалия?»
Прозаический текст от небезызвестного музыканта группы «Макулатура» – своеобразное изложение экзистенциального хип-хопа на бумаге, художественная попытка отрефлексировать все составляющие своей жизни, будь то нынешнее безответное чувство или неприкаянное кемеровское прошлое. Подобная «бытовая» автобиография вряд ли преследует цель достучаться до читателя – её главным свойством, скорее, является отражение нашего сознания, то вянущего, то вспыхивающего. По мнению литературного критика Елены Макеенко, эта повесть – «свежий и по-своему очень ценный пример поколенческой прозы, которой стало настолько трудно пробиваться к читателю, что она как будто вовсе исчезла. <...> Казалось бы, она-то и может ответить на вопрос, что происходит с человеком сегодня (пусть даже ничего), а не в галлюцинаторных снах альтернативной истории (пусть даже войны по переделу мира)».
24 Июля 2017, 17:50