3 августа в прокат выходит «Темная башня» - давно ожидаемое начало предполагаемой трилогии, основанной на культовой серии книг Стивена Кинга. Soyuz.Ru рассказывает, чем отличаются фильм и книги и кому и зачем стоит идти на премьеру в кино.
Серьезно о проекте «Темная башня» заговорили в 2008 году, когда права на экранизацию приобрел небезызвестный Джей Джей Абрамс. Предполагалось, что он возьмется за сагу по окончании работы над сериалом «Остаться в живых», однако всего год спустя отказался от этой идеи, заявив, что не хочет тратить на съемки семь лет своей жизни. Он заявил:
«Я очень большой поклонник Стивена Кинга и ужасно боюсь сделать что-нибудь не так. Это потрясающие книги, их обязательно кто-нибудь экранизирует. Но не я».
Весной 2010-го права приобрела компания Imagine Entertainment: продюсер Брайан Грейзер, режиссер Рон Ховард и сценарист Акива Голдсман заявили, что в рамках франшизы будут сняты три полнометражных фильма, а также два сезона телесериала «между» ними. На роль Стрелка был утвержден Хавьер Бардем, и релиз первого фильма был намечен на 17 мая 2013 года.
Однако уже в мае 2011 года от проекта отказалась студия Universal, а в августе 2012 года – Warner Bros.: не помогла даже попытка заполучить на роль стрелка Рассела Кроу. В 2014 году проектом вроде бы заинтересовались сервис Netflix и Лиам Нисон, однако в итоге он достался Sony Pictures – для фильма, и компании MRC – для сериала на основе романа «Колдун и кристалл». В режиссерское кресло вместо предполагаемого Рона Ховарда сел сценарист шведского фильма «Девушка с татуировкой дракона» Николай Арсель, учивший, по его словам, английский язык только ради того, чтобы читать Стивена Кинга в оригинале. На главную роль рассматривался блиставший в сериале «Настоящий детектив» Мэттью МакКонахи, однако впоследствии стало известно, что он сыграет антагониста Стрелка – Уолтера Падика, известного также как Человек в черном. Выбор же на роль Роланда вызвал бурю негодования: чернокожий Идрис Эльба, на первый взгляд, никак не совпадал с образом а-ля Клинт Иствуд из спагетти-вестернов Серджио Леоне. С другой стороны, сам Стивен Кинг сообщил, что «в восторге» от предыдущей работы Эльбы, и якобы заявил, что создателям удалось сохранить не букву, но дух романа. Так это или нет?
Прежде чем ответить на этот вопрос, следует условиться: книги Кинга чаще всего проигрывают его же экранизациям, и любимые многими картины типа «Сияние» и «Побег из Шоушенка» - увы, не исключение. С другой стороны, впервые читающие первую книгу серии «Темная башня» не без оснований жалуются на недостаток действия, затянутость и непонятный для неофитов лексикон героев – а то, что выглядит затянутым и непонятным в книге, при дословном прочтении рискует оказаться таким же и на экране.
Команда сценаристов во главе с Акивой Голдсманом пошла по другому пути, введя в первые же кадры детей с паранормальными способностями, при помощи которых Человек в черном и его слуги пытаются разрушить Темную башню, удерживающую мир от хаоса. В книгах эти детали появляются лишь к середине саги и выглядят несколько по-иному, но у кино свои законы: конфликт должен быть ясен с самого начала, в том числе и тем, кто не читал книгу. То же самое касается и злодея: если Уолтер первой книги словно предпочитает наблюдать за противником и встречается со Стрелком лишь на последних страницах, то Уолтер в экранизации прежде всего человек действия, как и положено в остросюжетном фильме. А играющий его Мэттью МакКонахи прямо-таки излучает целеустремленность вкупе с «отрицательным» обаянием, и поэтому выбор на эту роль спокойно можно признать удачным.
Говоря же о выборе на роль Стрелка, нельзя не отметить, что пресловутый «не тот» цвет кожи в контексте фильма всего лишь придирка: Идрис Эльба вполне убедителен для того, чтобы забыть о якобы имевшем место мискастинге, а Роланд фильма и Роланд книги в достаточной мере непохожи друг на друга, чтобы не ловить себя на мысли о том, как бы сыграли здесь те же Хавьер Бардем или Рассел Кроу. Не возникает и желания поменять антагонистов местами, хотя и по разным причинам: если на месте Роланда, каким его знают почитатели книг, легко представить себе в том числе и Мэтью МакКонахи, то смог бы Идрис Эльба продемонстрировать ту же степень убедительности в «шкуре» злодея? Вопрос, увы, скорее открытый.
Стоит также отметить, что первоначально конфликт завязывается вовсе не вокруг Стрелка и Человека в черном: начало повествования показано глазами Джейка Чеймберза – подростка, способного «видеть сквозь миры» при помощи необычных психических способностей, или «сияния». Ускользнув от приспешников Уолтера, он находит привидевшийся ему заброшенный дом и через портал в нем попадает в мир, где встречает Стрелка. Таким образом, главный (по идее) герой саги появляется в ней не сразу: кто-то сочтет это вольностью, а кто-то – нетривиальным подходом.
Чтобы не пересказывать происходящее далее, повторимся – первую книгу, на которой фильм якобы основан, при просмотре лучше всего или забыть, или держать где-то на периферии сознания. Намек на это был дан самим Кингом, разместившем в Twitter фото рога с подписью «Последний раз»: дочитавшие до финала саги поймут, о чем речь. Сюжетно фильм – своего рода винегрет из сразу нескольких книг, включая последнюю, а упор в нем, в отличие от неспешного странствия первого тома, сделан на действие, разворачивающееся сразу в двух мирах: Срединном (мире Роланда) и Ключевом, или «нашем», мире, куда в поисках Джейка отправляется Человек в черном.
В целом же киноповествование получилось достаточно динамичным и эффектно вводящим в мир Темной башни в том числе и неподготовленного зрителя (что в общем немаловажно). Есть в нем место и перестрелкам (приятно удивлены будут в том числе и те, кто видел трейлеры), и юмору («линию» Роланда, попавшего с Джейком в современный Нью-Йорк, наверняка оценят поклонники фильма «Последний киногерой»), и даже психологизму: поведение Стрелка, который (в трейлере) сомневается в необходимости розысков башни (очередная ересь с точки зрения поклонников книги) получает в фильме не то чтобы очень удачное, но по крайней мере внятное объяснение. «Слабым звеном» выглядит и саундтрек, не оставляющий в памяти ни единой мелодии из тех, что вспоминаются, выходя из зала: впрочем, на наш взгляд, этим же страдает и большинство других современных блокбастеров.
Возвращаясь к достоинствам фильма, нельзя не отметить фирменные кинговские отсылки, в том числе к другим его книгам. «Фансервис» стартует буквально со вступительных титров, а по ходу действия вспоминаются не только вполне логичная «Матрица», но и такие фильмы, как «Империя наносит ответный удар», «Терминатор» и даже «Гостья из будущего»: впрочем, последнее, вероятно, заметит скорее лишь русский зритель. Финал же, несмотря на некоторую заштампованность, оставляет как простор для дальнейшего развития событий, в том числе в формате трилогии, так и позволяет рассматривать фильм как отдельное произведение - вероятно, ближайшим аналогом его в этом отношении стоило бы назвать не менее многострадальную экранизацию не менее культовой саги «Автостопом по Галактике».
Подводя итог, зададим себе главный вопрос: стоит ли тратить время на этот фильм? Если вы преданный фанат Кинга, для которого любое отступление от канона смерти подобно, то ответ – скорее нет, чем да. Роланд у каждого свой, и он, повторимся, в любом случае далековат от образа, созданного Идрисом Эльбой. Если же вы полагаете, что дословность - вовсе не всегда гарантия качества экранизации, предпочитаете истории странствия напряженный фэнтези-боевик с элементами детектива, неплохой актерской игрой и довольно внятно рассказанной историей, а также ждете не вполне тривиального взгляда на историю, поведанную Кингом, то этот фильм вполне заслуживает внимания.