31 августа в российских кинотеатрах состоялась премьера триллера-антиутопии «Тайна 7 сестер», повествующего о тяжелой доле семи близнецов (которых сыграла одна Нуми Рапас) в мире будущего. Рассказываем, почему картина норвежского режиссера Томми Вирколы не оправдывает возложенных на нее после просмотра трейлера ожиданий.
Антиутопия – жанр, не перестающий сохранять свою актуальность в кино и по сей день и бесперебойно демонстрирующий изощренные фантазии создателей на тему будущего человечества. Уже через месяц выйдет долгожданное продолжение культового «Бегущего по лезвию», которое расскажет о расстановке сил в мире людей и репликантов образца 2049 года. А прямо сейчас нашему вниманию представлен триллер-антиутопия норвежского режиссера Томми Вирколы, по трейлерам выглядевший весьма многообещающе.
Итак, завязка фильма рассказывает, как мир не такого уж далекого будущего сталкивается с перенаселением Земли и вытекающими из этого последствиями, среди которых и нехватка еды. С последней проблемой решают бороться с помощью науки, однако генная модификация растений приводит лишь к увеличению количества рождаемых детей. В итоге правительство Европейской Федерации принимает резкие меры – теперь семьям запрещается иметь более одного ребенка. Остальных детей специальная служба забирает из семей и отправляет в криосон до тех пор, пока ситуация на Земле не нормализуется.
Несмотря на жестокие меры, находятся семьи, которые пытаются хитростью сохранить своих детей дома. Среди них Терренс Сеттман, намеревающийся вырастить семерых внучек-близняшек, чья мать умерла во время родов. Новорожденных Терренс прозвал в честь дней недели. Дед самостоятельно обучает девочек и разрешает им выходить из дома на улицу лишь в дни, соответствующие их именам. Все они вне четырех родных стен обязаны жить жизнью одного человека – Карен Сэттман. Но как-то спустя годы одна из них, Понедельник, не возвращается с работы. Вследствие чего судьбы всех сестер переворачиваются с ног на голову и, более того, подвергаются смертельной опасности. Замешанной в творящихся с близнецами бедствиях оказывается Николетт Кэйман, глава Бюро распределения детей – организации, отвечающей за программу «Одна семья – один ребенок».
В общих чертах и задумка, и крупные сюжетные повороты довольно хороши. Конечно, не уровень лучших образцов антиутопии в кино, но для крепкого фильма вполне сгодится. Только вот каждый раз, когда ты приглядываешься к деталям, миру «Тайны 7 сестер» в целом, более мелким сюжетным хитросплетениям, лента стабильно огорчает и однозначно дает понять, что с качественными представителями жанра антиутопии ее разделяет непреодолимая пропасть. Некоторые ситуации выглядят так нелепо, что даже и не разберешь сразу, прописали их такими авторы намеренно или это вышло абсолютно случайно. В сцене из середины фильма, например, оперативники преследуют одну из сестер Сэттман. Одна из близнецов по радиосвязи советует ей спрыгнуть в мусорный контейнер под окном, который внезапно оказывается пустым. Героиня Рапас с треском грохается о дно контейнера, чуть ли не разбиваясь насмерть. На это она слышит от сестры что-то вроде: «Извини. Видимо, мусор увезли». В этот момент совершенно непонятно, намеревались ли авторы этой сценой создать некую комичность или происходящее в кадре носит исключительно серьезный характер. Но во время просмотра подобных эпизодов рука ко лбу так и просится. Есть в картине Томми Вирколы и целый ряд предельно спорных моментов, в которых к логике происходящего возникают самые конкретные вопросы. Непонятно, например, как сестры, из которых физически подготовленной (и то в кустарных условиях) является лишь одна, так успешно справляются с вооруженными оперативниками. Это лишь один пример из многих. Из-за подобных нюансов интерес к выстраиваемой интриге угасает, и временами даже мучительно сложно серьезно воспринимать происходящее на экране, ведь перед нами не боевик 80-х и не фантастика в чистом виде.
Что касается мира «Тайны 7 сестер», то он пластмассовый и пустой, как декорации на детском спектакле. В нем не ощущается жизни, как, например, в схожей по жанру ленте «Дитя человеческое», или ярких деталей, как в «Бегущем по лезвию». В том числе и поэтому погрузиться в этот мир и поверить в его правила при всем желании до конца не получается.
Одной из самых притягательных особенностей «Тайны 7 сестер» изначально была играющая сразу семерых героинь Нуми Рапас. Исполнить сразу нескольких персонажей в одном фильме – задача сама по себе сложная. И Рапас вроде бы старается справиться с ней профессионально. Только вот ее героини страдают от плоских характеров, которыми их наделили авторы. Казалось бы, между сестрами есть отличия, но они либо небольшие (между некоторыми близнецами), либо примитивные. Одна – умная, другая – спортивная, пара-тройка – ни рыба ни мясо и так далее. Кроме того, им не придумали и каких-то любопытных личных историй, будто бы того факта, что они родственники, достаточно (а на самом деле нет!). Из-за этого сопереживание к сестрам основывается лишь на том, что им грозит смертельная опасность, что примитивно в крайней степени. Собственно, по этим причинам перформанс Рапас выглядит скучновато на фоне, например, недавней игры Джеймса МакЭвоя в «Сплите». Да, предложенные условия отличаются, но легче от этого не становится. Обвинять исполнившую главные роли актрису, кстати, совсем не хочется, ведь ответственность в данной ситуации лежит на авторах сценария.
Остальные действующие лица – это стандартный набор клише, не наделенный никакими, пускай даже мнимыми, особенностями. Попытки создать второе дно у некоторых второстепенных персонажей терпят полный крах. Например, главная злодейка картины, Николетт Кэйман в исполнении Гленн Клоуз, во второй половине фильма пытается изобразить некое подобие угрызения совести. Но в этот момент задаешься вопросом: почему именно сейчас и к чему это вообще данной героине? Она успешно занимается программой «Одна семья – один ребенок» более тридцати лет, повидала многое, а тут вдруг чувства нахлынули. Но еще печальнее дело обстоит с приспешниками Кэйман. Они – самые настоящие болванчики, при создании которых авторы даже и не пытались проявить фантазию.
Не ощущается в фильме и крепкой руки постановщика. Сцены драк и вообще экшен в целом шаткий и лишенный изюминки. Визуальная ценность картины стремится к нулю. Да, перед нами не какой-нибудь эффектный киберпанк, как «Призрак в доспехах», а антиутопия, в которой будущее человечества претерпевает катаклизмы. Но тут снова напрашивается пример блистательно снятой ленты Альфонсо Куарона «Дитя человеческое». Ждать аналогичного мастерства в постановке и операторской работе от авторов «Тайны 7 сестер» не стоит.
Томми Виркола и его команда не смогли эффективно и зрелищно воплотить в жизнь перспективную задумку, заложенную в основу ленты «Тайна 7 сестер». Местами не хватило мастерства, где-то, возможно, – средств. Подобные фильмы не хочется называть откровенным провалом, так как речь в данном случае не идет о громоздких бюджетах. И все же эта антиутопия даже в рамках фильмов категории B смотрится очень шатко. Такую бы идею, да в умелые руки…