Венц
ом третьего периода фильмографии Майка Ли стала биографическая драма о последних 25 годах жизни гениального английского живописца Уильяма Тернера. Фильм стал апофеозом сотрудничества Ли и Тимоти Сполла, получившего за эту роль награду Каннского фестиваля в номинации «Лучший актер». Обращение режиссера к живописи и богатой на раблезианские подробности биографии Тернера стало принципиальным по нескольким причинам. Для начала Ли разом расправляется с одним странным недопониманием в отношении британской визуальной культуры в целом — как живописи, так и кинематографа. Остальной мир считает британское визуальное искусство бледноватым и сильно уступающим континентальным образцам. Те, кому посчастливилось видеть полотна Тернера собственными глазами, могут убедиться в обратном.
Пример Тернера, который не был женат, имел параллельно двух любовниц, всячески эксплуатировал женщин и богатых покровителей, да и вообще не отличался добродетельностью, является для Ли парафразой и «оправданием» жизни любого большого художника, коего следует судить не по спорным моментам характера и неурядицам персональной истории, но только по великим делам их. Наконец, этот фильм — способ порассуждать о собственной значимости в контексте возраста и грядущих финальных аккордов карьеры: в конце концов, сегодняшний Майк Ли — ровесник своего героя. Пожилой Тернер, уже повсеместно признанный, продолжал скандализировать публику громкими художественными выходками и оставался предельно актуальным художником до самого конца. Стоит ли говорить, что 71-летний гений британского авторского кино Майк Ли имеет все основания рассчитывать на то же самое.
Читать полностью…