В воскресенье, 2 февраля, скончался один из лучших актеров современного кино, лауреат премии «Оскар» Филип Сеймур Хоффман. Ему было 46 лет. В послужном списке звезды такие фильмы, как «Магнолия», «Ночи в стиле буги», «Талантливый мистер Рипли», «Капоте», «Человек, который изменил всё», «Мастер», «Голодные игры: И вспыхнет пламя».
По сообщениям полиции Нью-Йорка, тело актера было найдено в ванной комнате его квартиры на Манхэттене. По данным CNN, причиной смерти Хоффмана послужила передозировка наркотиками. В прошлом году Филип Сеймур добровольно прошел лечение в клинике, но, к сожалению, от пагубной привычки так и не избавился.
Хоффман только что прибыл из штата Юта, где проходил кинофестиваль «Санденс». Там было представлено сразу два фильма с его участием — «Особо опасен» Антона Корбейна и «Божий карман» Джона Слэттери.
«Хорошо играть всегда тяжело, несмотря на материал», — говорил Филип в интервью журналу Esquire перед выходом «Мастера» в 2012 году. Кажется, он иначе играть не умел. Будь то боевик «Миссия: невыполнима 3» или фильмы Пола Томаса Андерсона, в которых он с завидной регулярностью появлялся с 1996 года, Хоффман всегда демонстрировал высокий класс и был своеобразным гарантом качества фильма.
Впрочем, и знаменитостью он был нетипичной. Вот как описывали актера некоторые журналисты, пришедшие на интервью: «Одет так, будто ночевал на скамейке в парке». Или: «Небрит, на одежде видны никотиновые пятна». «Он настолько приземленный человек, что даже не верится, как он может играть столь широкий спектр нестандартных персонажей».
За роль Ланкастера Додда, главы несуществующего культа в «Мастере», Филип Сеймур Хоффман был удостоен кубка Вольпи Венецианского кинофестиваля. За призом актер явился точно так же, как и на интервью — в помятой полосатой рубашке и черном костюме. «Извините, меня завернули с трапа самолета в Америке, я даже переодеться не успел», — смущенно оправдывался он перед прессой. Но в его случае внешний вид никого не волновал — Хоффман уже давно зарекомендовал себя как один из лучших актеров Голливуда, поэтому ему можно было всё.
Он родился 23 июля 1967 года в городе Фэйрпорт, штат Нью-Йорк. Мать — правозащитница, отец занимал солидную должность в компании Xerox. Когда Филипу было девять, родители развелись, и он вместе с двумя сестрами и братом остался жить с матерью. «Она особенная женщина, — вспоминал актер в разговоре с Guardian. — Воспитала в одиночку четверых детей и успевала таскать меня в театр».
В юности Филип не собирался посвящать себя актерскому ремеслу, до 15 лет играл в бейсбол и всерьез занимался реслингом. Когда из-за травмы шеи занятия спортом стали невозможны, мать предложила сыну вступить в драмкружок — там занималась девочка, которая ему очень нравилась. Находиться на сцене Хоффману понравилось. «Я даже не собирался сниматься в кино. Думал, что буду вот так всю жизнь кататься на велике до театра. Мне казалось это жутко романтичным». В 1989 году Филип закончил драматический факультет университета Нью-Йорка.
Уже тогда, после выпуска он оказался в реабилитационной клинике — злоупотреблял спиртным и наркотиками. «Я пил все, что попадется под руку. Просто пил и всё. Может, такой этап в жизни был». К счастью, этап прошел и в начале девяностых Хоффман начал появляться на экране. Сначала на телевидении, а потом уже и в кино. Когда Филипа заметили в драме «Запах женщины», где он сыграл беспринципного одноклассника героя Криса О’Доннелла, будущий оскароносец подрабатывал в магазине. Чтобы получить роль, Хоффман проходил прослушивание пять раз. Оказалось не зря — как раз в «Запахе женщины» увидел Хоффмана Пол Томас Андерсон, и позвал его в свой полнометражный дебют «Роковая восьмерка».
У Андерсона Хоффман снимался в общей сложности пять раз. Играл звукооператора в «Ночах в стиле буги», медбрата-сиделку в «Магнолии», владельца магазина матрасов в «Любви, сбивающей с ног». «Мастер» стал последним сотрудничеством актера с режиссером. В свой новый фильм «Внутренний порок» Андерсон Хоффмана не позвал.
Хоффман работал с самыми разными режиссерами, звездами американского авторского кино. Братья Коэн, Тодд Солондз, Спайк Ли, Кэмерон Кроу, Дэвид Мэмет, Энтони Мингелла, Сидни Люмет, Чарли Кауфман — все они с удовольствием снимали Филипа, но, как правило, на вторых ролях. Хотел ли он когда-нибудь сыграть романтического героя? «Мне кажется, таких персонажей больше не существует, — отвечал Хоффман на этот вопрос корреспондента Guardian. — Они стали мифом. Разве сейчас снимают хорошие романтические фильмы? Да и романтические герои не по мне. Не нахожу их интересными».
Зато Хоффман находил интересными самых разных персонажей. Помощника другого Лебовски в «Большом Лебовски», самого омерзительного типа в мире в «Счастье», недруга Тома Рипли, учителя-интроверта в «25-м часе», злодея в третьей «Миссии», священника в «Сомнении». Писателя Трумэна Капоте в драме Беннетта Миллера. «Три месяца готовился к роли. Учился его манере речи, учился двигаться совершенно не так, как привык». Роль вымотала его морально и физически, но не оставила без награды. За «Капоте» Филип Сеймур Хофман получил свой первый и, к сожалению теперь уже последний «Оскар».
Стоя на сцене со знаменитой статуэткой, Филип благодарил мать. «Ее страсть стала моей страстью», — сказал он всему миру. Мать привила ему любовь к театру, которая так и осталась с ним на протяжении всей жизни. Как бы ни занят Филип был в кино, он всегда находил время для театра — не только играл, но и сам ставил спектакли в нью-йоркском LAByrinth Theater.
В 2010 году Хоффман дебютировал в режиссуре драмой «Джек отправляется в плаванье», где и сам сыграл главную роль. Осенью 2012-го он собирался продолжить снимать кино и выбрал в качестве второй ленты проект «Иезекииль Мосс» по сценарию из «Черного списка», но так и не успел осуществить задуманное.
С 1999 года Филип был женат на костюмерше Мими О’Доннелл и воспитывал троих детей. О личной жизни говорить не любил, да его особо и не спрашивали — Хоффман никогда не был героем колонок сплетен. Он был одним из лучших актеров своего поколения — и таким мы его и запомним.