Написал сообщение в тусовке музыка
0 25 Декабря 2017 Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
0 25 Декабря 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке
1
0 1 Ноября 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Июня 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 24 Июня 2017 Ответить
Написал сообщение в тусовке музыка
0 30 Марта 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Марта 2017 Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

​10 отличных научно-фантастических фильмов ХХI века

Достойные представители жанра нового миллениума.
27 сентября 0
Кадр из фильма «Пекло»
Кадр из фильма «Пекло»

ХХI век когда-то был предметом научной фантастики – теперь мы живем в нем. А что творится в жанре нового миллениума? Настоящая фантастика – всегда экзистенциальная, изображает наше восприятие мира, изменчивость прошлого и настоящего, хрупкость человеческого влияния на реальность и будущее. Обойдемся без «Начала» и «Интерстеллара», «Района №9» и «Из машины», «Грани будущего» и «Монстро», «ВАЛЛИ» и «Лего. Фильма», «Прибытия» и «Супер 8», ведь понятно – в жанре они лучшие из лучших. «Супер 8» – вообще квинтэссенция инопланетной фантастики, сделанной по-спилберговски не Спилбергом. Оставим в покое кинокомиксы и «Звездные войны», которые по определению фантастические. Разумеется, никаких «Поле битвы: Земля» и «Хроник хищных городов». Вспомним другие картины, не менее великолепные и, конечно, умные – иначе и быть не может.

«Пекло» (2007)

Кадр из фильма «Пекло»

Кадр из фильма «Пекло»

Дэнни Бойл, Алекс Гарленд и Киллиан Мерфи – это трио однажды уже сделало великий хоррор «28 дней спустя». А вот «Пекло» – одна из лучших космических фантастик, где чуть-чуть от «Чужого», «Космической одиссеи» и «Сквозь горизонт», но картина все равно самостоятельна. Здесь космос – не предел, никто не покоряет далекие планеты, не истребляет монстров и не ищет новые формы жизни. 2057 год. Солнце погибает, Земля замерзает, человечество на грани вымирания. Космонавты «Икара-II» (символично), корабля, похожего на летающий космический зонт, летят к Солнцу, чтобы его взорвать, но по пути ловят сигнал пропавшего «Икара-I». На самом деле, Солнце – не просто пункт назначения, а персонаж, возможно, даже Бог. И чем ближе Бог, тем сильнее искажаются время и пространство, и если Бог умирает, дьявол живет. Жизнь, смерть и надежда воплощаются в одном тревожном и грандиозном образе, способном обратить человека в пыль. Фильм – и про путешествие к Солнцу, и про познание непостижимого, и про самопожертвование. «Пекло» – шедевр, который по-прежнему выглядит поразительным, пугающим и обжигающе жарким.

«Война миров» (2005)

Кадр из фильма «Война миров» (2005)

Кадр из фильма «Война миров» (2005)

Здесь мог быть киберпанк «Первому игроку приготовиться», но вдруг кто-то забыл, что однажды Стивен Спилберг замахнулся на роман Герберта Уэллса. Лучший ли это фильм Спилберга? Нет. Зато это технически обалденный аттракцион, в центре которого работяга, спасающий своих детей во время инопланетной агрессии. Смелая и ужасающая история о крахе убеждения, что человек господствует над миром. И хотя Спилберг даже здесь остается сказочником (пришельцы по-спилберговски гуманоидные), блокбастер становится предупреждением, что люди живут на тихом островке посреди темного моря бесконечности. Апокалипсис начинается с ураганов и землетрясений, а потом «эта машина вылезла из-под земли и начала все сжигать». Землян превращают в пепел и распыляют как удобрение. Это истребление! Вспыхивает безумный хаос, где человек человеку волк. Рассказ волнующий, а сюжет неудержимый, как бегущий Том Круз. Правда, финал банальный, но после всего, что произошло, неужели мы будем ругать фильм за хэппи-энд? Впечатляют пронзительные звуки треножников, которые сами по себе – иконы поп-культуры, и поля распыленной крови. Вроде бы тема избитая, а кино смотрится. Бывает и такое.

«Книга Илая» (2010)

Кадр из фильма «Книга Илая»

Кадр из фильма «Книга Илая»

Постмодернистский постапокалиптический вестерн братьев Хьюз, демонстрирующих удивительное чувство стиля, рассказывает о жестоком мире после глобальной войны. Здесь сперва убивают, потом съедают, дома держат целый арсенал, а валюта – вода, огонь и влажные салфетки KFC. По выжженной земле шагает сталкер, неся с собой редкую книгу. Странника заносит в пустынный городок, которым правит диктатор (Гари Олдман читает биографию Муссолини) со своими головорезами. Здесь решится судьба не только держателя книги, но и всего человечества. Праведный герой Дензела Вашингтона – тот же Человек Без Имени – проявляет себя как слепой самурай Затойчи, бесконечно серьезный, а пиком боевика становится сумасшедший штурм, где в ход идут бомбы, гранаты и всякий огнестрел. Этот стимпанк с комиксовой эстетикой показывает, что читающие люди – будущее, ибо книга – оружие, нацеленное в души и сердца слабых и отчаявшихся, а без религии наша жизнь расползается и загнивает. Можно спорить, Библия спасает или подчиняет, но одно очевидно – без веры и надежды человека ждет зверская анархия и безжизненное тление. И есть что-то парадоксальное и символичное в том, что началом цивилизации оказывается тюрьма Алькатрас.

«Люси» (2014)

Кадр из фильма «Люси»

Кадр из фильма «Люси»

Ренессанс французского визионера Люка Бессона. Режиссер придумал захватывающий приключенческий боевик о девушке, которую гангстеры случайно пичкают мощным веществом, расширяющим сознание и раскрывающим космические силы. Легкомысленная студентка становится машиной в человеческой оболочке. Только оставьте возмущения о научных ошибках, потому что Бессон – не Кубрик, а «Люси» – не «Космическая одиссея», хотя обе картины изображают путь к Сверхчеловеку, от эволюции к революции. Картина не о науке вовсе, хоть Морган Фриман и читает лекции о теле, разуме и дельфинах, но чем меньше в Люси человеческого, тем больше в ней науки. Помимо драк и стрельбы, «Люси» рассказывает о том, как мы распоряжаемся жизнью, что человек движим желанием обладать, а не использовать, об относительности смерти и что один плюс один не всегда равно два. Нет никаких чисел, и единственная мера материального – время. Время определяет человека. «Люси» может быть и простой супергеройской фантастикой, ибо это традиционный «поздний» Бессон – красиво и боевиково, поэтому пристегните ремни, и беги, Люси, беги!

«Армагеддец» (2013)

Кадр из фильма «Армагеддец»

Кадр из фильма «Армагеддец»

Героический поход старых друзей в дюжину пабов оборачивается инопланетным заговором против человечества. Это последняя комедия режиссера Эдгара Райта, закрывающая так называемую трилогию «Cornetto». Мужики отправляются в город юности, чтобы залиться пивом и поностальгировать. Бесстрашный лидер Гарри Кинг не может расстаться с прошлым и, кажется, всю жизнь готовился к этой встрече. А тут выясняется, что молодость ушла, город – скучное болото, и вообще произошла «старбаксизация» – главная тема фильма. Инопланетяне не захватывают людей, а поглощают, чтобы человечество стало безликим, как на конвейере. Похожая на «Вторжение похитителей тел» и «Степфордских жен», бунтарская трагикомедия с прекрасным актерским составом рассказывает о дружбе, зависимости и взрослении, когда с годами вроде все по-старому, но как-то по-другому, о том, что человек обречен быть ребенком, которым бесполезно управлять, и ты либо повзрослеешь, либо, как Гарри Кинг, станешь легендой в собственном воображении. А вдруг мы вообще не меняемся, но с дурью в голове надо прощаться? И «Конец света», разумеется, становится для воинов легендарной доблести не просто названием очередного кабака, а местом, где все тайное становится явным. Мастер-класс по режиссуре, писанине и монтажу. Хулиганисто и фантастически остроумно.

«Посылка» (2009)

Кадр из фильма «Посылка»

Кадр из фильма «Посылка»

«Донни Дарко» стал классикой мистической фантастики о путешествиях в пространстве и времени. И да, невозможно забыть по-линчевски жуткого кролика. Сегодня же вспомним «Посылку» Ричарда Келли, более предметную, но не менее странную, поставленную по рассказу «Кнопка, кнопка» Ричарда Мэтисона. В отличие от «Донни Дарко», имеющего бесконечные слои разных толкований, этот винтажный триллер прозаичнее – о семье, которая получает от незнакомца с обезображенным лицом коробку с кнопкой. Нажав красную кнопку, паре обещают немедленно завезти чемоданчик с миллионом долларов, но в это же время незнакомый им человек умрет. Создавая зловещую и таинственную атмосферу, режиссер раскручивает моральный конфликт и пускает персонажей в загадочные и сюрреалистичные места иррационального и абсурдного. «Посылка» – о заговоре, паранойе, пророчестве и человеческой природе, мол, у любого выбора есть последствия – поступайте по совести. Авторский мистицизм, попытки понять немыслимое, сартерианская философия, жизнь – состояние временное, гениальный монолог про коробки и слова фантаста Артура Кларка: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии». Триллер настолько же недооценен, насколько далек от любой попытки его объяснить. И как говорит главный герой, работающий в NASA: «Путь вас терзают догадки и фантазии».

«Сквозь снег» (2013)

Кадр из фильма «Сквозь снег»

Кадр из фильма «Сквозь снег»

Еще одна мощная антиутопия, теперь уже в терригиллиамовском антураже про вымерший мир, погрязший в абсолютной мерзлоте, последние выжившие которого – пленники длиннющего поезда. Этот грохочущий ковчег мчится по круговой железной дороге, растянутой по всей планете. Знаю, что обещал обойтись без комиксов, но эта история не о супергероях, хотя вождя восстания играет Крис «Капитан Америка» Эванс, поэтому придется схитрить. Основанный на французском «Le Transperceneige» постапокалиптический триллер Пона Чжун Хо – наглядная иллюстрация капитал-фашизма, культивирующего звериную ненависть против других народов, ввергая их в нищету и уничтожая, чтобы поддерживать порядок, «баланс тревоги и страха, хаоса и ужаса». В хвосте этой глыбы металла живут грязные рабы, а в голове – элита, уплетающая стейки и слушающая классику, пока другие давятся странными желатиновыми брусками. Зеленым сойлентом? История простая – вспыхивает бунт, мятежники движутся вперед и умирают. Бойня в темном вагоне, драки на топорах, Тильда Суинтон в роли рупора, похожая на училку, но одетая как аристократка, один вагон – аквариум, другой – парикмахерская, третий – бассейн с парилками... Когда за окном – лютый холод, поезд – это все, буквально и символично. Выражаясь словами диктатора, капитана поезда, «Сквозь снег» – это «блокбастер с дьявольски непредсказуемым сюжетом». Сказка дикая, а в ней, как известно, намек. Не является ли революция неизбежной частью нашего существования? И порой лучший историк – художник.

Читайте также: «Сквозь снег»: Бегущий по поезду

«Петля времени» (2012)

Кадр из фильма «Петля времени»

Кадр из фильма «Петля времени»

Любой фильм, имеющий дело с путешествием во времени, становится объектом критики и подозрений. Зная, что зрители более-менее понимают, как работает время, режиссер Райан Джонсон вставляет персонажа, который предупреждает, что «от этих парадоксов просто башка пухнет», а другой: «Давай не будем обсуждать сраные путешествия во времени. Потому что если мы начнем, то просидим здесь весь день. Это – не важно». Короче, наслаждайтесь этой авторской фантастикой, где машину времени изобрели в будущем, но она незаконна и по карману только бандитам. Единственное использование этой новомодной штуки – отправлять неудобных людей из будущего в прошлое, где их немедленно пристрелят киллеры, или луперы. А тела сожгут. Однако придет день, когда луперы должны замкнуть петлю, то есть убить себя, присланного из будущего. Нетрудно догадаться, что лупер (Джозеф Гордон-Левитт) с карманными часами и здоровой пушкой упускает будущего себя (Брюс Уиллис). В каком-то смысле это перевертыш «Терминатора», сочетающий старое и новое, что вписывается в суть этого ретро-футуристического нуара о ловушке прошлых ошибок. Режиссер, однако, не использует путешествие во времени только для экшена, он также показывает, как «петля времени» меняет человека, прежде всего нравственно. Сюжет о фатальности, выборе и искуплении бодрый, но сбавляет обороты, когда лупер оказывается на ферме, где встречает вооруженную Эмили Блант (и нет, это не «Тихое место»). Фильм немножко напоминает «Воспламеняющую взглядом» – судьбу киллеров решает по-кинговски зловещий ребенок. Режиссер задается вопросом, может ли присутствие или отсутствие матери повлиять на жизнь человека.

«Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» (2009)

Кадр из мультфильма «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек»

Кадр из мультфильма «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек»

Дебют Криса Миллера и Фила Лорда, режиссеров виртуозного «Лего. Фильма», милый и веселый, а еще анархичный, сумасшедший и (мягко говоря!) странный – где еще можно наблюдать за ураганом спагетти и ливнем из чизбургеров, пончиков и леденцов? «Осадки в виде фрикаделек» похож на наркоманский трип – порции самых разных блюд наводняют безвкусный город, а люди в панике спасаются на поджаренных тостах. Если приглядеться, то сказка, где вместо дождя валят потоки жратвы, Лондон поливает горячим чаем, а на Эйфелеву башню нанизывается сэндвич, окажется жирной критикой капиталистического мировоззрения. Почему? Запущенная в небо машина, производящая пищу, перегревается от заказов жадного мэра – гротескный образ капитализма. «Чем больше, тем лучше» – твердит градоначальник. История аппетитной катастрофы библейская, только заменяет бога юный изобретатель, городской сумасшедший, который просто хочет прославиться. Разбавляют сюжет телевизор с ногами, летающая пицца и придурковатые персонажи вроде бешеного копа и дергающей за усы обезьянки. Эта ярчайшая сказка, эдакая «Дорогая, я увеличил еду», изобретательная, мясистая и актуальная, полная иронии, цинизма и абсурдного безумия. Вдобавок это пиршество сладкого и кислого еще и удивительная пародия на раздутый жанр катастрофы. Еда еще никогда не была такой смешной и ужасающей!

«Аврил и поддельный мир» (2015)

Кадр из мультфильма «Аврил и поддельный мир»

Кадр из мультфильма «Аврил и поддельный мир»

Знаю, ждете что-то из Pixar, но нет, сегодня без «Суперсемейки», потому что супергеройский мульт и так слишком популярен. Отдадим место французскому стимпанку «Аврил и поддельный мир». Хотя это, скорее, паровинтаж, чем паропанк. Немного запутанный, но удивительный детский нуар, похожий на приключения Тинтина, «Метрополис» и творчество Миядзаки, рассказывает о сироте Аврил, живущей в альтернативной истории, погруженной в устаревшие технологии. Париж прошлого века, где электричества нет – только уголь. Лучшие умы человечества на протяжении многих лет пропадают без вести, и Аврил, чьи родители были учеными и погибли при побеге от полиции, продолжает разрабатывать сыворотку против болезней, старения и смерти, которая волей-неволей ставит девушку и кота по кличке Дарвин на путь опасностей и заговоров. Войны за «зеленые» территории, репрессивная власть, секретные лаборатории, животные разговаривают и даже замышляют грезят о мировом господстве, а такого Парижа вы еще нигде не видели – мегаполис серый, грязный, покрытый смогом и сажей. Ах да, в этом рисованном мультфильме сразу две сдвоенные Эйфелевы башни, прекрасно вписывающиеся в паровинтажный Париж, показанный местом не романтическим, а одиноким и безнадежным.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.

Поделитесь с друзьями