Написал сообщение в тусовке литература
0 27 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 15 Сентября 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 26 Июня 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 14 Марта 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 29 Ноября 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 13 Сентября 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 4 Августа 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 6 Июля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 27 Мая 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 28 Апреля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 4 Апреля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 24 Февраля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 20 Января 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 17 Декабря 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 22 Октября 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 25 Августа 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 28 Июля 2021 Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

“The Piper At The Gates Of Dawn”: Психоделия на все времена

Дебютному альбому Pink Floyd исполняется 50 лет.
5 августа 2017 0
“The Piper At The Gates Of Dawn”: Психоделия на все времена

50 лет назад вышел дебютный альбом группы Pink Floyd, определивший законы нового жанра в поп-музыке. Удивительно, но это сделала четвёрка молодых англичан, только-только шагнувших с маленькой сцены андергаундных клубов на широкую арену общенациональной известности. Чтобы записать этот альбом, Сиду Барретту и его команде пришлось не только проявить все свои таланты, но и освоиться в студии на Эбби-роуд, поработать под руководством штатного продюсера EMI. Результат, однако, превзошёл все ожидания.

«И как радостно ощущать, что солнце вновь припекает наши косточки, и слушать ветер, играющий в камышах!

– Он словно музыка, далёкая музыка! – сонно произнёс Мол.

– И я так думаю, прошептал Рэт, тоже едва не засыпая. – Танцевальная музыка, быстрая и звучащая без остановки, а ещё в ней слышатся слова. Только слова этой песни то слышны, то нет. Я их порой улавливаю. А потом – снова одна музыка и опять ничего, кроме лёгкого шёпота в камышах».

Это строки из книги английского писателя Кэннета Грэма «Ветер в ивах», точнее – из седьмой её главы. Называется она «Свирельщик у врат зари», на языке оригинала – “The Piper at the Gates of Dawn”. Именно так, по названию главы из любимой книги своего детства, Сид Барретт, лидер Pink Floyd, назвал дебютный альбом своей группы.

Сейчас “The Piper at the Gates of Dawn” считается жемчужиной британской психоделии и постоянно входит в многочисленные списки «Лучший альбом по версии…». По большому счёту, если нужно назвать один-единственный лонгплей, характеризующий жанр в целом, то это будет именно «Пайпер». Поскольку именно в нём в полной мере воплотились все характерные, все лучшие черты, присущие этому музыкальному направлению.

Слушающему эту пластинку открывается мир, сотканный из ещё не забытых мечтаний и впечатлений детства и уже испытанных юношеских переживаний и кислотных грёз. Мир, существующий на столь зыбкой грани между реальностью и фантазией, что уже не понятно, что именно реальность, а что – фантазия. Мир, наполненный странными звуками, будоражащими и гипонотизирующими одновременно. Мир, населённый причудливыми персонажами, пришедшими вослед знаменитым героям английской литературы.

Мир, в который проваливаешься, словно в неодолимый сон.

У врат дебютного альбома

К концу зимы 1967 года «флойды» – Сид Барретт (гитара, вокал), Роджер Уотерс (бас, вокал), Рик Райт (клавишные, вокал) и Ник Мэйсон (ударные) – прочно завоевали среди лондонского психоделического андеграунда репутацию группы номер один. Ребята просто пленили «въезжающую публику» своими длинными стрёмными инструменталами, основанными на свободной импровизации. Впечатлённой оказалась и фирма EMI, подписавшая с группой контракт и выпустившая в марте дебютный сингл Pink Floyd “Arnold Layne”. Пластинка оказалась для британской поп-музыки поистине революционной и вызвала значительный интерес, став предметом оживлённой дискуссии. В результате история о трансвестите, воровавшем по ночам женское бельё, заняла 20 место в британских чартах. Что ж, теперь можно было подумать и о полновесном альбоме.

Читайте также:

"Arnold Layne": Странное хобби для британской поп-музыки

Записи начались 21 февраля в знаменитом здании на улице Эбби-роуд, в Третьей студии, самой маленькой по размеру. А во Второй студии в это время The Beatles уже не первый месяц работали над своим альбомом “Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band”. И вот в самый первый день сессий Pink Floyd Пол, Джордж и Ринго зашли в соседнюю студию, чтобы ободрить и поддержать новых товарищей. Пол, всегда патронировавший лондонское Подполье, впоследствии сказал, что альбом Pink Floyd будет сногсшибательным.

Норман Смит в окружении группы The Beatles

Норман Смит в окружении группы The Beatles

Выбор продюсера для этого проекта до сих пор вызывает споры. Молодой американец Джо Бойд удачно спродюсировал песни для первого сингла группы и очень хотел работать с ней и дальше. Однако руководство EMI было категорически против привлечения человека со стороны, настояв на назначении штатного специалиста – Нормана Смита. Норману к тому моменту было уже сорок четыре, на EMI он работал с 1959 года. В качестве звукоинженера он принимал участие во всех записях The Beatles, по “Rubber Soul” включительно, после чего был переведён на должность продюсера.

Бесспорным плюсом Нормана был колоссальный опыт – он многому научился, работая бок о бок с Джорджем Мартином, Джоном Ленноном и Полом Маккартни. Он хорошо умел вычленить из потока музыкального сознания мелодию, а потом подать её наиболее эффектным образом. Смит был умелым аранжировщиком, знающим, как выстраивать гармонии, менять тональности, вставлять проигрыши и сокращать слишком длинные инструментальные пассажи.

Сид Барретт

Сид Барретт

Норман был человеком уравновешенным и флегматичным (не зря же острый на язык Леннон наградил его прозвищем “Normal”), и его манера продюсирования была несколько вялой. Смит воспринимал альбом, как набор песен; он искал среди них ту, которую можно было бы выпустить на сингле, чтобы расширить аудиторию Pink Floyd. Ему удалось наладить контакт с готовым к сотрудничеству Уотерсом, неторопливым Райтом и спокойным Мэйсоном, но в случае с Сидом Норман натыкался на несокрушимую стену. Барретт с его спонтанным, импровизационным подходом «первый дубль – всегда самый лучший», искренне не понимал, зачем корпеть в студии, бесконечно улучшая то, что уже сыграно… Большинство предложений продюсера он просто пропускал мимо ушей, порой делая прямо противоположное тому, о чём его просили. Смит вспоминал:

«В конце концов я осознал, что с Сидом просто трачу время впустую».

У Барретта было множество своих собственных идей, он буквально ими фонтанировал. Полный энергии, Сид тут же пробовал реализовать их на записи, и почти всегда это было именно то, что нужно. Как вспоминал менеджер группы Эндрю Кинг, «действительно возникало чувство, будто бы Сид обладает какой-то почти волшебной силой».

Вот так, в «единстве и борьбе противоположностей» и рождался альбом Pink Floyd под рабочим названием “Projection”. Впрочем, до открытых стычек дело не доходило, и Ник Мэйсон вспоминает работу в студии как довольно спокойную. Свою немалую лепту в создание уникального звука альбома внёс и звукоинженер Питер Баун. Он сам по себе был яркой личностью, буквально одержимой новой звукозаписывающей аппаратурой и разными электронными «примочками».

Но в целом «Пайпер» был, конечно же, творением Сида. Это прекрасно осознавали все, принимавшие участие в его создании.

Сид Барретт, лето 1967 года

Сид Барретт, лето 1967 года

«Сид стоял у руля, – признаёт Норман Смит. – Он был единственным, кто что-либо писал, единственным, кого я должен был убедить, если у меня возникала какая-то идея. Было в песнях Сида нечто, не поддающееся описанию – нечто неопределённое, но именно в этом и была барреттовская магия, воздействовавшая на множество людей». Роджер Уотерс:

«“The Piper at the Gates of Dawn” – это Сид, а Сид был гением. Именно он написал все эти потрясающие песни, и совершенно не важно, кто там играл на басу, кто делал то, кто делал это…»

Рик Райт: «Если вы слушаете “Пайпера”, там есть песни, просто из ряда вон выходящие. Это то, что сделал Сид – удивительная личность. Такие песни никто никогда раньше не писал – чудесные, по-детски непосредственные. Я люблю их слушать, просто слушать песни Сида».

«Мы тогда здорово почудили»

Pink Floyd в студии 18 марта 1967 года: запись композиций "Scarecrow" и "Gnome"

Pink Floyd в студии 18 марта 1967 года: запись композиций "Scarecrow" и "Gnome"

Восемь из одиннадцати композиций на альбоме сочинены единолично Барреттом, ещё в двух он является соавтором в числе всех четырёх участников группы, и одна оставшаяся композиция – “Take Up Thy Stethoscope and Walk” – была написана Роджером Уотерсом.

Три трека на альбоме – “Astronomy Dominé”, “Interstellar Overdrive” и “Pow R. Toc H.” – с их длинными, «многослойными», извилистыми инструментальными соло давали некоторое представление о том, как группа звучала «вживую». Они погружали слушателя в «крышесносительный» мир перелётов по внешней и внутренней вселенным. В построении этих композиций слышались параллели с работами мастера фри-джаза Джона Колтрейна, экспериментами знаменитых композиторов-авангардистов Карлхайнца Штокхаузена и Дьёрдя Лигети, а также группы AMM.

Однако большинство номеров «Пайпера» были именно песнями. “The Gnome”, “The Scarecrow”, “Chapter 24”, “Bike” и другие – они мгновенно запоминались благодаря яркими, неизбитыми мелодиями, неожиданным сменам темпа и тональности. Эти песни изобиловали броскими, легко запоминающимися “зацепками” и необычными звуками, складывающимися в незабываемый коллаж.

Основным инструментом Рика Райта на этих записях был его орган Farfisa, но иногда он играл и на студийном Hammond RT-3, фортепиано и челесте. Кроме того, Рик исполнял вокальные партии (что почему-то не было указано на конверте). Ник Мэйсон играл на ударных и перкуссии, Роджер Уотерс – на басу (причём в некоторых песнях извлекал звуки смычком) и тоже пел.

Однако основным вокалистом был, конечно же, Сид. Его манера пения была своеобразной и идеально подходила для исполнения его песен. Мрачноватый монотонный вокал, полные напряжения куплеты, и взрывные припевы чередовались с бесстрастным изложением сюжета и гипнотизирующе замедленной речью.

Стихи Барретта, ставшие текстами его песен, полны детской наивности и непосредственности в восприятии окружающего мира. Их извилистые строчки ведут к детским стишкам и сказкам, поэзии английских романтиков, китайскому философскому трактату «И Цзин», книгам Льюиса Кэррола, Эдварда Лира, Джона Рональда Руэла Толкина, Кеннета Грэма, Хилэра Беллока и других. Подобно озорному ребёнку, автор с удовольствием играет со словами и смыслами.

Pink Floyd в зале Queen Elizabeth Hall, концерт "Games for May", 12 мая 1967 года

Pink Floyd в зале Queen Elizabeth Hall, концерт "Games for May", 12 мая 1967 года

Будучи единственным гитаристом в группе, Барретт, как и Пит Таунсенд из The Who, исполнял партии ритм- и соло-гитары в одно и то же время. Питер Баун вспоминал:

«Гитара Сида всегда была проблемой, поскольку он никак не мог остановиться на чём-то одном и беспрестранно забавлялся со звуком».

Наполненные эхом глиссандо, колючие арпеджио и резкие аккорды наполняли альбом. Вообще активное использование реверберации стало одной из отличительных особенностей «Пайпера». Также широко применялось и фазирование звука.

Сид Барретт

Сид Барретт

Сессии звукозаписи начались в тот момент, когда Барретт был на пике своей творческой формы. Однако уже к середине мая в его поведении начали появляться странности, а видения стали мрачными. Так в песне “Lucifer Sam” главный герой вдруг обнаруживал себя между котом по имени Люцифер и ведьмой Дженифер Джентл. Да и металлический лязг и скрежет в конце песни “Bike” звучали неким дурным предзнаменованием…

29 июня была сведена песня “Flaming”, причём – надо отдать должное либерализму Смита и Бауна – Барретт был допущен к этому процессу. Сид взялся за дело со свойственным ему артистизмом – двигал ползунки на микшерном пульте, устанавливая их в определённом порядке – так, чтобы они образовывали красивые орнаменты.

Так или иначе, это был последний день работы над альбомом. За четыре коротких месяца психоделический шедевр был готов. Сам Барретт говорил:

«В некотором смысле это было очень трудно – приноровиться к студии и всему такому. Но это было удовольствием, мы здорово почудили. Я тогда работал вовсю».

Музыка вне времени и пространства

Если непосредственно музыкальный материал был очень сильным, то обложка несколько разочаровала. Без сомнения, за оформление конверта лидеров психоделического андеграунда с радостью ухватился бы любой «продвинутый» поп-художник. Однако руководство EMI решило ограничиться фотографией группы, для чего был приглашён подающий надежды фотограф Вик Сингх. Для придания некоторой «галлюцинаторности» образу, фото было сделано при помощи мультиплицирующего фильтра (между прочим, позаимствованного у Джорджа Харрисона). Дизайн оборотной стороны конверта придумал сам Барретт, который был одарён не только как музыкант, но и как художник.

5 августа 1967 альбом “The Piper at the Gates of Dawn” был выпущен в Англии в формате моно, а месяц спустя – в стерео. В те времена высококачественную стереоаппаратуру могло себе позволить очень небольшое число приверженцев поп-музыки, соответственно, спрос на пластинки в этом формате был невелик. Обычно изготовление стерео-микса оставляли на последний момент; звукоинженеры толком не знали, как его делать, поэтому просто раскидывали по-быстрому инструменты по каналам, оставляя середину звукового пространства пустой. Не избежал этой участи и «Пайпер», однако в стерео-версии была своя фишка – «раскачка» звуков с канала на канал в финале “Interstellar Overdrive”.

В первые дни продаж хипповая молодёжь буквально сметала пластинку с прилавков. В результате она достигла шестой позиции в британских чартах, продержавшись в списке семь недель.

Pink Floyd на передаче Top Of The Pops с песней "See Emily Play", июль 1967 года

Pink Floyd на передаче Top Of The Pops с песней "See Emily Play", июль 1967 года

В США альбом был выпущен 26 октября 1967, незадолго до первого приезда группы в страну. Выпустили его на Tower, дочернем лейбле компании Capitol. Сама эта респектабельная фирма грамзаписи, с которой у Pink Floyd был контракт, убоялась выпускать очередные «навороты из Англии». Американский релиз отличается от британского – там изменён порядок треков, а “Astronomy Dominé”, “Flaming” и “Bike” просто отсутствуют. Зато открывает его песня “See Emily Play”, которая в Англии выходила только на сингле в июне 1967. К слову сказать, эта песня, по праву считающаяся одной из главных жемчужин Барретта, заняла в британских чартах 6 место.

Читайте также:

Что писали об альбоме The Beatles “Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band” 50 лет назад

Пуристы из лондонского андеграунда приняли альбом насторожённо, сетуя на то, что он не отражает звучание, характерное для выступлений группы в клубе UFO. Одним из наиболее строгих критиков был Пит Таунсенд, зло назвавший «Пайпера» «музыкой Микки Мауса». А вот Пол Маккартни альбом похвалил, и даже Джо Бойд отзывался о нём безо всякой ревности: «Конечно, я бы хотел спродюсировать первый альбом Pink Floyd сам, и он был бы другим. Но я думаю, что это хорошая пластинка».

Pink Floyd на фестивале International Love-In в лондонском Alexandra Palace, 29 июля 1967 года

Pink Floyd на фестивале International Love-In в лондонском Alexandra Palace, 29 июля 1967 года

Отзывы музыкальной прессы на альбом тоже были положительными – и Record Mirror и New Musical Express дали ему четыре «звезды» из пяти возможных. Газета Record Mirror отметила, что «психоделический образ группы действительно материализовался на этом лонгплее, который является убедительным доказательством и их таланта, и мастерства во владении приёмами звукозаписи. На альбоме сколько угодно улётных звуков – как кричащих, так и едва различимых; весь материал исполнен чрезвычайно хорошо».

“The Piper at the Gates of Dawn” – альбом парадоксальный. С одной стороны, он неразрывно связан со своей эпохой. На его дорожках навсегда отпечаталось разноцветное Лето любви – время, когда у молодых людей было ощущение, что возможно всё. Когда казалось, что упоительные дни и ночи будут длиться бесконечно.

Однако этот альбом существует и абсолютно вне времени, находя в каждом новом поколении души, резонирующие в ответ на его призывные вибрации.

«– А что означают эти слова? – спросил Мол, ничего не понимая.

– Чего не знаю, того не знаю, – вздохнул Рэт. – Я пересказал их тебе так, как услышал».

Комментарии (1)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Пётр, поздравляю с 50-летием Пайпера! Отличная юбилейная статья с ностальгическими цитатами из "Ветра в ивах"! А вот и иллюстрация к цитате, от художника Николая Дьяченко:

7 Августа 2017, 7:10

Поделитесь с друзьями