Написал сообщение в тусовке музыка
1 30 Марта Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Марта Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
2 11 Марта Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
0 8 Февраля Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 6 Февраля Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 3 Февраля Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
0 3 Февраля Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 3 Февраля Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
0 2 Февраля Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
0 1 Февраля Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
1
0 26 Января Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 24 Января Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

"Arnold Layne": Странное хобби для британской поп-музыки

50 лет назад вышел первый сингл Pink Floyd.
10 марта 0
"Arnold Layne": Странное хобби для британской поп-музыки
автор

«Сид, почему ты написал такую грязную, непристойную, безнравственную и унижающую человеческое достоинство песню, как «Arnold Layne»? Журналист Ник Джонс явно прикалывался, но Сид Барретт ответил серьёзно: «Просто так получилось, что Арнольду Лейну нравится наряжаться в женскую одежду. Так делают многие – давайте же смотреть правде в глаза».

Трансвестит, ворующий по ночам женское бельё с верёвок и наряжающийся в него перед зеркалом – на первый взгляд странный выбор героя для песни, нацеленной на успех в сингловых чартах. Так или иначе, но этот релиз стал знаковым событием не только в истории группы Pink Floyd, но и британской поп-музыки в целом.

До середины 60-х годов прошлого века поп-песни в Британии производились по всем известному рецепту. Саунд «поамериканистей», яркая мелодия с «зацепками», текст «про любовь» – и хит готов. Однако и музыканты и их слушатели постепенно взрослели, открывали новые горизонты. И поп-музыка, отражая эти изменения, тоже постепенно начала меняться. The Yardbirds, The Beatles, The Rolling Stones, The Kinks, The Move и другие в своих песнях стали обращаться к темам из реальной жизни, и это находило отклик у слушателей.

Менялся и саунд – он становился всё более экспериментальным и «навороченным». Музыканты использовали необычные для поп-музыки гармонии, изменяли звук до неузнаваемости с помощью различных электронных «примочек», отходили от классической схемы «гитары-бас-барабаны», добавляя экзотические инструменты, такие как клавесин или ситар.

В 1965 году в Лондоне возник и стал быстро развиваться хипповый андеграунд – сообщество молодых людей, исповедующих новый, свободный во всех смыслах стиль жизни. К началу 1967-го группа Pink Floyd в составе Сид Барретт (гитара, вокал), Роджер Уотерс (бас, вокал), Рик Райт (орган, вокал) и Ник Мэйсон (барабаны, вокал) была единодушно признана командой номер один этого культурного Подполья. На его мероприятиях «флойды», погружённые в растекающиеся разноцветные пятна светового шоу, исполняли длинные инструментальные композиции. Основанные на свободной импровизации, полные странных звуков, эти психоделические пьесы завораживали, гипнотизировали, сносили крышу на раз.

Однако ребят из Pink Floyd статус «светил» и любимцев андеграунда не устраивал, они хотели стать настоящими поп-звёздами. А в то время единственной дорогой к успеху в музыкальном бизнесе представлялся выпуск успешного сингла с песней около трёх минут длиной. Понятное дело, что пространные инструменталки для этого не годились.

К счастью для группы, её харизматичный лидер Сид Барретт обладал даром сочинять яркие мелодии, которые вполне могли стать основой успешной поп-песни. При этом их саунд мог быть психоделическим. По общему мнению, композицией, имевшей наибольший коммерческий потенциал, была “Arnold Layne” – правда, соло Рика Райта на органе «фарфиса» предстояло изрядно сократить.

Таким вот образом на сцене и появился этот странный персонаж по имени Арнольд Лейн. На самом деле сюжет песни был основана на реальном эпизоде из юности Барретта и Уотерса, уроженцев Кембриджа. Матери обоих будущих «флойдов» сдавали комнаты студенткам местного женского колледжа, и в саду за домом на верёвках сушились гирлянды нижнего белья. Вся местная общественность была взбудоражена, когда вдруг по ночам это бельё стало исчезать. Об этом даже писали в городских газетах.

Продюсировать дебютный сингл Pink Floyd взялся молодой американец по имени Джо Бойд, к тому моменту уже успевший поработать с группой в качестве рекорд-продюсера. Начинал он ещё в Штатах, помогая Полу Ротшильду, затем перебрался в Лондон и органично вписался в нарождающийся андеграунд. В конце 1966-го Джо стал одним из основателей легендарного хиппового клуба UFO, где «флойды» частенько выступали.

29 января 1967 года в студии Sound Techniques начались записи. Выделенное на них время было весьма ограниченным, поэтому Бойду и работавшему с ним звукорежиссёру Джону Вуду приходилось принимать решения на ходу, при этом понимая, что времени на исправление ошибок у них очень немного.

Основной объём работы был проделан за шесть часов. Мэйсона с его барабанной установкой разместили в центре студии, где потолок был самым высоким, а остальных – вокруг него. «Рикенбакер» Уотерса подключили к пульту через одну линию, «фарфису» Райта с «примочкой»-эхом “Binson” – через другую.

Сид Барретт предоставлял другим возможность работать над деталями, предпочитая намечать лишь общие контуры песни. Записав свои партии, он спокойно удалялся покурить или перекусить. Единственное, что он долго обсуждал – это подключение своего микрофона к усилителю.

Как вспоминает Джо Бойд, «работая с Pink Floyd я имел дело скорее с Роджером, чем с Сидом… Уотерс мог сказать: «Окей, мы будем делать так-то и так-то», но все смотрели на Сида, который говорил – «Ага, это клёво».

Ритм-секцию свели на одну дорожку четырёхдорожечной ленты, гитару и орган – на другую, потом добавили гитарное соло и вокал. Наложения органного соло Райта и барабанные «повторы» Мэйсона были добавлены в течение ещё двух дней. 1 февраля сведение было завершено.

Джо Бойд: «Pink Floyd мне нравились, и атмосфера в студии была хорошей. Даже при том что мы использовали четырехдорожечный магнитофон, микс был довольно сложным. В 1967-м миксы были как дубли при записи; нужно было или сделать все целиком «за один проход», или возвращаться к началу и делать все заново. Инженер Джон Вуд и я выставляли большинство балансов, а Роджер перегнулся через мое плечо, протянув свой большой указательный палец к одному из ползунков, чтобы обеспечить правильный уровень звука в тот момент, когда начинается соло Рика. Это была хорошая, напряженная командная работа, и все мы были довольны результатом».

Джо Бойд хотел, чтобы Pink Floyd подписали контракт с его новообразованной продюсерской компанией “Witchseason”, однако в конце концов группа досталась фирме EMI. Именно на этом лейбле сингл “Arnold Layne”/”Candy and a Currant Bun” и вышел в свет 10 марта 1967 года.

Как и можно было ожидать, история Арнольда Лейна взбудоражила общественное мнение, вызвав полярные оценки – либо бурное восхищение, либо категорическое неприятие. Рецензии критиков в целом были положительными, пусть и не очень глубокими. Вот как написала газета New Musical Express: «Песня необычная, но не психоделическая. Стрёмные слова, замечательная партия органа, щекочущий нервы стиль».

Уже упоминавшийся Ник Джонс в рецензии в Melody Maker назвал песню “Arnold Layne” занимательным и колоритным рассказом о парне, попавшем в переделку из-за одержимости сексом. «Без сомнения, очень хороший диск. Pink Floyd представляет новый вид музыки на английской поп-сцене. Давайте надеяться, что англичане обладают достаточной широтой мышления, чтобы встретить его с распростёртыми объятиями».

Однако, как мы уже говорили, ожидаемой широтой мышления обладали далеко не все. Например, Пит Мюррей из телепередачи “Juke Box Jury” осудил песню, назвав её «сексуально озабоченной». С другой стороны, лондонский андеграунд в целом весьма насторожённо (а кое-кто и откровенно враждебно) отнёсся к тому, что его любимая группа «подалась в поп-звёзды».

Странным образом «пиратское» (а потому более ориентированное на продвинутую молодёжную аудиторию) Radio London наложило запрет на выпуск песни в эфир, в то время как респектабельное радио BBC крутило её вовсю. Состоялось и первое появление Pink Floyd на телевидении – в престижной программе “Top of the Pops”. Для предполагаемого показа в этом телешоу режиссёром Дереком Найсом был даже снят промо-ролик (который, однако в то время показан не был). В нём четвёрка «флойдов» в холодный ветреный зимний день дурачится на пустынном морском пляже. Из реквизита – зонтик, шляпа-котелок, маски и манекен, который по ходу действия разбирают на части.

22 апреля 1967 года песня поднялась до своей высшей позиции в британском списке – номера 20. Нужно честно признать, что произошло это не без помощи менеджмента группы, выкупившего часть тиража, чтобы увеличить показатели продаж.

Так или иначе, “Arnold Layne” вошёл в историю как первый сингл андеграундной группы, завоевавший себе место среди музыкального мейнстрима. Pink Floyd с его помощью добились общенациональной известности, сделав первый шаг навстречу всемирной славе. Правда, очень скоро Сид Барретт поймёт, что статус поп-звезды не даёт столь необходимую ему свободу, а отбирает её. Он серьёзно ударится в наркотики, начнёт вести себя странно и потеряет способность (или желание?) работать. Но пока на дворе ранняя весна 1967-го и Сид в своей лучшей форме.

“Arnold Layne” и “Candy and a Currant Bun” оказались последними записями Pink Floyd, спродюсированными Джо Бойдом. Функционеры EMI настояли на том, чтобы все последующие были поручены штатному продюсеру фирмы Норману Смиту. Однако Смит, при всех своих талантах, так и не сумел добиться того саунда, который удалось зафиксировать Бойду. По мнению многих, именно его работа даёт самое лучшее представление о том, как звучали Pink Floyd в 1966 – начале 1967. Впоследствии Бойд открыл Ника Дрейка, Fairport Convention и Incredible String Band, и с помощью Джона Вуда в той самой студии Sound Techniques записал практически все классические альбомы этих самобытных музыкантов.

“Arnold Layne” является шедевром британской психоделии, признанной классикой жанра, повлиявшей на многих рок-музыкантов и развитие рок-музыки в целом. Поэт Питер Браун, автор текстов группы Cream, признавался, что именно Барретт вдохновил его быть более открытым в своих стихах и не бояться экспериментировать: «Сид прежде всего был британцем и сумел найти свой собственный британский голос. Его песня “Arnold Layne” повлияла на меня – я воспринял её, как освобождение. Это потрясающая песня, с приятной, интересной мелодией, в которой говорилось о британских причудах. И она оказалась успешной и близкой многим людям – это вдохновляло. Это дало мне возможность писать вещи, которые не были бы очень «заатлантическими».

Когда в 2006 году Дэвид Гилмор проводил американское турне в поддержку своего альбома “On an Island”, он неожиданно включил “Arnold Layne” в свой сет-лист. Две записанные во время того турне «живые» версии этой песни – одна с вокалом Райта, другая с вокалом специального гостя Дэвида Боуи – были выпущены на CD-сингле в декабре 2006 года. Тут можно вспомнить, что Боуи некоторое время работал над проектом некой вымышленной группы “Arnold Korns”. Это название, конечно же, было придумано под впечатлением от “Arnold Layne”.

10 мая 2007 года в лондонском зале “The Barbican” проходил концерт памяти Сида Барретта, организованный Джо Бойдом и носивший название “The Madcap’s Last Laugh”. Под конец вечера зрителей ждал потрясающий сюрприз – на сцену поднялись Дэвид Гилмор, Рик Райт и Ник Мэйсон. Трое «флойдов» с помощью басиста Энди Белла (Oasis) и клавишника Джона Кэрина исполнили песню “Arnold Layne”, причём Райт играл на той же «фарфисе», что и в 1967-м!

Это было последнее на нынешний момент выступление музыкантов в качестве группы Pink Floyd. И, похоже, другого уже не будет.

Pink Floyd с Сидом Барреттом
Релиз: 31 августа 2007 0
Релиз: 19 августа 2011 0
Релиз: 13 марта 2008 0
Релиз: 5 сентября 2016 0
Релиз: 23 декабря 2016 0
Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.

Поделитесь с друзьями