Для быстрого поиска начните вводить запрос

Плюсы и минусы фильма «Легенда о Коловрате»

Почему эта лента Джаника Файзиева и Ивана Шурховецкого скорее удалась, чем провалилась.
4 декабря 2017 0
Постер фильма «Легенда о Коловрате»
Постер фильма «Легенда о Коловрате»

Когда пишешь рецензию на какой-нибудь российский фильм, да который еще и пиарят как «патриотическое кино» (об этом позже), есть очень большой соблазн его завалить. Приходишь в зал, садишься поудобнее, ждешь, пока закончится бесконечная реклама (кстати, когда у «кокаколовского» Санта Клауса уже проявится сахарный диабет?), а потом включается режим скептика. Видишь косую компьютерную графику – скептик счастлив. Показывают тебе чудесные необъяснимые спасения – скептик в восторге. Появляется на экране криво увеличенный в After Effects медведь – все, скептик в экстазе. Дайте перо и бумагу, будем писать злую рецензию! Но «Легенда о Коловрате» Джаника Файзиева и Ивана Шурховецкого удивляет. По-хорошему удивляет.

Сюжет и историческая достоверность

Кадр из фильма «Легенда о Коловрате»

Кадр из фильма «Легенда о Коловрате»

Действие «Легенды о Коловрате» развивается в XIII веке, когда Русь была раздроблена и не могла сопротивляться несметному войску Батыя - хана Золотой Орды. Захватчики продвигались по просторам страны почти свободно, лишь иногда «останавливаясь», чтобы захватить и разграбить тот или иной город. Однако, подойдя к Старой Рязани, Бату-хану приходится столкнуться с невиданным доселе отпором, который ему оказывает молодой десятник рязанского князя Евпатий Коловрат. У русского витязя в «войске» всего пара десятков человек, однако ради того, чтобы отомстить за свою семью и за свой родной край Коловрат и его отряд смельчаков готовы отдать свои жизни.

Само слово «легенда» в названии тонко намекает, что перед нами сказка, фэнтези. Вменять ей то, что она не соответствует досконально «Повести о разорении Рязани Батыем», как минимум некорректно. Это художественное кино, а не документальный фильм со свидетелями, тут своя структура повествования, свои художественные и драматургические решения, которые позволяют фильму взаимодействовать со зрителем. Если бы Джаник Файзиев снимал все как в «Повести» - зрители бы вышли из зала в легком недоумении: ни тебе катарсиса, ни тебе запоминающихся главных и второплановых героев.

Кадр из фильма «Легенда о Коловрате»

Кадр из фильма «Легенда о Коловрате»

В «Повести» Коловрат и его войско из 1700 человек прибыли в уже разоренную Рязань и пошли на Батыя, потому что они были истинные сыны и надежда земли русской. В фильме же у Евпатия Коловрата появляется личная драма, аккуратно вписанная в характер героя и реализованная достаточно мощно, чтобы зритель, глядя, как Коловрат мстит «нехристям», говорил себе, что он на его месте сделал бы то же самое. Что касается того, что у экранного Коловрата всего 20 человек воинов, то и тут все понятно. Зато они лучше раскрыты, каждый из них в той или иной степени олицетворяет какое-то качество русского человека (включая юмор, прямоту, великодушие, находчивость и т.д.). По тому, как они выкладываются в бою, один в этом отряде идет за десятерых (вот вам и тысяча человек – ведь все это показано по-настоящему зрелищно и захватывающе). Да и разве если на экране полегли бы не 20 героев «с историей», а 1700 человечков «как пушечное мясо», – это как-то сыграло бы в пользу художественной ценности картины? Естественно, учитывая бюджет и возможности российских постановщиков – за $6 млн «300 спартанцев» не напишешь и не снимешь (у Зака Снайдера в далеком 2007 году бюджет был, к слову, $65 млн – десять «Коловратов», и еще на хорошую пиар-кампанию останется).

К счастью, впечатления от трейлеров не оправдались, и татаро-монголы в «Легенде о Коловрате» это не какое-то сборище диких раскрашенных азиатов, прибежавших со стрелами и дубинками грабить великие русские города (именно так любят представлять золотордынцев на уроках истории, хотя это далеко от истины). Это слаженная машина, которую возглавляет мудрый и уверенный в своих силах военачальник. Его армия хорошо оснащена, его люди вверяют ему свои жизни. Хотя и у татаро-монголов есть свои слабости – например, они суеверны. В то же время раздробленная Русь, князья которой предпочитают окапываться в своих крепостях, чем помогать соседям, именно этим и уступает Золотой Орде – она не осознает своей силы, своего единства, у нее есть единый Бог и отдельные герои. Все как всегда.

Актерский состав и герои

Кадр из фильма «Легенда о Коловрате»

Кадр из фильма «Легенда о Коловрате»

Когда вышел первый трейлер «Легенды о Коловрате», редко у кого не проскользнула мысль о мискасте. Как ни крути, исполнитель роли Евпатия Коловрата актер Илья Малаков (кстати, родом из Рязани) не тянет на богатыря – ни тебе жирка, ни тебе мышечной массы. Но по тому, как подан герой, становится понятно, что поставь на его место кого другого, с крупной грудной клеткой и мышцами, сразу с экрана на тебя будет глядеть либо герой типажа «сила есть – ума не надо», либо слишком уж идеальный герой, от которого так или иначе будешь ждать чего-то из ряда вон выходящего, раз уж он такой сильный и умный. Файзиев намеренно «усреднил» своего Коловрата, чтобы показать, что героем может стать каждый, и в каждом есть эта сила духа. Нельзя сказать, что такое решение безоговорочно играет на руку фильму, однако в нем что-то есть. Малаков сыграл своего Евпатия Коловрата с полной самоотдачей – ему веришь, за него болеешь, его чувствуешь, его понимаешь. Сила этого героя не столько в железном кулаке, не в тонкой стратегии и даже не в умении управляться с двумя мечами – совершенно в другом. Ведь богатырь это не только тот, кто крепок телом, но и тот, кто крепок духом.

Кадр из фильма «Легенда о Коловрате»

Кадр из фильма «Легенда о Коловрате»

Александр Цой в роли Бату-хана завораживает. Он обеспечил фильму непредсказуемого и колоритного антигероя, за которым как минимум интересно наблюдать. Жесты, взгляд, походка и пластика, интонации, мимика – все в этом герое выдает его полную уверенность в своем величии, он олицетворение всей мощи Золотой Орды, всей ее хитрости, всего ее коварства, всей ее беспощадности. Когда Бату-хан отдает, на первый взгляд, благородные приказы, вроде отказаться от преследования или сложить курган в честь русского героя, это не выглядит нелогично – это раскрывает еще одну его сторону, заставляет если не восхищаться им, то уважать точно. Экранному Евпатию Коловрату достался достойный противник. Они оба достойны друг друга.

Сыгранный Георгием Пицхелаури злодей Субэдэй, военачальник Бату-хана, по-своему прекрасен. В то время как Бату-хан – это нынешняя, цветущая и мощная Золотая Орда, то в характере Субэдэя есть что-то от прежних ханов, которые были отчаянно мощными, действовали решительно, не давая противнику «налюбоваться» на свои войска (а Бату-хан поступает именно так), приходили как стихийное бедствие, внезапно. Пицхелаури показывает своего героя смелым и твердым, но в то же время немного уставшим и растерянным, что особенно заметно в монологе, где он говорит о том, что не понимает, как русским удалось отразить их атаку. Финал экранного Субэдэя закономерен – с ним ушла в прошлое та, прежняя Золотая Орда, приблизился апогей нынешней, после которого необратимо пойдет спад.

Среди соратников Коловрата, конечно же, впечатляют Каркун в исполнении Александра Ильина мл. и Тимофей Трибунцев в роли знахаря, который вошел в состав боевого отряда не по своей воле. Честно признаем – им уделено больше всех внимания. За эти моменты и актеры, и сценаристы не тратили время впустую и хоть и размашистыми мазками, но раскрыли героев. С ними в том числе связаны и забавные, и драматические моменты ленты. Момент, когда Евпатий Коловрат в финале отправляет Каркуна и Ладу спасать детей, с одной стороны, выглядит нелогичным, но с другой – по-другому было никак нельзя. Именно в них двоих есть те качества, которые, сочетаясь в одном человеке, делают Коловрата героем. Сюда же можно отнести в меру сентиментальные рассуждения о том, что они оба из Старой Рязани, о монологе Коловрата, где он называет Ладу «единственной памятью о семье», и то, что Каркун – лучший воин, который сможет защитить детей (= будущее).

Музыка

Композитором к «Легенде о Коловрате» выступил Серж Танкян – тот самый вокалист группы System of a Down. В отдельных местах музыка выходит на первый план и, что называется, берет за живое, органично дополняя картинку, но по большей части предпочитает топтаться где-то далеко, и о гармонии визуального и аудиального тут говорить не приходится. Если целенаправленно настроиться на то, чтобы оценить саундтрек, то, конечно, он никуда не денется, однако факт: при просмотре «Легенды о Коловрате» тонким вплетением музыки в полотно насладиться не получится, лишь только в паре-тройке «лирических отступлений».

Что не так

Кадр из фильма «Легенда о Коловрате»

Кадр из фильма «Легенда о Коловрате»

Первое, с чем беда, причем большая – графика. Не надо быть «набившим глаз» экспертом, чтобы понять, какие кадры снимались на зеленом фоне (темное-темное небо в отдельных местах неподвижно, выдает освещение, насыщенность, высокий контраст), а какие животные целиком и полностью «вышли» из компьютера (и да, медведь – не расист, медведь – олицетворение праведной ярости русского народа, неспроста он живет у старца Нестора). Компьютерные модели крепостей можно было облагородить деревцами или хотя бы каменными насыпями, не говоря уже о том, чтобы добавить местам, где эти укрепления стоят, хоть какой-то рельеф – холмики, овраги, рвы.

Второе – одна из главных особенностей Коловрата, его приобретенная амнезия, выглядит слишком наивно и нарочито, ссылаясь чуть ли не на «Мементо» Кристофера Нолана (спасибо и на этом). До конца непонятно, зачем она нужна – лишней глубины она персонажу не добавляет, напротив – в отдельных местах она и вовсе выглядит смешно и глупо. Для того чтобы Коловрат взял с собой Ладу, можно было придумать более изящное решение. То же самое насчет затаенной злобы на Субэдэя.

Третье – отдельные операторские решения и монтаж. Оператор Максим Осадчий прекрасно показывает масштаб происходящих на экране битв, но зачем-то именно в рамках этих самых эпичных сражений начинает «крутить» камеру. Один раз – ладно. Два – нормально. Но когда в третий раз ныряющая вверх-вниз-влево-вправо камера вызывает головокружение и расфокусировку зрения на 2D-сеансе – это уже через край. Что тогда происходит на сеансе в 3D? В то же время переходы к флэшбэкам, которые показывают, как татаро-монголы захватили Старую Рязань, выглядят нелепо – это попросту другой стиль подачи визуальной информации, который не согласуется с выбранным основным решением.

Костюмы и не компьютерные декорации

Кадр из фильма «Легенда о Коловрате»

Кадр из фильма «Легенда о Коловрате»

Судя по всему режиссеры отдавали себе отчет в том, что компьютерная графика получается крайне посредственная, и потому определенный акцент решили сделать на костюмах и настоящих декорациях. Глаз радуется, когда смотришь на убранство русских изб (именно убранство внутри изб - «внешняя» модель Старой Рязани буквально кричит, что она компьютерная, и требует вдохнуть в нее жизнь, но об этом мы говорили выше), на костюмы русских женщин, на доспехи русских богатырей, даже на то, каких подобрали коней и какие им сшили попоны.

Однако когда герои оказываются непосредственно у хана – вот здесь начинается самое интересное. Убранство шатра Бату-хана, его одежда и внешний тонкий «кукольный» лоск, доспехи его приближенных и рядовых воинов – все это выглядит достойно и любопытно для глаза. Этот «культурный контраст», перерастающий из «бытового» в «боевой» не дает заскучать, заставляя сопоставлять и анализировать каждую мелочь – от того, как выглядит татаро-монгольская кружка, до того, как выглядят мечи и щиты.

Что в итоге

Кадр из фильма «Легенда о Коловрате»

Кадр из фильма «Легенда о Коловрате»

У фильма Джаника Файзиева «Легенда о Коловрате» есть недостатки, и можно долго и со вкусом смаковать в том числе тему старого доброго хромакея, который здесь явно не прокачан в должной степени. Можно указывать на имеющийся пяток логических дыр, на то, что много крестятся и воюют за Русь-матушку, выполняя «заказ», на то, что фильм не о победе русских витязей над Бату-ханом, а о конкретном герое, который воодушевил своим подвигом народ… И все же справедливо будет назвать «Легенду о Коловрате» находчивой и мощной лентой. Здесь нет бредового фэнтези ради фэнтези, здесь нет предсказуемости в течении сюжета, здесь нет шаблонности в плане изображения противостоящих сторон… Зато здесь есть буквально электризующая дух атмосфера боя. Здесь есть историчность, пусть даже с уклоном в сказку. Здесь есть интересные герои, за которых действительно переживаешь и которыми восхищаешься.

Из-за глупых, бездарных поделок, названия которых всем известны, словосочетание «патриотическое кино» стало каким-то единым «стоп-словом». Но «Легенда о Коловрате», которая рассказывает как раз не о победе, а о противостоянии двух достойных соперников, олицетворяющих каждый свое государство, задевает какие-то струны души, присыпанные опытом просмотра грязно-бородатых «Викингов» и несомненно крутых современных и не очень голливудских пеплумов и эпиков. Какое отношение имеет Голливуд к реальным Спарте или Трое? Никакого. Это не их история. Они просто сняли классную картину и продали ее зрителям. Какое отношение мы, российские зрители, имеем к легенде о Коловрате? (Кроме бюджетных денег.) Как ни странно – самое прямое, потому что эта легенда – часть истории России. Не хочется скатываться в бесконечные рассуждения обо всем и ни о чем. Просто отметим, что в «Легенде о Коловрате» есть та, пока слабая, энергия, которой не хватает то ли уставшим от порожних деятелей, требований и сюжетов российскому кинематографу, то ли российскому обществу… Или и тому, и другому. А может быть, больше даже второму.

В серии аудиокниг «Загадки истории» ИД «Союз» существует аудиоверсия собрания избранных произведений Василия Яна. В частности, в одной из глав знаменитый русский писатель рассказывает о Евпатии Коловрате - полулегендарном герое Древней Руси, жившем в Рязани в XIII веке. Споры о том, кем Коловрат был на самом деле и какими ратными подвигами действительно отличился, а какие ему приписали, не прекращаются по сей день. Предлагаем вам бесплатно прослушать на YouTube главу из аудиосборника Василия Яна, посвященную Евпатию Коловрату.



В центре внимания

Поделитесь с друзьями