«Когда в село войдут пришельцы, я их брошу в тюрьму//Нам, русским за границей, иностранцы ни к чему» - пел в песне «Афанасий Никитин-буги» один из героев этой подборки Борис Гребенщиков. Традиции русской литературы и классической музыки известны на весь мир. Однако, когда дело доходит до современной популярной музыки с бескрайних просторов нашей Родины, ситуация оказывается не столь радужной. В чем причина этого? «Трудности перевода» русского текста на международный английский? Или огромные размеры нашей страны, в которой и так хватает благодарной аудитории?
Вполне возможно, что здесь замешана и национальная гордость, ведь покорение заграницы для русского музыканта - дело долгое, не всегда благодарное и зачастую требующее своеобразного отречения от столь важных национальных «корней». Тем не менее, кое-кому из наших все же удалось и до сих пор удается удивить ко многому привыкшего западного слушателя. Soyuz.Ru вспоминает некоторых из тех, для кого вояжи на Запад не прошли даром.
Арам Хачатурян
«А также в области балета мы впереди планеты всей». Строчки из этой песни неожиданно стали явью, когда запись музыки Арама Хачатуряна к балету «Спартак», сделанная совместно с Лондонским симфоническим оркестром, попала в 1972 году в британский чарт альбомов, дошла до 16-й позиции и продержалась в нем 15 недель. А впоследствии музыка автора «Танца с саблями» использовалась в таких разных фильмах, как «2001: Космическая одиссея» Стенли Кубрика, «Чужие» Джеймса Кэмерона и даже «Калигула» Тинто Брасса. Известно также, что большим поклонником творчества Хачатуряна был сам Сальвадор Дали. Весьма необычная история их встречи входит в канон безумных и эксцентричных выходок знаменитого художника.
Борис Гребенщиков
В 1988 году компания CBS всерьез заинтересовалась русским роком и заключила контракт на запись шести альбомов с Борисом Гребенщиковым, который благодаря Джоанне Стингрей получил неплохую раскрутку на Западе. Результатом стал частично англоязычный “Radio Silence”, спродюсированный Дейвом Стюартом из Eurythmics, однако помощь Дэйва и таких суперпрофессионалов, как Майкл Кеймен, Рэй Купер и Крисси Хайнд, успехом не увенчалась - контракт был расторгнут после того, как диск занял 198-е место из 200 в чарте Billboard и не окупил даже расходов на рекламу, а на родине послужил прологом к окончательному распаду классического «Аквариума». Тем не менее, проторив дорогу на Запад, Гребенщиков не остановился - за рубежом были записаны несколько лучших его альбомов, а на ударных в «Аквариуме» уже не один год играет ирландец Лиам Брэдли.
Звуки Му
Еще одной ласточкой, прилетевшей искать экзотики в СССР, стал легендарный Брайан Ино, Вергилием которого в русском роке стал Артемий Троицкий. Услышав «Звуки Му», Ино назвал ее «своеобразным маниакальным минимализмом», а Мамонова именовал не иначе как «удивительный и страшный тип, явившийся словно из какого-то глубокого средневековья». Одиссея с записью и сведением совместного альбома достойна отдельного рассказа: достаточно сказать, что в Лондоне, где происходило сведение, Мамонов просто не подпускал Ино к пульту, стремясь сделать все самостоятельно. Так или иначе, выпущенная пластинка за две недели разошлась тиражом 35 тысяч экземпляров. Авторитетный журнал “Village Voice” поставил ей четверку с минусом, тогда как тот же “Radio Silence” «огреб» двойку с минусом. Однако ни с Ино, ни вообще за границей группа больше никогда не работала. «Для «Звуков Му» лучшим продюсером был бы не тонкий эстет, а человек, знающий толк в элегантной грубости. Ино для нас оказался слишком интеллигентен», - вспоминал впоследствии клавишник Павел Хотин. Наследие «Звуков Му» и сегодня остается в памяти продвинутых западных слушателей - и музыкантов. Несколько лет назад собственный ремейк на клип «Грубый закат» сделала популярнейшая американская инди-группа The National.
Парк Горького
Попытки прорваться на Запад предпринимались и с другой стороны ветшающего железного занавеса: в 1987 году на свет появляется англоязычная группа «Парк Горького», созданная под патронажем Стаса Намина из высокопрофессиональных музыкантов. Сделав ставку на китчевый «серпасто-молоткастый» имидж, электрогитару в форме балалайки и музыку в духе модных в те времена Bon Jovi и Def Leppard, группа сняла несколько клипов в Нью-Йорке и отправилась в тур по Америке, попутно записав композицию с Джоном Бон Джови. Америку они не покорили, попав на 6 недель на 81-е место в Billboard с синглом “Try To Find Me”. Дебютный альбом также не выстрелил, проведя 21 неделю на 80-м месте Billboard 200, хотя 300 тысяч проданных копий для сравнительно вторичной с западной точки зрения и неамериканской группы — это очень хороший результат. Гораздо большего успеха группа добилась в Скандинавии. “Gorky Park” в Норвегии занял 9-е место, а сингл “Bang” – пятое. А в Дании альбом даже стал платиновым.
Аукцыон
«Аукцыон» начал регулярно выезжать за рубеж с конца 80-х: группа дала несколько сот концертов во Франции, Германии, Дании, Швейцарии, Австрии, Голландии и Чехии. Тогда же в Париже вышел первый официально изданный диск группы под названием «Как я стал предателем», причем сделано это было сразу на CD. В Париже же группа познакомилась со знаменитым Алексеем Хвостенко: знакомство и дружба впоследствии привели к записи совместных альбомов «Чайник вина» и «Жилец вершин», ставших не только одними из лучших у «Аукцыона», но и мощным средством раскрутки на родине для самого «Хвоста». Но самым большим успехом на Западе для «Аукцыона» стал альбом «Девушки поют», записанный при участии таких зубров современного альтернативного джаза, как гитарист Марк Рибо и Джон Медески. Пластинку по достоинству оценил авторитетный англоязычный портал PopMatters, и долгое время альбом «Девушки поют» находился в списке лидеров музыкального агргегатора рейтингов RateYourMusic за 2007 год, обойдя релизы того же года от Роберта Планта и Sigur Ros и собрав, пожалуй, даже больше англоязычных, чем русскоязычных отзывов.
Messer Chups
Диски группы электронного серфа Messer Chups можно встретить в магазинах что в Европе, что в США: возможно, этому способствует тот факт, что Олег Гитаркин играет откровенно не русскую музыку и никак не обыгрывает свое происхождение, резонно полагая, что это не так уж и важно. Немалую роль сыграло и то, что один из альбомов группы издал не кто-нибудь, а вокалист Faith No More Майк Паттон: на владельца лейбла “Ipecac” повлиял один из знакомых музыкантов, подсунувший приятелю записи Гитаркина.
«Тату»
Сконцентрировавшись на лесбийском имидже и пронзительном голосе Юли Волковой, продюсер Иван Шаповалов решил пробиваться на западный рынок, записав в 2002 году англоязычную версию альбома «200 по встречной». Диск оказался ко двору, разойдясь зарубежным тиражом около 10 миллионов. Золотой статус в четырех странах и платиновый по Европе в целом, абсолютный рекорд продаж в Японии в 2003 году, первое место в британском чарте. А “All the Things She Said”, она же «Я сошла с ума» попала даже в саундтрек к замечательному фантастическому ромкому «Бойфренд из будущего». Группа распалась всего через несколько лет, но ее достижения на Западе до сих пор так и не смог превозойти никто из «наших»: словосочетание «русская поп-музыка» по-прежнему вызывает в воспоминаниях среднестатистического иностранца страстный поцелуй Юли и Лены.
Алсу
После того, как Алсу неожиданно заняла второе место на конкурсе «Евровидение» в 2000 году, выступив с песней “Solo”, европейские продюсеры решили обратить на нее внимание. Увы, желание сыграть на поле западных звезд в очередной раз обернулась провалом: сделанная «под Бритни Спирс» песня “Before You Love Me” попала на 27 место европейских чартов всего на неделю. А в 2005 году лейбл Mercury отказался от планов выпуска второго англоязычного альбома Алсу, несмотря на телеротацию высокобюджетного видеоклипа ”Always On My Mind” на британских музыкальных каналах и промотур Алсу по радиостанциям.
Леонид Агутин
Автор «Босоногого мальчика» окончил Московскую джазовую школу при ДК «Москворечье» и с юности увлекался акустической гитарной музыкой — от джаза до фламенко. Мечты пересадить на русскую почву смесь Gipsy Kings и Пако де Лусии не осуществились, зато в 2005 году Агутин записал альбом с одним из своих кумиров - виртуозом джазовой гитары Элом ди Меолой. Альбом “Cosmopolitan Life” поступил в продажу в России, Великобритании, Германии, Австрии, Канаде и в США и за первые полгода разошелся тиражом более чем в 900 тысяч копий. А DVD с записью совместного концерта и рассказом о записи пластинки сразу попал в ТОР-20 музыкальных чартов джазовых видео Европы и Америки. Рискнем предположить, что основной аудиторией этого проекта стали поклонники Ди Меолы, старательно отслеживающие все новые релизы своего любимого гитариста.
Эдуард Хиль
«С этой песней связана целая история. Для неё сначала были написаны стихи, но они были неудачные. То есть удачные, но в то время их нельзя было публиковать. Содержание было такое: «Я скачу по прерии на своём жеребце, мустанге таком-то, а моя любимая Мэри за тысячу миль отсюда вяжет для меня чулок». В то время опубликовать такое, конечно, не получилось, и мы с композитором Аркадием Ильичом Островским решили — что ж, пусть это будет вокализ», - вспоминал Эдуард Хиль о песне, получившей название «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой». 26 ноября 2009 года пользователь RealPapaPit выложил съемку этого вокализа на YouTube - то ли его привлек голос Хиля, то ли сам вокализ, но после этого певец стал известен на Западе как «мистер Трололо»: его выступление пародировали актер Кристоф Вальц и создатели сериала «Гриффины», в сети появились многочисленные ролики, на одном из которых от голоса Хиля взрывается планета, а ролик набрал 27 с лишним миллионов просмотров. Сам же Хиль, которого после вирусной популярности ролика вновь стали звать в клубы и на телевидение, шутил, что собирается выступать под псевдонимом Трололомэн. А после смерти певца в июне 2012 года его некролог появился в “The New York Times”.
Pussy Riot
Самое большое заблуждение среди западных деятелей культуры относительно Pussy Riot заключается в том, что девушки в балаклавах представляют собой музыкальный коллектив. Изначально PR в гораздо большей степени были похожи не столько на рок-группу, сколько арт-проект, ориентированный на проведение провокационных, стилизованных под концерты, политических акций в общественных местах. Посему их присутствие в этом музыкальном обзоре имеет ряд оговорок .Вскоре после ареста Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич в 2012 году акции в их поддержку стали осуществлять музыканты по всему миру - от Мадонны и Пола Маккартни до того же Майка Паттона и Die Antwoord. Все они говорили о Pussy Riot как о сёстрах по оружию, выражающих свое несогласие посредством музыки. В итоге участницам проекта пришлось взяться за музыкальные инструменты и начать осваивать гаммы и аккорды. Тем не менее вне скандала и репутации проект оказался малоинтересен. «Это не про музыку, а про контекст. Ты слушаешь группу не потому, что она хорошая, а потому, что она выражает какие-то политические идеи, позволяет понять, что творится в обществе в другой стране. Статьи про Pussy Riot скорее напечатают в разделе о мировой политике, чем в музыкальной рубрике», - признавал музыкальный обозреватель “The Guardian” Дориан Лински.
Анна Нетребко
Еще один пример сокрушительной мощи русской оперы и балета - карьера оперной певицы Анны Нетребко, которая добилась мировой известности, в том числе и славы в Соединенных Штатах. Ее записи постоянно находятся в чартах классической музыки, но в некоторых странах попадают и в общемузыкальные хит-парады. В австрийские чарты в разное время попадало 15 альбомов Нетребко: сама она приняла австрийское гражданство, а фото с ее автографом стоит на видном месте сувенирного магазина при Венской опере.
Хуун-Хуур-Ту
Экзотическая этно-музыка давно пользуется спросом на Западе, поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1993 году только что образовавшийся музыкальный коллектив из Тувы отправился на гастроли прямиком в США: гипнотическое звучание народных инструментов и традиционное тувинское горловое пение очаровало не только рядовых слушателей, но и таких искушенных ценителей, как Фрэнк Заппа. С тех пор «Хуун-Хуур-Ту» записывались в Лондоне и Нью-Йорке, работали с композитором Карменом Риццо, струнным квартетом Kronos Quartet и российским композитором Владимиром Мартыновым. А Артемий Троицкий в своей книге «Poplex» называет «Хуун-Хуур-Ту» наряду с ансамблем Дмитрия Покровского «двумя единственными реальными звёздами» фолк-музыки в России.
On-The-Go
Начав с рок-музыки в родном Тольятти, On-The-Go довольно быстро перешли к более современному звуку и, выпустив дебютный альбом в 2009 году, привлекли внимание некоторых зарубежных слушателей. Победив на конкурсе “Tuborg Вечеgreenка”, группа получила возможность выступить на концерте британцев Keane в Москве, и, по мнению некоторых изданий, даже затмила главных звезд. С тех пор On-The-Go выпустили еще три альбома с «русско-меланхоличным» звучанием, неоднократно сравнивались с такими проектами, как Alt-J и Woodkid, а на выступлениях в Лондоне их нередко принимают за британскую группу.
Therr Maitz
Зарубежная одиссея группы началась с того, что в 2005 году лидер группы клавишник Антон Беляев подписал контракт с японской компанией на серию клубных выступлений в Токио и Киото и уехал вместе с музыкантами работать в Японию. После года контрактной работы и нескольких лет сотрудничества с российскими артистами он выпустил компиляцию треков, записанных в ранний период группы под названием “Sweet Oldies”: хорошие продажи в iTunes навели Беляева на мысль о реюнионе. Полностью обновив состав, группа выступила на фестивале Bosco Fresh вместе с WOODKID, Datarock, Motorama и другими инди-звездами, а также на фестивале Maxidrom, хедлайнером которого стала группа 30 seconds to Mars. 4 декабря 2014 Therr Maitz представили уникальную концертную программу в сопровождении струнного оркестра из Лондона, а 4 марта 2015 на iTunes вышел альбом “UNICORN”, записанный в студиях Лондона, Москвы и Рио-де-Жанейро. Все эти усилия не пропали даром: 6 ноября 2016 года Therr Maitz были признаны лучшими российскими артистами по версии премии 2016 MTV Europe Music Awards. В результате сегодня проект Антона Беляева можно обнаружить в англоязычных подборках типа «10 групп из России, которые нужно знать».